рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Гостевая книга
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | С.Я.Маршак | В.Ходасевич | С.Я.Маршак | И.Ф.Анненский |

Рифма к слову «рап»






Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






 


Евгений Баратынский
«Г[неди]чу»

Враг суетных утех и враг утех позорных,
Не уважаешь ты безделок стихотворных;
Не угодит тебе сладчайший из певцов
Развратной прелестью изнеженных стихов:
Возвышенную цель поэт избрать обязан.

К блестящим шалостям, как прежде, не привязан,
Я правилам твоим последовать бы мог,
Но ты ли мне велишь оставить мирный слог
И, едкой желчию напитывая строки,
Сатирою восстать на глупость и пороки?
Миролюбивый нрав дала судьбина мне,
И счастья моего искал я в тишине;
Зачем я удалюсь от столь разумной цели?
И, звуки легкие затейливой свирели
В неугомонный лай неловко превратя,
Зачем себе врагов наделаю шутя?
Страшусь их множества и злобы их опасной.

Полезен обществу сатирик беспристрастный;
Дыша любовию к согражданам своим,
На их дурачества он жалуется им:
То, укоризнами восстав на злодеянье,
Его приводит он в благое содроганье,
То едкой силою забавного словца
Смиряет попыхи надутого глупца;
Он нравов опекун и вместе правды воин.
Всё так; но кто владеть пером его достоин?
Острот затейливых, насмешек едких дар,
Язвительных стихов какой-то злобный жар
И их старательно подобранные звуки —
За беспристрастие забавные поруки!
Но если полную свободу мне дадут,
Того ль я устрашу, кому не страшен суд,
Кто в сердце должного укора не находит,
Кого и божий гнев в заботу не приводит,
Кого не оскорбит язвительный язык!
Он совесть усыпил, к позору он привык.

Но слушай: человек, всегда корысти жадный,
Берется ли за труд, наверно безнаградный?
Купец расчетливый из добрых барышей
Вверяет корабли случайности морей;
Из платы, отогнав сладчайшую дремоту,
Поденщик до зари выходит на работу;
На славу громкую надеждою согрет,
В трудах возвышенных возвышенный поэт.
Но рвенью моему что будет воздаяньем:
Не слава ль громкая? Я беден дарованьем.
Стараясь в некий ум соотчичей привесть,
Я благодарность их мечтал бы приобресть,
Но, право, смысла нет во слове «благодарность»,
Хоть нам и нравится его высокопарность.
Когда сей редкий муж, вельможа-гражданин,
От века сих вельмож оставшийся один,
Но смело дух его хранивший в веке новом,
Обширный разумом и сильный, громкий словом,
Любовью к истине и к родине горя,
В советах не робел оспоривать царя;
Когда, к прекрасному влечению послушный,
Внимать ему любил монарх великодушный,
Из благодарности о нем у тех и тех
Какие толки шли?— «Кричит он громче всех,
О благе общества как будто бы хлопочет,
А, право, риторством похвастать больше хочет;
Катоном смотрит он, но тонкого льстеца
От нас не утаит под строгостью лица».
Так лучшим подвигам людское развращенье
Придумать силится дурное побужденье;
Так, исключительно посредственность любя,
Спешит высокое унизить до себя;
Так самых доблестей завистливо трепещет
И, чтоб не верить им, на оные клевещет!

Нет, нет! разумный муж идет путем иным
И, снисходительный к дурачествам людским,
Не выставляет их, но сносит благонравно;
Он не пытается, уверенный забавно
Во всемогуществе болтанья своего,
Им в людях изменить людское естество.
Из нас, я думаю, не скажет ни единый
Осине: дубом будь, иль дубу — будь осиной;
Меж тем как странны мы! Меж тем любой из нас
Переиначить свет задумывал не раз.


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 80 строк)
Размер: шестистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: позорных-стихотворных-певцов-стихов-обязан.
Рифмовка: AABBC

2-я cтрофа - 12 строк , многоостишие.
Рифмы: привязан-мог-слог-строки
              пороки-мне-тишине-цели
              свирели-превратя-шутя-опасной.

Рифмовка: ABBC DEEF GAAB

3-я cтрофа - 19 строк, многоостишие.
Рифмы: беспристрастный-своим-им-злодеянье
              содроганье-словца-глупца-воин
              достоин-дар-жар-звуки
              поруки-дадут-суд-находит
              приводит-язык-привык.

Рифмовка: смешанная

4-я cтрофа - 34 строки, многоостишие.
Рифмы: жадный-безнаградный-барышей-морей
              дремоту-работу-согрет-поэт
              воздаяньем-дарованьем-привесть-приобресть
              благодарность-высокопарность-гражданин-один
              новом-словом-горя-царя
              послушный-великодушный-тех-всех
              хлопочет-хочет-льстеца-лица
              развращенье-побужденье-любя-себя
              трепещет-клевещет.

Рифмовка: смешанная

5-я cтрофа - 10 строк, десятистишие.
Рифмы: иным-людским-благонравно-забавно
              своего-естество-единый-осиной
              нас-раз.

Рифмовка: AABB CDEE FF
------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 477

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм    Рифмы онлайн    Рифмы к именам




Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах



Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах



Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Другие стихи Евгения Баратынского:
Е.Баратынский «Болящий дух врачует песнопенье...», Е.Баратынский «Разлука», Е.Баратынский «Живи смелей, товарищ мой...», Е.Баратынский «Лета», Е.Баратынский «Эпиграмма/2», Е.Баратынский «Предрассудок! он обломок...», Е.Баратынский «Люблю я вас, богини пенья...», Е.Баратынский «Своенравное прозванье...», Е.Баратынский «Безнадежность», Е.Баратынский «Чувствительны мне дружеские пени...», Е.Баратынский «Больной», Е.Баратынский «На смерть Гете», Е.Баратынский «Она», Е.Баратынский «Запустение», Е.Баратынский «Уверение», Е.Баратынский «Князю Петру Андреевичу Вяземскому», Е.Баратынский «К***», Е.Баратынский «На посев леса», Е.Баратынский «Эда», Е.Баратынский «Эпиграмма/4», Е.Баратынский «Хотя ты малый молодой...», Е.Баратынский «Оправдание», Е.Баратынский «В альбом», Е.Баратынский «Последняя смерть», Е.Баратынский «Мне с упоением заметным...», Е.Баратынский «Бывало, отрок, звонким кликом...», Е.Баратынский «Войной журнальною бесчестит без причины...», Е.Баратынский «Смерть», Е.Баратынский «Пора покинуть, милый друг...», Е.Баратынский «Мой дар убог, и голос мой не громок...», Е.Баратынский «Алкивиад», Е.Баратынский «Падение листьев», Е.Баратынский «Незнаю? Милая Незнаю...», Е.Баратынский «Прощай, отчизна непогоды...», Е.Баратынский «На что вы, дни! Юдольный мир явленья...», Е.Баратынский «Две доли», Е.Баратынский «Благословен святое возвестивший...», Е.Баратынский «Небо Италии, небо Торквата...», Е.Баратынский «Когда твой голос, о поэт...», Е.Баратынский «Спасибо злобе хлопотливой...», Е.Баратынский «Старик», Е.Баратынский «О, верь: ты, нежная, дороже славы мне...», Е.Баратынский «Завыла буря; хлябь морская...», Е.Баратынский «Муза», Е.Баратынский «Всегда и в пурпуре и в злате...», Е.Баратынский «Где сладкий шепот...», Е.Баратынский «Цветок», Е.Баратынский «К[рыло]ву», Е.Баратынский «Один, и пасмурный душою...», Е.Баратынский «К Креницыну», Е.Баратынский «Здравствуй, отрок сладкогласный...», Е.Баратынский «Филида с каждою зимою...», Е.Баратынский «Бал», Е.Баратынский «Разуверение», Е.Баратынский «Когда, дитя и страсти и сомненья...», Е.Баратынский «Элегия», Е.Баратынский «Когда исчезнет омраченье...», Е.Баратынский «Дельвигу», Е.Баратынский «Подражателям», Е.Баратынский «Что за звуки? Мимоходом...», Е.Баратынский «Слыхал я, добрые друзья...», Е.Баратынский «Стансы», Е.Баратынский «Рука с рукой Веселье, Горе...», Е.Баратынский «Размолвка», Е.Баратынский «Родина», Е.Баратынский «Скульптор», Е.Баратынский «Взгляните: свежестью младой...», Е.Баратынский «Приметы», Е.Баратынский «Толпе тревожный день приветен, но страшна...», Е.Баратынский «Песня», Е.Баратынский «К Алине», Е.Баратынский «Авроре Ш[ернваль]», Е.Баратынский «Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам...», Е.Баратынский «Ахилл», Е.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», Е.Баратынский «Пиры», Е.Баратынский «Осень», Е.Баратынский «Финляндия», Е.Баратынский «Тебя ль изобразить и ты ль изобразима...», Е.Баратынский «Коттерие», Е.Баратынский «Есть грот: наяда там в полдневные часы...», Е.Баратынский «Г[неди]чу», Е.Баратынский «Последний поэт», Е.Баратынский «Вот верный список впечатлений...», Е.Баратынский «К. А. Тимашевой (вам всё дано...)», Е.Баратынский «А.А. Фуксовой», Е.Баратынский «Рифма», Е.Баратынский «Лагерь», Е.Баратынский «При посылке «бала» с. Э[нгельгардт]», Е.Баратынский «К Кюхельбекеру», Е.Баратынский «Эпиграмма», Е.Баратынский «Когда неопытен я был...», Е.Баратынский «Поэт Писцов в стихах тяжеловат...», Е.Баратынский «Любовь», Е.Баратынский «Очарованье красоты...», Е.Баратынский «Итак, мой милый, не шутя...», Е.Баратынский «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова...», Е.Баратынский «Не подражай: своеобразен гений...», Е.Баратынский «Идиллик новый на искус...», Е.Баратынский «Д. Давыдову»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


     Рифмовник.ру     Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»     Стихи.ру     Ты-поэт.ру