рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Л.И.Ошанин | С.Черный | Ф.И.Тютчев | А.Фет |

Рифма к слову «моща»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Владимир Маяковский
«Два не совсем обычных случая»

Ежедневно
как вол жуя,
стараясь за строчки драть,-
я
не стану писать про Поволжье:
про ЭТО -
страшно врать.
Но я голодал,
и тысяч лучше я
знаю проклятое слово - «голодные!».
Вот два,
не совсем обычные, случая,
на ненависть к голоду самые годные.

Первый -
Кто из петербуржцев
забудет 18-й год?1
Над дохлым лошадьем вороны кружатся.
Лошадь за лошадью падает на лед.
Заколачиваются улицы ровные.

Хвостом виляя,
ка перекрестках
собаки дрессированные
просили милостыню, визжа и лая.
Газетам писать не хватало духу -
но это ж передавалось изустно:
старик
удушил
жену-старуху
и ел частями.
Злился -
невкусно.
Слухи такие
и мрущим от голода,
и сытым сумели глотки свесть.
Из каждой поры огромного города
росло ненасытное желание есть.
От слухов и голода двигаясь еле,
раз
сам я,
с голодной тоской,
остановился у витрины Эйлерса -
цветочный магазин на углу Морской.
Малы - аж не видно! - цветочные точки,
нули ж у цен
необъятны длиною!
По булке, должно быть, в любом лепесточке,
И вдруг,
смотрю,
меж витриной и мною -
фигурка человечья.
Идет и валится.
У фигурки конская голова.
Идет.
И в собственные ноздри
пальцы
воткнула.
Три или два.
Глаза открытые мухи обсели,
а сбоку
жила из шеи торчала
Из жилы
капли по улицам сеялись
и стыли черно, кровенея сначала.
Смотрел и смотрел на ползущую тень я,
дрожа от сознанья невыносимого,
что полуживотное это -
виденье! -
что это
людей вымирающих символ.
От этого ужаса я - на попятный.
Ищу машинально чернеющий след.
И к туше лошажьей приплелся по пятнам.
Где ж голова?
Головы и нет!
А возле
с каплями крови присохлой,
блестел вершок перочинного ножичка -
должно быть,
тот
работал над дохлой
и толстую шею кромсал понемножечко.
Я понял:
не символ,
стихом позолоченный,
людская
реальная тень прошагала.
Быть может,
завтра вот так же точно
я здесь заработаю, скалясь шакалом.
Второй. -
Из мелочи выросло в это.
Май стоял.
Позапрошлое лето.
Весною ширишь ноздри и рот,
ловя бульваров дыханье липовое.
Я голодал,
и с другими
в черед
встал у бывшей кофейни Филиппова я.
Лет пять, должно быть, не был там,
а память шепчет еле:
«Тогда
в кафе
журчал фонтан
и плавали форели».
Вздуваемый памятью рос аппетит;
какой ни на есть,
но по крайней мере -
обед.
Как медленно время летит!
И вот
я втиснут в кафейные двери.
Сидели
с селедкой во рту и в посуде,
в селедке рубахи,
и воздух в селедке.
На черта ж весна,
если с улиц
люди
от лип
сюда влипают все-таки!
Едят,
дрожа от голода голого,
вдыхают радостью душище едкий,
а нищие молят:
подайте головы.
Дерясь, получают селедок объедки.

Кто б вспомнил народа российского имя,
когда б не бросали хребты им в горсточки?!
Народ бы российский
сегодня же вымер,
когда б не нашлось у селедки косточки.
От мысли от этой
сквозь грызшихся кучку,
громя кулаком по ораве зверьей,
пробился,
схватился,
дернул за ручку -
и выбег,
селедкой обмазан -
об двери.

Не знаю,
душа пропахла,
рубаха ли,
какими водами дух этот смою?
Полгода
звезды селедкою пахли,
лучи рассыпая гнилой чешуею).
Пускай,
полусытый,
доволен я нынче:
так, может, и кончусь, голод не видя,-
к нему я
ненависть в сердце вынянчил,
превыше всего его ненавидя.
Подальше прочую чушь забрось,
когда человека голодом сводит.
Хлеб!-
вот это земная ось:
на ней вертеться и нам и свободе.
Пусть бабы баранки на Трубной нижут
и ситный лари Смоленского ломит,-
я день и ночь Поволжье вижу,
солому жующее, лежа в соломе.

Трубите ж о голоде в уши Европе!
Делитесь и те, у кого немного!
Крестьяне,
ройте пашен окопы!
Стреляйте в него
мешками налога!
Гоните стихом!
Тесните пьесой!
Вперед врачей целебных взводы!
Давите его дымовою завесой!
В атаку, фабрики!
В ногу, заводы!
А если
воплю голодных не внемлешь,-
чужды чужие голод и жажда вам,-
он
завтра
нагрянет на наши земли ж
и встанет здесь
за спиною у каждого!


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 184 строки)
Размер: акцентный стих
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 13 строк , многоостишие.
Рифмы: Ежедневно-жуя-драть-я
              Поволжье-ЭТО-врать-голодал
              я-голодные-два-случая
              годные.

Рифмовка: ABCB DECF BGAB G

2-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: Первый-петербуржцев-год-кружатся-лед-ровные.
Рифмовка: ABCDEF

3-я cтрофа - 108 строк, многоостишие.
Рифмы: виляя-перекрестках-дрессированные-лая
              духу-изустно-старик-удушил
              старуху-частями-Злился-невкусно
              такие-голода-свесть-города
              есть-еле-раз-я
              тоской-Эйлерса-Морской-точки
              цен-длиною-лепесточке-вдруг
              смотрю-мною-человечья-валится
              голова-Идет-ноздри-пальцы
              воткнула-два-обсели-сбоку
              торчала-жилы-сеялись-сначала
              я-невыносимого-это-виденье
              это-символ-попятный-след
              пятнам-голова-нет-возле
              присохлой-ножичка-быть-тот
              дохлой-понемножечко-понял-символ
              позолоченный-людская-прошагала-может
              точно-шакалом-Второй-это
              стоял-лето-рот-липовое
              голодал-другими-черед-я
              там-еле-Тогда-кафе
              фонтан-форели-аппетит-есть
              мере-обед-летит-вот
              двери-Сидели-посуде-рубахи
              селедке-весна-улиц-люди
              лип-таки-Едят-голого
              едкий-молят-головы-объедки.

Рифмовка: смешанная


4-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: имя-горсточки-российский-вымер
              косточки-этой-кучку-зверьей
              пробился-схватился-ручку-выбег
              обмазан-двери.

Рифмовка: ABCD BEFE GGFA BC

5-я cтрофа - 23 строки, многоостишие.
Рифмы: знаю-пропахла-рубаха_ли-смою
              Полгода-пахли-чешуею-Пускай
              полусытый-нынче-видя-я
              вынянчил-ненавидя-забрось-сводит
              Хлеб-ось-свободе-нижут
              ломит-вижу-соломе.

Рифмовка: смешанная


6-я cтрофа - 20 строк, многоостишие.
Рифмы: Европе-немного-Крестьяне-окопы
              него-налога-стихом-пьесой
              взводы-завесой-фабрики-заводы
              если-внемлешь-вам-он
              завтра-земли_ж-здесь-каждого.

Рифмовка: смешанная


------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 611

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов







Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Дольник, тактовик, акцентный стих

Дольник - размер тонического стихосложения, в котором совпадают только ударные слоги, а количество безударных слогов между ними может колебаться от одного до трёх, либо безударные слоги могут периодически даже отсутствовать. Иллюзия ритма у дольников создаётся только за счёт ударных слогов.
Тактовик - то же, что и дольник, только кол-во безударных слогов между ударными может достигать 4-х слогов.
Акцентный стих - то же, что и дольник/тактовик, только количество безударных слогов между ударными может превышать 4 слога. Акцентный стих часто образуется благодаря использованию длинных и сверхдлинных слов, что не совсем свойственно для поэзии. Кол-во ударений в строках акцентного стиха, как правило, совпадает. Рифма - обязательный элемент в акцентном стихе, без неё акцентный стих превращается в верлибр (свободный стих). Типичный пример современных акцентных стихов - рэп. Больше о дольниках и тактовиках


Стихи Пушкина

Другие стихи Владимира Маяковского:
В.Маяковский «Мы идем», В.Маяковский «Конь-огонь», В.Маяковский «Необычайное приключение», В.Маяковский «Эй!», В.Маяковский «Неразбериха», В.Маяковский «К ответу!», В.Маяковский «Прочти и катай в Париж и в Китай», В.Маяковский «Гимн здоровью», В.Маяковский «Ешь ананасы, рябчиков жуй...», В.Маяковский «В авто», В.Маяковский «Гимн критику», В.Маяковский «Лиличка!», В.Маяковский «Мексика - Нью-Йорк», В.Маяковский «Газетный день», В.Маяковский «А все-таки», В.Маяковский «Ничего не понимают», В.Маяковский «Порт», В.Маяковский «Ко всему», В.Маяковский «Наше воскресенье», В.Маяковский «Из улицы в улицу», В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно», В.Маяковский «Война объявлена», В.Маяковский «Великолепные нелепости», В.Маяковский «Я Наполеон», В.Маяковский «А вы смогли бы?», В.Маяковский «Частушки», В.Маяковский «Выждем», В.Маяковский «Надоело», В.Маяковский «Нате!», В.Маяковский «Последняя петербургская сказка», В.Маяковский «Ночь», В.Маяковский «Шумики, шумы и шумищи», В.Маяковский «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», В.Маяковский «Уже второй. Должно быть, ты легла...», В.Маяковский «Кофта Фата», В.Маяковский «Издевательства», В.Маяковский «Братья писатели», В.Маяковский «Вывескам», В.Маяковский «Кем быть», В.Маяковский «Гимн судье», В.Маяковский «Поэзия», В.Маяковский «Мама и убитый немцами вечер», В.Маяковский «Хвои», В.Маяковский «Ода революции», В.Маяковский «Вот так я сделался собакой», В.Маяковский «Два не совсем обычных случая», В.Маяковский «Вам, проживающим за оргией оргию...», В.Маяковский «Я знаю силу слов, я знаю слов набат...», В.Маяковский «Сказка о Красной Шапочке», В.Маяковский «Тресты», В.Маяковский «Гимн обеду», В.Маяковский «Я (По мостовой...)», В.Маяковский «За женщиной», В.Маяковский «Владимир Ильич!», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», В.Маяковский «Утро», В.Маяковский «Поэт рабочий», В.Маяковский «Последняя страничка гражданской войны», В.Маяковский «Той стороне», В.Маяковский «Гимн ученому», В.Маяковский «Радоваться рано», В.Маяковский «Сволочи!», В.Маяковский «От усталости», В.Маяковский «Тучкины штучки», В.Маяковский «Прозаседавшиеся», В.Маяковский «Адище города», В.Маяковский «Германия», В.Маяковский «Гейнеобразное», В.Маяковский «Стихи о разнице вкусов», В.Маяковский «Следующий день», В.Маяковский «Спросили раз меня...», В.Маяковский «О «фиасках», «апогеях» и других неведомых вещах», В.Маяковский «Отношение к барышне», В.Маяковский «Советская азбука», В.Маяковский «О дряни», В.Маяковский «России», В.Маяковский «Моя речь на генуэзской конференции», В.Маяковский «Себе, любимому», В.Маяковский «Стихотворение о Мясницкой, о бабе...», В.Маяковский «Гимн взятке», В.Маяковский «После изъятий», В.Маяковский «Потрясающие факты», В.Маяковский «Баллада о доблестном Эмиле», В.Маяковский «Приказ № 2 армии искусств», В.Маяковский «Послушайте!», В.Маяковский «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», В.Маяковский «Приказ по армии искусства», В.Маяковский «Внимательное отношение к взяточникам», В.Маяковский «Дешевая распродажа», В.Маяковский «Уличное», В.Маяковский «Я и Наполеон», В.Маяковский «Наш марш», В.Маяковский «Портсигар в траву...», В.Маяковский «Ты», В.Маяковский «Схема смеха», В.Маяковский «На цепь!», В.Маяковский «Приказ по армии искусств», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Маяковский «Театры», В.Маяковский «Левый марш (Матросам)»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.