рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | В.А.Жуковский | М.Алигер | К.Прутков | М.Алигер |

Рифма к слову «пробеги»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

 

   РИФМА: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
 


§ 2.

ПОНЯТИЯ «РИФМЕНТ» И «РИФМОРЯД».
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ.
 

Основой  и фундаментом любой рифмы  является  рифмент.
РИФМЕНТ – рифмообразующая часть слова, центр которой – ударная гласная. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент –  это единица рифмы.
Мир  -  пир, дума  -  шума, ночь  -  дочь, игра  -  пора,  мой  –  спой, сила  –  вилы, моя  –  семья
Отсюда имеем ещё одно, техническое определение самой рифмы:
РИФМА – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом.
Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом,  как  у  исходного.
В дальнейшем рассмотрение обоих понятий будет происходить параллельно, поскольку любой рифмент образует одноимённую рифму.
РИФМОРЯД –  список рифм, образованных от одного рифмента.  В контексте словаря рифмент  имеет второе значение, как имя рифморяда. Так, рифмент (как рифморяд в словаре) «МЫ» включает в себя слова с рифментом «МЫ» (как частью слова): умы, холмы, взаймымы
Рифмент в словаре может состоять из нескольких «подрифментов».
Подрифменты объединяют в себе относительно большие группы слов с общими признаками внутри одного рифмента в словаре.

       По типу все рифменты и рифмы делятся на БАЗОВЫЕ и ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ.
К  БАЗОВЫМ относятся более 99 %  всех рифм (отсюда и название). ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ, несмотря на их ничтожно малое количество (менее1%),  практически все без исключения являются  функциональными (см. функциональность рифм § 14)  и  наиболее употребляемыми в поэтической практике (что называется «у всех на слуху»), чего нельзя сказать и о половине всех базовых рифм. Все базовые рифмы имеют послеударные звуки или слоги. В окончательных рифмах ударный звук является последним.

К  ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ  рифмам относятся слова с ударением на последнем звуке :
Страна - смешна, дары - пары, уйду - какаду, змея - твоя, крои - бои
По этой причине, а также по той, что все окончательные рифмы имеют законченный вид и допускают  только один единственно правильный вариант рифмосочетания, этот  тип и называется ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ.
Все окончательные рифмы являются односложными и делятся на гласные и согласные.

ГЛАСНЫЕ РИФМЫ

Гласные рифмы –  вид окончательных рифм. Гласный рифмент имеет место в том случае, если ударная гласная является последней в слове и перед  ней тоже стоит  гласная (боа, НИИ), либо мягкий знак (портье, ружьё, налью). К этой группе слов также относятся слова: фойе  и райя.

                                   Эх ты, горе горькое,
                                   Сладкое житьё!
                                   Рваное пальтишко,
                                   Австрийское ружьё!
                                                               
(А. Блок)

Из всех видов русских рифм, этот  - единственный,  в котором рифмент слов состоит всего из одной буквы (не путать со звуком, в т.ч. «j») - ударной гласной. Это и определило  название всему виду. Слов (во всех их грамматических формах) с гласными рифментами  в русском языке немногим более 1000. В связи с тем, что организующей единицей любого словаря является именно буква, а не звук, здесь и в дальнейшем упоминание о звуке "йот" может опускаться.

СОГЛАСНЫЕ РИФМЫ

Слова с ударением на последнем звуке, которому также предшествует согласный, рифмуются при помощи согласных рифментов: уха - чепуха, игру - гуру, всегдада, неси – мерси, бубня - меня, чело - весло
Нелогично было бы искать рифму, например, к слову «окно» по одной ударной гласной «о».  Тогда бы мы имели: окно – село - горячо…  Однако это не совсем рифмы, так как в таких случаях одной ударной гласной недостаточно для полноценного рифмованного созвучия. Такие сочетания слов сродни ассонансам и  называются недостаточными рифмами. В подобных словах образование рифмы происходит за счёт опорных согласных, предшествующих и дающих некоторый толчок последующим ударным гласным. Согласный рифмент «НО» даёт возможность найти совершенно точные и корректные рифмы к слову «окно», а именно: давно, смешно, вино, дано и т.д.
  По причине того, что рифмы на согласные рифменты (как и на гласные) строятся на последнем ударном слоге,  они имеют законченный вид и  не бывают примерными. Все они, согласно классификации по родственным отношениям, - родные (тебе – судьбе, иди – найди, темны – страны,  мою – спою,…)  или двоюродные (вези – спроси, моя – амплуа, пиши – ножи, тайгу – строку, хочу - ищу). Несмотря  на возможность чередования  в словах  звонких и глухих опорных звуков, сами слова в рамках  рифмы не могут  менять свою грамматическую форму (пиши ножу, тайгу ≠ строке, спою моё…). Этим свойством точности такие рифмы в корне отличаются от базовых рифм, в которых допускается приблизительность за счёт  послеударных слогов. Это хорошо иллюстрирует следующий пример, где используются оба типа рифм  -  базовая рифма (понятно - вероятный)  и окончательная-согласная рифма (руке-языке).

 Пусть читатель вероятный

 Скажет с книжкою в руке:
- Вот стихи, а всё понятно,

 Всё на русском языке
                      (А.Т. Твардовский)

Здесь базовая рифма «понятно – вероятный»  может иметь альтернативы, как:                   
понятно –  вероятно, понятно – вероятны, понятно – вероятна, понятно – вероятным  и т.д.
Окончательная же рифма  «руке-языке» вариантов не имеет.
     Т.о., из всех существующих видов рифм только рассматриваемый строится на рифментах, которые начинаются с согласной буквы (отсюда и название всего вида).

!!!  В русском языке есть согласный звук «j» (йот), который на письме обозначается буквой  «Й». Ударные гласные в словах  колье - лье, житьё - её, стою - мою, друзья я  и т. п.  фактически являются комбинациями  «j»  и гласных звуков: «j+э», «j+о», «j+у», «j+а». В связи с этим, все слова на ударные «е, ё, ю, я, (и)» следовало бы отнести  к СОГЛАСНОМУ виду рифм, однако это вносило бы некоторую путаницу и поэтому, оперируя буквами, а не звуками, такие слова отнесены к ГЛАСНЫМ  рифмам.

 СТРУКТУРА ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ РИФМ

Как уже было сказано, все окончательные рифмы делятся  на гласные и согласные.
ГЛАСНЫЕ РИФМЫ делятся на 8 родов, которые фактически являются и  конечными семьями рифм. Вот они:
     
     А, Е, Ё, И, О, У, Ю, Я.
СОГЛАСНЫЕ РИФМЫ делятся на 14 родов:
     Б(П), В(Ф), Г(К), Д(Т), Ж(Ш), З(С), Л, М, Н, Р, Х, Ц, Ч, Щ.
Каждый род, в свою очередь, делится на отдельные семейства (кол-во различно). Вот пример семейств рода «Б» (остальные  подразделяются практически аналогично):  БА, БЕ, БИ, БО, БУ, БЫ, БЯ.
Полная организационная схема русских рифм приводится в §16
.   

§ 3.БАЗОВЫЕ  РИФМЫ
ВИД И РОД РИФМ.

      Базовые рифмы  составляют подавляющее большинство рифм в русском языке. Они делятся на 5 видов, каждый из которых делится на 12 родов. Роды делятся на семейства, семейства на отдельные семьи. Наиболее важными являются вид и род, понятие которых было бы невозможно без разбора фонетического состава русского языка
     В русском языке – 33 буквы (10 гласных, 21 согласная, твёрдый и мягкий знаки). Десять гласных  букв (не путать со звуками) образуют  пять видовых пар. В каждой паре – по одной твёрдой и по одной мягкой гласной (здесь и далее под мягкими и твёрдыми гласными следует понимать мягкость и твёрдость предшествующих им согласных звуков).

 1. А-Я    2. О-Ё     3. У-Ю     4. Э-Е     5. Ы-И 

Правило рифмы №1: Любая  твёрдая ударная гласная  рифмуется с её мягкой парой и наоборот.


А-Я
. ад-яд.     О-Ё. ров-рёв.    У-Ю. лук-люкЭ-Е. сэр – серЫ-И.  быт-бит. 

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
                    
       (Ф.И. Тютчев)

   Правило рифмы №2: Ударная гласная одной видовой пары не может рифмоваться с гласной другой пары.

Это очевидно: рак  рок, год  гид, платы  плиты, стол  стул, ехать ≠  ухать…
Такие рифмы относятся к консонансам и фактически рифмами не являются.
   Так как рифма  это, в первую очередь, совпадение ударных гласных, а любая из ударных гласных представляет только одну из пяти видовых пар, все  базовые рифмы соответственно делятся на 5 видов. Ударная гласная  всегда указывает на принадлежность слова к одному из них.
       1. Вид «А» - ряд, лапа, мяч, рады, мятный, вянуть, ласточка…
      
2. Вид «Е» -  лето, мэрия, езжу, ГЭС, безветренный, рэп, чек…
      
3. Вид «И» - кит, сытый, видимость, мыкаться, личико, рыба…
      
4. Вид «О» - лось, мёд, доктор, паёк, готовить, потрёпанный
      
5. Вид «У» - клуб, юркий, пусть, думай, дюжий, мудрость…

В рифморядах, как и во всех вышеуказанных примерах, слова каждой пары объединены. Например, слова рак и моряк находятся в «АК», слова вор и каскадёр в «ОР» и т.д.

  Если вид базовых рифм определяется  по ударной гласной, то род - по следующей за ней согласной. Перед  разбором родов рифм необходимо рассмотреть состав согласных  букв русского языка. Среди них также есть взаимозаменяемые звуки, объединённые в пары по принципу «звонкая - глухая»: Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С; и тройки: Г-К-Х,  Ц-Ч-Щ. (Г-К-Х  глухие, Ц-Ч-Щ шипящие. О принципах формирования троек см. далее).

Правило рифмы  №3: Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой и наоборот.

Кот - код, паж - наш, шкив - миф, поп - боб, вуз - ус, холод - молот… 

По улицам слона водили,
Как видно напоказ
Известно, что слоны в диковинку у нас
                                           
 (И. А. Крылов)

В рифморядах слова каждой пары (тройки) объединены в единое целое. Например, слова рис и бриз находятся в «ИЗ»,  потоп и  микроб в «ОБ». Группы слов со звонкими и глухими  согласными  даются  поочерёдно. Названия рифморядов, включающих подобные слова, определяются  по звонкой согласной.  Так, рифморядов «АС», «ОТ», «УФ» …  не существует - слова с такими рифментами находятся, соответственно,  в «АЗ», «ОД», «УВ» и т.д.  Рифморяд объединяет в себя  слова с общим рифментом. Рифмент  отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:

   Рифменты              Клаузулы  и  примеры                      
   1) «ОР»    ОР ор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
   2) «АД» 
   АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
   3) «АЖ»
 АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
                     АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь).

 

  Данная таблица демонстрирует ещё одно характерную особенность организации рифм:  они расположены строго по определённым правилам и часто не по алфавиту.  В противном случае,  родственные слова находились бы в различных частях словаря и  были бы разделены рядами «посторонних» рифм. Например: «нож»  - «рожь», «кода» - «роды», «стричь»  - «хрыч», «поле» - «воля»…
Из всего вышеизложенного очевидно, что клаузулы, в отличие от рифментов, не могут выполнять организующие функции в словарях рифм.

В тройках:
«К» рифмуется с «Г» и наоборот (мак-маг).
«Г»  может быть созвучно с «Х» и наоборот (пух-друг).
«Ч»  может быть созвучно с «Щ» и наоборот (мяч - хрящ).

!!!  Вид «К-Г-Х» организован несколько иначе, чем двойки по принципу «глухая-звонкая».
В нём списки мультирифм (см. § 4)  на «к, г, х» не объединены в один, а следуют по очереди друг за другом. Списки же остальных рифм объединены, например: танк и акваланг  находятся в «АНК»  и т.п.
Особенности произношения звука «г». Современные нормы литературного русского  языка предписывают ей звучать кратко и отрывисто, что сближает этот звук с близким по звучанию «к». Однако в прошлые века русские поэты,  как и народ, произносили «г» плавно и тягуче, что давало возможным рифмовать его с очень созвучным глухим звуком «х». Это объясняется влиянием церковно-славянского языка,  который был широко распространён сначала среди духовенства южных областей Руси, а  потом и среди всего великорусского населения.

Кто ты - недруг или друг?
Чуть затихнет ветерок
Преклони ко мне свой слух,
Чтоб хоть ты подслушать мог...
                               (Я. Полонский)

О, сколько нам открытий чудных

         Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг
                                (А. С. Пушкин)

Не слышны в саду даже шорохи.
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне д
ороги
Подмосковные вечера!
                          
(М. Матусовский)

В настоящее время «г» произносится как «к», однако есть масса примеров, когда эти правила не соблюдаются, особенно на Украине. В русской поэзии достаточно также примеров рифмосочетания -х", однако и это скорее исключение, чем  правило.
      Тройка «Ц-Ч-Щ» объединена в род «Ч» (по причине того, что группа слов на «ч» наиболее многочисленна из всех трёх).  В  этой тройке, безусловно, созвучны только Ч и Щ. Группа слов  на «ц» крайне мала, чтобы быть самостоятельным родом и поэтому входят в данный союз. Все компоненты объединены в рифморяд  последовательно, и тройка «Ц-Ч-Щ», как и «К-Г-Х» выступает как единое целое под одним родом. Так, например, слова  мох,  слог, упрёк  относятся к роду «OК», слова абзац, плач, плащ  относятся к роду «АЧ»,  но не смешиваясь, подаются по очереди (слова на "ац", слова на "ач",слова на "ащ"). Т.о., пользователь словаря сам для себя  решает, что и с чем  ему рифмовать в подобных тройках.

   Как уже было сказано,  на вид  рифм указывает ударная гласная в слове, а  на род  - последующая согласная. При названии рода он называется уже с видом.  Род «АБ», род «УМ», род «УЖ» и т.д.  Пример: дом  - род «ОМ», и это означает, что все рифмы к слову проживают по адресу «ОМ».  Т.о., имеем 5 видов базовых рифм с 12 родами в каждом (всего 60 родов). 60 родов рифм являются фундаментом всей структурной организации базовых рифм.
Таблица родов базовых рифм дана в § 4. Полная организационная схема рифм русского языка приводится в конце материала.

§ 4. ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ И МУЛЬТИРИФМЕНТ.
 

    Рифмент, определяющий только вид и род  рифм, к которым относится слово, называется первичным (или корнем рифмы). Он есть у  всех базовых рифм, состоит из ударной гласной и последующей за ним согласной и является отправной точкой в рифмообразовании.
         Коровушка, новенький, винтовка, ловишь, ровный, готовься…
Все данные слова объединяет первичный рифмент «ОВ» и, т. о., все они принадлежат  к одноимённому роду. Однако между собой эти слова не рифмуются. Это объясняется тем, что они относятся к разным семействам  и семьям рифм. Для того, чтобы определить более близкие родственные связи, необходимо знать полный рифмент слова (об этом позже).
   Если же первичного рифмента достаточно для рифмообразования, тогда он называется мультирифментом.
Пример: слово сон. Рифмента «он» достаточно для того, чтобы найти необходимые рифмы:
Кон – слон – барон - корон, - вдогон - опьянён и т.д. Здесь, «он» - мультирифмент.
Другой пример: сонник.
В данном случае,  рифмента «он» не достаточно для рифмосочетания, так как рифма отсутствует:
cонник кон, cонник   слон, cонник   барон
Следовательно,  в слове «сонник», «он» - это просто первичный рифмент.
Примеры:
Дом, альбом, окном, потом(мультирифмент «ом»).   Диво, грива, пиво, строптивы…(мультирифмент «ив»).
Зной, пойой, смешной, весной, порою (мультирифмент «ой»(оj). Отсюда: порою =оjу).
 
   Слова с мультирифментом заканчиваются:
- на самом  мультирифменте:  мох, грамм, луч, лес, упрям, ум, дог, сын, край
- на последующим за ним мягком знаке: лень, даль, верь, даёшь, ночь, тронь…
- на последующей за ним гласной: тина, кстати, льготы, антенна,  льдине, куры, буря…
К этой группе относятся также слова на «е,ё,ю,я,и», типа:
стая
(ста
jа), двое (двоjэ), аллергии (аллергиjи), вручную (вручнуjу) …
Пояснение:  слово сад - имеет мультирифмент «ад», как и сада, саду, саде. Точно также слово рай  ( р а
jимеет  мультирифмент «ай», и слова  раяа jа), раюа jу), раеа jэ)  имеют тот же мультирифмент «ай».

     Как исключение, к подобного рода мультирифмам относятся около двух десятков слов, заканчивающихся на две гласные подряд (причём последняя – твёрдая) и с ударением на предпоследнюю: шоу, родео, какао, трио…  Все они отдельным блоком расположены  в базовых рифментах  по соседству со словами, имеющими мягкие последние гласные. Так,  например: шоу à ОЙ (ною, помои..), родеоàЕЙ (смею, аллея…), триоàИЙ (стихия, чаевые…) и  т. д. Это разновидность твёрдо-мягких рифм.

   Таким образом  мультирифменты могут быть как  у односложных, так и у двухсложных слов.
Основной признак мультирифментарности слова (присутствие мультирифмента) – наличие в рифменте только одной согласной (или звука «
j»). Сюда же относятся слова с удвоенной согласной (киловатт, тонна, ралли  …).
Примеры мультирифментарных слов:
Поле, шина, слог, рою, тучи, день, колли, стихия, большой, второе
Примеры немультирифментарных слов:
Капай, добрый, нашем, варенье (н и j), одинаковый, игры, любишь, солнце, мойка, лапоть…
Как видно из примера, все рифменты данных слов содержат более одной согласной.

 ТАБЛИЦА РОДОВ РИФМ
(мультирифментов)

 

 виды >>

   А-Я   Е-Э   И-Ы   О-Ё   У-Ю  
 1

 Б (П)

 АБ

 ЕБ

 ИБ

 ОБ

 УБ

 
 2

 В (Ф)

 АВ

 ЕВ

 ИВ

 ОВ

 УВ

 3

 Д (Т)

 АД

 ЕД

 ИД

 ОД

 УД

 4

 Ж (Ш)

 АЖ

 ЕЖ

 ИЖ

 ОЖ

 УЖ

 5

 З (С)

 АЗ

 ЕЗ

 ИЗ

 ОЗ

 УЗ

 6

 Й

 АЙ

 ЕЙ

 ИЙ

 ОЙ

 УЙ

 7

 К (Г,Х)

 АК

 ЕК

 ИК

 ОК

 УК

 8

 Л

 АЛ

 ЕЛ

 ИЛ

 ОЛ

 УЛ

 9

 М

 АМ

 ЕМ

 ИМ

 ОМ

 УМ

10

 Н

 АН

 ЕН

 ИН

 ОН

 УН

11

 Р

 АР

 ЕР

 ИР

 ОР

 УР

12

 Ч (Ц,Щ)

 АЧ

 ЕЧ

 ИЧ

 ОЧ

 УЧ

 

 Все рифмы, образованные посредством мультирифмента, относятся  к  МУЛЬТИРИФМАМ. Мультрифмы являются центральными рифмами  каждого рода  и объединяют  в себе наиболее распространённые и популярные в русском языке слова с наименьшим количеством слогов (1 и 2). Универсальность мультирифм состоит также в том, что в их образовании  принимают участие различные части речи.
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.) = вполсилы (нареч.)
мыля (дееприч.) или (союз).
 

<<< Назад    Дальше  >>>

    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.