рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | А.Фет | А.Кольцов | Г.Державин | В.Брюсов |

Рифма к слову «Гюго»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

«Рифма: от простого к сложному»

    РИФМА: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
 


§ 5.ПОНЯТИЕ «ГЛАСИЦА».
СВЯЗУЮЩИЕ  РИФМЫ.
 

Прежде чем разбирать связующие рифменты,  необходимо рассмотреть весьма важное для понимания понятие «ГЛАСИЦА». Для начала,  примеры:
Голос – боролась – гладиолус – полис – полюс - мусолясь.
Все  шесть слов объединяет первичный рифмент «ОЛ», а также общая согласная «с», замыкающая слово. Различные гласные (о,а,у,и,ю,я) не мешают эти словам быть полноценной рифмой различной степени точности. И объяснение этому – безударная позиция этих гласных.
Графически  такая рифма обозначается как «ОЛ
С», где: «ОЛ» – первичный рифмент,
«С» – фиксирующая согласная, «
» -любой гласный звук (буква).
«ОЛ
С» - это связующий рифмент. Все связующие рифменты состоят из первичного рифментагласицы (обозначаемой значком «
»)  и фиксирующей согласной (последней согласной в слове).
ГЛАСИЦА – это любая безударная гласная в рифменте слова.
Поле – доля, щука – звуки, робот - гробят, иней – синий, парами – старому, кубок – тюбик…
 Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой.



В словаре слова с одинаковой гласицей объединены. Если в связующих рифмах гласица расположена внутри слова, то в мультирифмах  она может быть завершающей. В таких случаях твёрдую гласицу  олицетворяет буква «А», мягкую - «Я».
Лопата - злато – пенаты(мультирифмент «АД», подрифмент «АДА»)
Поле – роли – мусолю – воля(мультирифмент «ОЛ», подрифмент «ОЛЯ»)
Аллея – скорее – орхидеи – лелею … (мультрифмент «ЕЙ», подрифмент «ЕЯ»)

Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
                         ( М. Лермонтов)

При замене твёрдой гласицы в рифменте на мягкую, или наоборот,  рифма сохраняется  -  при этом изменятся только характер родственных отношений: из родной рифма  переходит в двоюродною или наоборот. Подробней в § 13.
   Т.о. ГЛАСИЦА – это абстрактная звуковая единица, обозначающая любой безударный гласный звук в рифменте и рассматриваемая только в контексте рифмы.
Опять же, гласица может быть сочетанием согласного(j) и гласного звука:
Рою - обои,  стая – играю, ланях – признаньях, далям – шакальим. оденем – твореньям
Примеры рифм родов АЙ, ИЙ, ЕЙ, ОЙ, УЙ  и их связующих рифментов с гласицей:
Аj
М – узнаем – невменяем - стаям – драим… ОjН – настоян - обустроен - воин… и т.д.

    Гласица играет  важнейшую роль в стихосложении, объединяя  в рифме различные части речи,  группы слов из различных семейств и сами слова в разных грамматических формах. По этой причине все рифменты с  внутренней гласицей  называются связующими. Это ярко иллюстрирует данный пример:
       Палата (сущ.) Печатать (глаг.) Заклятый (прилаг.)

       Палатой – печатай – заклятый.
Здесь объединены части речи.
Следующий пример  демонстрирует объединение различных групп существительных:
       Корона, операционная, влюблённый, ладонь, беззаконие, посторонний, колония.
       Короной – операционной  - влюблённый - ладоней – беззаконий - посторонний – колоний.
Различные группы глаголов:
       Ходить, верховодить. Ходят - верховодит.
Посредством рифмента с гласицей слова одной части речи могут рифмоваться в разных
падежах, родах, числах и пр.:
       Белый – зрелой - умелей.  Караулит – сутулят.

Связующие рифмы широко применяются в стихосложении.

На улице – дождик и слякоть,

Не знаешь о чём горевать.

И скучно, и хочется плакать,

И некуда силы девать.
                                  (А. Блок)
    

Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
                                       (А. С. Пушкин)


Подобно тому, как каждый вид имеет 12 родов, каждый род  рифм, в свою очередь, имеет 12 связующих рифментов. Перечислять все связующие рифменты всех  60 родов базовых рифм  нет смысла, но, если обозначить род  как «ХХ» (это может быть АД, УМ, ОР, ИЧ, ЕВ и т.д. см. таблицу мультирифментов),  то получим универсальную для  понимания формулу построения связующих рифментов во всех родах,  в которой замыкающие согласные расположены по алфавиту.
Дополнительно даются выборочные примеры рифм из конкретных родов.

1.ХХБ  колоб – голубь - йолоп (ОЛБ)
2.ХХ
В  кредитов – расхитив – видев (ИДВ) 
3.ХХ
Й  мухой – нюхай - лопоухий (УКЙ)
4.ХХ
К  снимок – дымок - химик (ИМК)
5.ХХ
Л  резал - взвесил – кресел (ЕЗЛ)
6.ХХ
М братом – атом – горбатом – рядом - сядем- тратим (АДМ)
7.ХХ
Н  ножен – сложен – осторожен (ОЖН)
8.ХХ
Р   умер –юмор – зуммер (УМР)
9.ХХ
С  страус – хаос - каясь – маюсьjЗ)
10.ХХ
Т  перед – поверит – замерят  (ЕРД)
11.ХХ
Х  ворох – матёрых - норах (ОРХ)
12.ХХ
Ш финиш – чинишь – сгинешь (ИНШ)

 Примечание. Рифмент типа ХХБ, в виду отсутствия слов во многих родах, употребляется редко. Рифменты ХХБ и ХХР фактически не являются связующими, так как не объединяют слова, принадлежащие к разным группам  или частям речи. Слова с рифментом, типа ХХЧ(Ц,Щ), относятся к псевдорифмам (См § 7.)

     В  словаре все связующие рифмы расположены сразу за мультирифмами. Причина одна: все связующие рифмы  или в основной, или в видоизменённой грамматической форме тяготеют к мультирифмам. Подобные сочетания называются надстроечными  (усечёнными) рифмами, а по характеру родственных связей относятся к двоюродным.  Вот 12 примеров сочетания слова «просо»:

       Просо – способ - особь (ОЗ Ø ОЗБ)
       Просо – философ - бросив - розов (ОЗ
Ø ОЗВ)
       Просо – папиросой – белёсый пёсий - обезголосей. (ОЗ
Ø ОЗЙ)
       Просо – набросок - полосок (ОЗ
Ø ОЗК)
       Просо – вёсел - бросил
(ОЗ
Ø ОЗЛ)
      
Просо – восемь – носом – безголосым - просим (ОЗ Ø ОЗМ)
      
Просо – осень - смертоносен - расчёсан (ОЗ Ø ОЗН)
       Просо – Навуходоносор (ОЗ
Ø ОЗР)
       Просо – лосось - морозясь (ОЗ
Ø ОЗС).
       Просо – вдосыть - гундосить (ОЗ
Ø ОЗТ).
       Просо – посох - утёсах - курносых (ОЗ
Ø ОЗХ)
       Просо – косишь - забросишь
(ОЗ
Ø ОЗШ)

Рифменты, типа ХХЧ(Ц,Щ), к связующему типу относятся  чисто условно.  По трём причинам:
-         они не объединяют слова различных групп и грамматических форм  (подобно ХХ
Б и ХХР).
-         они очень редки и малочисленны по составу ( исключение: ХХ
Ч, отнесённые к псевдорифмам).
-      слова из их числа почти не употребляются в надстроечных рифмах, так как заканчиваются   на  малоскрадывающиеся  при произношении шипящие.

  Таким образом, все связующие рифмы можно представить в виде спутников, объединённых  вокруг притягивающих их мультирифм. По этой причине связующие рифмы можно было бы смело назвать рифмами – спутниками. Ниже показана условная таблица (где ХХ – род рифм.) и примеры (где ХХ =АД). Связующие рифменты расположены по часовой стрелке.

СТРУКТУРА СВЯЗУЮЩИХ РИФМЕНТОВ

 

Слова со связующими рифментами  сочетаются с мультирифмами  и   не сочетаются  между собой.
Сравните: Сила – вылов. Сила – милый. Но: вылов милый.
Противостояние двух различных фиксирующих согласных «в» и «й» делает эту рифму приблизительной, а именно: дальней степени родства и конфликтной. (Подробней см. § 6.)
   Надстроечные(усечённые) рифмы  начали применятся русскими поэтами с начала 19 века и особенно широко применяются в наши дни.

Мчаться тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.
                     (А. С. Пушкин)

Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда.
И любят песню деревни и сёла,
И любят песню большие города.
                          (В. Лебедев-Кумач)

§ 6. ОСОБЕННОСТИ НАДСТРОЕЧНЫХ И КОНФЛИКТНЫХ  РИФМ
 

Надстроечная рифма –  однородная рифма, в которой одно из слов заканчивается на гласную, а другое на согласную (или две) при равном количестве слогов:
сито – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра - добрить
Надстроечная рифма звучит более комфортно, чем усечённая. Слух всегда лучше воспринимает рифму,  в которой активное слово с «надстройкой» звучит после пассивного без таковой.  Так,  при последовательности «юмор - дума»  появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую рифму действительно можно назвать усечённой). Однако в обратном порядке -  «дума – юмор»  звучит более полно и созвучно. Надстроечный согласный звук (в данном случае «р»), слегка скрадываясь, придаёт рифме законченный и гармоничный вид.
Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы,  в которых одно из слов
имеет  на одну согласную больше:  шёл - долг,  ложь – дождь, стар – шарф,  стук - фрукт
В обратной  последовательности  диссонанс  в  таких рифмах ощущается наиболее остро, поэтому  подобные рифмосочетания  применяются,  как правило, только в такой "надстроечной" последовательности. Дополнительные примеры:
            Вечер встреча      лучше:   встреча = вечер.
            Новый
слово       
  лучше:  слово = новый.
            Телевизор
виза
     лучше:  виза = телевизор.
            Рисунок
лагуна    
 лучше:  лагуна = рисунок.
            Чавкать
лавка     
 лучше:  лавка = чавкать.

Конфликтные рифмы, как уже было сказано, образуются связующими рифментами между собой. Серым – верой,  думал – угрюмых,  работай – полётом
Конфликтные рифмы бывают  мягкие и жёсткие.
Мягкие конфликтные рифмы  -  связующие закрытые рифмы (с замыкающими согласными). В целом, звучат созвучно:  синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан

   Дикий ветер

   Стёкла гнёт,

   Ставни с петель

   Буйно рвёт.
                 (А. Блок)

  Мягкие рифмы начинают звучать хуже при противостоянии звонких и глухих звуков внутри рифментов:
штопор
пробыл (
лучше: штопор – пропил), крысой близок (лучше: крысой – мисок),  родом лотос 
(
лучше: родоммодус).
Это можно объяснить тем, что, чем  меньше общего у рифмующихся слов, тем важнее становится любой нюанс, способный усилить рифму.
  
Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие на один слог больше, чем мягкие; что и усугубляет диссонанс:  городувороны, старыми – парусу, видели – выдано, штопоры - пробыли…
Особенно грубо и неестественно начинают звучат двоякие рифмы (см. §10)
Сравните: веруй
серость (но: веруя серости ). Такие рифмы относятся к рифмам  дальней степени родства и редко используются на практике.
 


§ 7. УРОВНИ  РИФМЫ


    Понятие уровней очень важно для понимания всей организации рифм. Все базовые рифмы в русском языке имеют, как минимум, два уровня. Под первым уровнем следует понимать слово в такой своей  грамматической форме, где оно имеет наименьшее количество слогов, начиная с ударного. С каждым новым слогом слово увеличивается на один уровень. Примеры:
     Имена существительные:
Рифма 1-го уровня: клад - яд. (1 слог)
Рифмы 2-го уровня: клада - яда, кладу - яду, кладом - ядом, кладе - яде, клады - яды,
кладам - ядам, кладах - ядах.(2 слога).
Рифма 3-го уровня: кладами - ядами. (3 слога).
 Т.о. имена существительные могут рифмоваться  на трёх  уровнях. Неизменяемые слова среднего рода, типа «авокадо-торнадо», также считаются рифмами второго уровня, невзирая на то, что первого (авокад - торнад) у них нет. Они подчиняются принципу уровней, который определяет вся группа, состоящая в основном из существительных женского рода (помад|а - засад|а и т.д.).
     Имена прилагательные:
Рифма 1-го уровня: спесив (1 слог)
Рифмы 2-го уровня: спесивый\ой\ей\ом\ым\ых (2 слога).
Рифмы 3-го уровня: спесивая\ую\ое\ые\ого\ому\ими (3 слога).
Если прилагательные не имеют краткой формы, то они имеют всего два уровня.
     Глаголы:
Рифма 1-го уровня: ходит (2 слога)
Рифма 2-го уровня: ходите (3 слога)
 
   Для чего нужно понимание уровней?
Часто, особенно в связующих рифментах, в ряду рифм можно встретить слова, которые, на первый взгляд, не имеют отношения ко всему списку  или к его компонентам. Однако, это только на первый  взгляд.
Здесь следует  рассмотреть всё по порядку.
Все группы слов с одним рифментом разбиты на  2 уровня. Так, у всех мультирифм это выражается в разделении на слова  мужского и женского(+среднего) рода, которые успешно рифмуются друг с другом.
Пример 1 (мультирифмент «ОВ»)
            ров       обнова
           
клёв      корова
            улов     основа
            засов    подкова
При всех видоизменённых формах слов обоих уровней будет рифма: ров – обнов, засова - корова, клёву - корову, улове – основе, засовы - подковы…. Исключение – творительный падеж: «овом
овой». В этом случае, это уже конфликтная связующая рифма.
Пример 2
(рифмент «ИМК»):
Химик – мимика. При изменениях по падежам и числам эти слова также будут рифмоваться
Химику – мимику, химике – мимике и т.д. (Снова исключение: Химиком мимикой ).
Пример 3 (
рифмент «АДК»):
лунатик – авиатика
остаток авиатика
Здесь, «остаток – лунатик» рифмуются (только на первом уровне), а "остаток - авиатика" не рифмуются вообще, тогда как «лунатик – авиатика»  рифмуются и в других  своих грамматических формах. Часто, слова из двух  различных уровней могут рифмоваться только на одном из них. Это происходит по различным причинам, например, одно из слов может быть с подвижным ударением  и т.п.
Раб – жаб, но: Раба
жаба (слово «раб» с переходом ударения(раба) переходит к типу окончательных-согласных рифм);
Т.о. когда мы видим, например, в рименте «ОЗ
Р» слова  козырь и озеро, мы понимаем, что, не сочетаясь в таком виде, они могут рифмоваться на втором уровне "козыре - озере".
Ещё примеры:
Танк ≠ осанка, но:  танку - осанку; Волк ёлка, но: волка – ёлка  и т.п..
На примере следующего четверостишия показано, как на втором уровне рифмосочетаются  слова  суть и
смута.

Во всём мне хочется дойти До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

                      (Б. Пастернак)

  Надстроечные рифмы рифмуются  как на общих, так и на соседних уровнях.
Вот выдержка из рифмента «ИВ
Н» и пример межуровневой рифмы:
                 бивень
                 ливень                   -----
                 ивина
                 гривенник
Смотрим связь: Бивень – ивин, ивине – гривенник. Последнее сочетание – надстроечная рифма:
ивине (2 ур.) - гривенник (1 ур.).
   Есть достаточно примеров, когда различные слова  рифмуются не только на одном уровне, но и только при определённых грамматических обстоятельствах (род, падеж, число…) Так, например, слова чистый  и неистовый, относящиеся к совершенно разным группам (в том числе с разным кол-вом слогов), находят общий язык так: чистого = неистово (здесь слово «чистого» не имеет альтернативы.)
    Ещё одна выдержка из рифмента «ОРМ» показывает, как на разных уровнях могут рифмоваться слова шторм и формула.

                 шторм
                 форма
                 формула
       Шторма(2) - формул(1).
Если бы современное стихосложение состояло только из точных рифм, соседство таких слов было бы невозможно. Однако надстроечные рифмы – самое обычное явление, и это неизбежно.
  "Большой словарь русских рифм"  ограничивается только рифмами второго уровня (редко - третьего),  иначе списки рифм можно было бы охарактеризовать известной народной фразой: «Начали за здравие, а закончили за упокой».
Последний  пример 
НАСЛОЕНИЯ УРОВНЕЙ
демонстрирует потенциальную связь слов «закат» и «зарабатываете» и возможность перехода от односложных  рифм к пятисложным.

                                                                закатØденьжат
                                                            
деньжата
Ø богато
                                                              богатого
Ø матово
                                                             матовая
Øрасхватывая
                                                      расхватываете
Øзарабатываете

 § 8.
ОБОСОБЛЕННЫЕ  РИФМЫ


   К обособленным относятся  рифменты, состоящие из первичного рифмента и последующей согласной. Именно эта согласная ставит барьер,  не позволяющий обособленным рифмам пересекаться  с какими-либо другими, общими по родовому признаку рифмами, и делает их полностью изолированными и независимыми от остальных рифм. Обособленные рифмы рифмуются только между собой и не имеют ничего общего ни с мультирифмами, ни со связующими рифмами, ни даже друг с другом (если принадлежат к различным семействам).
Лодка - чётко, башня - важно, призма - письма, копейка - канарейка, динозавры - литавры, ставьте - космонавты,  учиться - рыться,  обойма – с тобой  мы…    (Напоминание: грамм, Мекка, брутто… -  мультирифмы ).
Обособленные рифмы делятся на семейства по следующей формуле (где ХХ – род):

     1.ХХБ(П) -  скарб, арба… (АРБ)
     2.ХХВ(Ф) – шарф, арфа…(АРВ)
     3.ХХД(Т) – март, карта  (АРД)
     4.ХХЖ(Ш) – марш, фарш(АРЖ)
     5.ХХЗ(С) – барс, фарс(АРЗ)
     6.ХХК(Г,Х)– марка, эмбарго…(АРК)
     7.ХХЛ – марля, карлик…(АРЛ)
     8.ХХМ – шарм, карма…(АРМ)
     9.ХХН – парни, пекарня…  (АРН)
    10.ХХР -  лавры, мавры … (АВР), как пример. См. ниже.
    12.ХХЦ – старцы, швейцарцы…(АРЦ)
    13.ХХЧ – жарче, ларчик.. (АРЧ)
    14.ХХЩ – сварщик, фонарщик… (АРЩ)

В данном перечне приведены примеры из рода рифм «АР». (В "ХХР"  для примера  дан  род «АВ», так как АРР – это мультирифмент). В различных родах рифм многие из вышеперечисленных семейств могут вообще отсутствовать или включать в себе всего нескольких слов. Некоторые же в своём составе имеют большие ряды слов и могут делиться на отдельные семьи. Например:
                        Арка – вид (А),род (АР), семейство (АРК).
Семейство АРК объединяет  несколько семей: АРК (парк, овчарка, насмарку…),  АРКИЙ (жаркий, маркий..),  АРКАТЬ (каркать, шаркать…), а также семьи, расположенные в рядах сложных и псевдорифм: АРКАНЬЕ, АРКИВАНИЕ, АРКИВАТЬ, АРКАННЫЙ, АРКНУТЬ.

      Обособленные рифменты, в большинстве своём, состоят из двух послеударных согласных. Но есть также масса слов, включающих в себя и большее их количество: праздник, чувство, страстныймиллиардный, пискнуть…Большое количество смежных согласных в рифменте не мешает многим из таких слов рифмосочетаться со своим окружением благодаря особенностям произношения, а также  приёмам «выпадения-вклинения»: 
Праздник
проказникстрастныйпрекрасный
Практика - Арктика (вклинение «р») . Отвёртка  –  уборка (выпадение «т»).
Дополнительно см. Особенности акустических рифм § 9.

ПЕРЕХОДНЫЕ РИФМЫ

Отдельным  пунктом среди обособленных рифментов идут рифменты,  типа «ХХЙ»
(каналья, подспорье, распутье…),  представляющие собой согласный звук «йот» (
j) в сочетании с гласными. Такие рифменты стоят особняком среди всех,  так как, фактически являясь обособленными,  косвенно относятся как к мультирифмам, так и к связующим рифмам.
Пример ниже показывает родственность связей.
Даль (АЛ), каналья (АЛЬЯ), вялый (АЛЫЙ).  Далью - каналья, далей – каналий -  вялей, далями – канальями.
Речь (ЕЧ), предплечье (ЕЧЬЕ). Речьюпредплечье  любовьюздоровью; латыньюунынье...

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
                                            
(П. Герман)

 Некоторые из переходных рифм имеют «двойную прописку»,  так как  пишутся и произносятся двумя способами - литературная и разговорная формы.Это слова среднего рода с окончаниями на «е»:
признанье
ðАНЬЕ, признание ðАНЙ; (аниj|е).
безумье
ðУМЬЕ, безумие ðУМЙ; (умиj|е).
столетье
ðЕДЬЕ, столетие ðЕДЙ. (етиj|е).
Помимо всего прочего, визуально такие рифменты имеют в своём составе всего одну согласную букву, что является основным признаком мультирифментов.
  По всем вышеописанным причинам такие рифменты, как и образованные ими рифмы,  называются переходными и  расположены между мультирифмами и связующими рифмами.
  Все обособленные рифмы, подобно мультирифмам, также имеют рифмы-спутники (связующие рифмы). Однако их малое количество не позволяет им объединятся в отдельные рифменты, поэтому они даются в общей  массе каждого конкретного списка, обычно в конце.
Однако и здесь есть исключения. Рифменты АСТ, ЕСТ, ИСТ, ОСТ, УСТ  имеют в своих составах довольно значительное количество слов для того, чтобы быть организованными  в отдельные списки (семьи) по типу мультирифментов и связующих рифм. Вот один из примеров:
                  ОСТ
Л
                 апостол
                 вдосталь
                 роздал
                 создал
                  
………
Некоторые обособленные рифмы относятся также к сложным рифмам и псевдорифмам и дублируются в их рядах.

   После изучения обособленных рифм, есть смысл  рассмотреть общую организационную схему рифм в пределах одного рода.
                      1)      Мультирифмы
                      2)      Переходные рифмы
                      3)      Связующие рифмы
                      4)      Обособленные рифмы.
   Сложные рифмы  и  псевдорифмы  даются  отдельно в конце каждого вида.

   Т.о., любое слово уже само по себе (вне контекста рифмы)  несёт в себе информацию, заложенную в его рифменте: к  какому виду,  роду и разновидности рифм по происхождению оно принадлежит.
 

<<< Назад    Дальше  >>>

    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.