рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Н.Рубцов | Н.Рубцов | М.И.Алигер | М.И.Алигер |

Рифма к слову «плац»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

Словарь поэтических терминов в примерах

Ф-X-Ц-Ч-Ш
 

ФАБУЛА (лат. fabula -басня, рассказ) - цепь событий, о которых повествуется в сюжете.

ФАНТАСТИКА  (греч. phantastike - искусство воображать) – произведение, основанное на фантазии и художественном вымысле. Часто, описывающее прогнозированное будущее, других миры.

ФАРД – жанр восточной поэзии, воплощённый в одном бейте, лаконично передающем смысл стихотворения.

        Тогда лишь слово в ход пустить – твой долг,
        Когда уверен ты, что будет толк.
                                                             (Саади)

ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures)  – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо  фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу  в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи  в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий.  В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Больше фигурных стихов

О, где же те мечты? Где радости печали,
    Светившие нам столько долгих лет?
 От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
 И те пропали,
Их нет.
 (А. Апухтин)

  
                 
   и
                    кто
                  придя
                 в  твои
              запретныя
  где  б не был до того никто
    найдет безмолвныя твои
     и тайны  света низведя
        в тьме безответныя
          родит тебе мечты
            тот светлый ты
        твоя звезда  живая
       твой гений двойника
     его смиренно призывая
  смутясь  молись  издалека
 а  ты а ты вечерняя  звезда
                тебе туда
                  глядеть
                    где я
                       я
         (И. Рукавишников)

 

ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ – см. Стилистические фигуры

ФОНИКА (греч. phone - звук)  - область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ (фразеологизм) - см. Идиома.

ФРАЗОВИК (раёшный стих) - несимметричный интонационно-фразовый свободный стих. См. раёшный стих.

ХАЙКУ (хокку) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Первоначально стихи назывались хокку ("начальные стихи"), но позже за ними закрепилось название "хайку" (комические стихи), так как они носили шуточный характер. Со временем хайку стали лирическим жанром, но название сохранилось. Хайку зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Хайку и дзэн-буддизм неразрывно связаны - целью последнего является просветление (сатори), внезапное озарение, которое невозможно передать долгими описаниями - можно только запечатлеть с помощью короткой и яркой мысли, облачённой в стихи. Тем не менее, писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Поэзия, проникнутая духом дзэн, представлялась как часть специфической духовной практики, направленной на достижение полной гармонии с окружающим миром - знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Хайку - это философский взгляд на мир в хрупкой и изысканной форме. Простота, изящество, небывалая поэтичность и ясность изложения ставят хайку в один ряд с наиболее популярными стихотворными жанрами современности. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

                (Басё)
С шелестом облетели
Горных роз лепестки…
Дальний шум водопада.

                       (Басё)
Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.

               (Рансэцу)
Луна так ярко светит!
Столкнулся вдруг со мной
Слепец - и засмеялся...
              (Ессано Буссон)


В жанре японских трёхстиший писали и русские поэты-классики. Хайку нередко можно встретить и в современной русской поэзии.

Вот девушка с газельими глазами
Выходит замуж за американца,
Зачем Колумб Америку открыл?
                                     (Н. Гумилёв)

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма; расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).
 

ХОЛОСТАЯ РИФМОВКА способ чередования рифм в строфе, при котором вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая т третья – нет (АВСВ)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
           (А.Н. Плещеев)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. 
Схема «
 - ».

       Мчаться тучи, вьются тучи
       Невидимкою луна
       Освещает снег летучий;
       Мутно небо, ночь мутна.
                          (А.С. Пушкин)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД – совокупность общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве; единство мировосприятия и эстетических взглядов, определяющих конкретное литературное направление. К художественным методам относятся: классицизм, реализм, романтизм, сентиментализм, натурализм...


ЦЕЗУРА
(лат. caesura — рассечение) - постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий ещё большей её ритмический организации
(«Зима!…ü Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкин). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными).
Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.

  Как хороши,V как свежи были розы
 
В моём саду!V Как взор прельщали мой!
 
Как я молил Vвесенние морозы
 
Не трогать ихV холодною рукой.
                           (И. Мятлев)

Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.

Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале -
Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки.
Их павшими считали,V пропавшими считали,
Но вот они живые,V всем бедам вопреки.
                                (Я. Хелемский)

Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.

Прозрачное Vправдивейшее слово
Ложится Vна безмолвные листы.
Как в юности, Vмолюсь тебе сурово
И знаю: V Свет и радость - это ты.


ЦЕНТОН (лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных  стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного, в основном, из заглавных строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье, -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия!
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

ЦИКЛОПАЛИНДРОМ - экспериментальный термин; палиндром, который замыкается в круг и читается как по часовой, так и против часовой стрелки.

Циклопалиндром
  (С. Федин)

ЧАСТУШКА - народная рифмованная припевка; четверостишие или двустишие лирического или сатирического содержания в задорно-шутливой форме.

           Ешь ананасы, рябчиков жуй,
           День твой последний приходит, буржуй.
                                                      (В. Маяковский)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.    
            Попрыгунья Стрекоза
            Лето красное пропела;
            Оглянуться не  успела,
            Как зима глядит в глаза.
                                   (И.А. Крылов)
ШАРАДА – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

   (Кар + тина = картина)
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.

    (кит + ель = китель)

ШЕСТИСТИШИЕ (секстина) - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
                              (А.С. Пушкин)

<<< Назад    Дальше  >>>


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.