рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | О.Мандельштам | А.С.Пушкин | Н.Рубцов | М.Цветаева |

Рифма к слову «впряги»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...


Стихотворный размер







Лев Александрович Мей
«Фринэ»

«Ты, чужеземец, ревнуешь меня к Праксителю напрасно:
Верь мне, мой милый, что в нем я художника только любила,-
Он потому мне казался хорош, что искусство прекрасно,
Он для другой изменил мне - и я про него позабыла...
Впрочем, кого не смутили бы льстивые речи: »Гнатена,
Нет, не Киприду,- тебя породила жемчужная пена!
Будь образцом для статуи богини, бессмертия ради:
Имя твое и твоя красота не погибнут в Элладе!»

Я согласилася... Мрамора глыба - такая, что только бы нимфе
Или богине статую иссечь - красовалась в ваяльне;
Чуда резца животворного ждали всечасно в Коринфе,
А Пракситель становился скучнее, угрюмей, печальней.
«Нет, не могу!- говорил он, бросая резец в утомленьи.-
Я не художник, а просто влюбленный: мое вдохновенье -
Юноши бред, не она, Прометеева жгучая сила...
О, для чего в тебе женщина образ богини затмила?»

Прошлой зимою...- Налей мне вина из потера:
Вечер свежеет - по телу и холод и жар пробегает...-
Прошлой зимою в Коринфе у нас появилась гетера,
Именем Фринэ... Теперь ее всякий коринфянин знает;
Но, захотелось ли ей возбудить любопытство в народе
Или от бешеных оргий Афин отдохнуть на свободе,
Только она укрывалась от смертных, подобно богине...
Вскоре, однако ж, Коринф коротко познакомился с Фринэ!

Вот подошли Элевзинские празднества... Пестрой толпою
Жители Аттики шумно стекалися на берег моря:
Шли сановитые старцы, венчанные Крона рукою;
Отроки шли, с Ганимедом красою весеннею споря;
Юные жены и девы, потупив стыдливые взоры,
Ловко несли на упругих плечах храмовые амфоры;
Мужи и смелые юноши, вслед за седыми жрецами,
Жертвенных агнцев вели и тельцов, оплетенных цветами.

Все обступали толпой оконечность пологого мыса:
Против него, по преданию, вышла из моря Киприда.
Жрицы пафосской богини готовились, в честь Адониса,
Гимны обрядные петь: застонала в руках их пектида,
Звуки свирели слилися с ее обольстительным стоном...
Вдруг от толпы отделилася женщина... Длинным хитоном
Был ее стан величавый ревниво сокрыт; покрывало
Белой, широкой волной с головы и до пят ниспадало.

Плавно, как будто бы чуткой ногою едва пригибая
Стебли росистых цветов, по прибрежию - далей и далей -
К самой окраине мыса она подошла; не внимая
Шепоту ближней толпы, развязала ремни у сандалий;
Пышных волос золотое руно до земли распустила;
Перевязь персей и пояс лилейной рукой разрешила;
Сбросила ризы с себя и, лицом повернувшись к народу,
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.

Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;
В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:
«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»
Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка...
Всё обаяние девственных прелестей, всё, чем от века
Жен украшала природа иль смелая мысль человека,
Всё эта женщина образом дивным своим затмевала...
Я поняла Праксителя и горько тогда зарыдала!

Но не Киприда стояла в волнах, а мегарянка Фринэ.
Меж изумленных граждан живописцы... ваятели были:
Всех их прельстила гетера... прельщает их всех и поныне;
Все в свою очередь эту гетеру безумно любили...
Многих она обманула, а прочих обманет жестоко:
Темную душу не всякий увидит сквозь светлое око...
С этого самого утра Гнатена с ваятелем - розно...
Может быть, он и раскаялся, только раскаялся поздно...

Что же сказать мне еще? Изваянье богини Киферы
Кончил давно Пракситель, и давно повторяет Эллада
Имя ваятеля с именем мне ненавистной гетеры;
Но - да хранят меня боги! - теперь я спокойна, я рада...
Рада свободе...
Взгляни: потемнели высокие горы...
Тихо, в венцах многозвездных, проносятся вечные оры...
Ночь и природе и людям заветное слово шепнула:
»Спите!» ...О, если бы ревность... твоя, чужеземец, заснула!


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 9-ти строф (всего 73 строки)
Размер: шестистопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: напрасно-любила-прекрасно-позабыла
              Гнатена-пена-ради-Элладе.

Рифмовка: ABAB AACC

2-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: нимфе-ваяльне-Коринфе-печальней
              утомленьи-вдохновенье-сила-затмила.

Рифмовка: ABAC DDEE

3-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: потера-пробегает-гетера-знает
              народе-свободе-богине-Фринэ.

Рифмовка: ABAB CCDE

4-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: толпою-моря-рукою-споря
              взоры-амфоры-жрецами-цветами.

Рифмовка: ABAB CCDD

5-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: мыса-Киприда-Адониса-пектида
              стоном-хитоном-покрывало-ниспадало.

Рифмовка: ABAB CCDD

6-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: пригибая-далей-внимая-сандалий
              распустила-разрешила-народу-воду.

Рифмовка: ABAB CCDD

7-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: пектида-громко-Киприда-незнакомка
              века-человека-затмевала-зарыдала.

Рифмовка: ABAB BBCC

8-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: Фринэ-были-поныне-любили
              жестоко-око-розно-поздно.

Рифмовка: ABCB DDAA

9-я cтрофа - 9 строк, девятистишие.
Рифмы: Киферы-Эллада-гетеры-рада
              свободе-горы-оры-шепнула
              заснула.

Рифмовка: ABAB CDAE E

------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 555

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов







Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Стихи Пушкина

Другие стихи Льва Мея:
Л.А.Мей «Псалом давида на единоборство с голиафом», Л.А.Мей «Когда ты, склонясь над роялью...», Л.А.Мей «Беги её», Л.А.Мей «Молодой месяц», Л.А.Мей «Н.С.Курочкину», Л.А.Мей «Дым», Л.А.Мей «Друг мой добрый! Пойдем мы с тобой на балкон...», Л.А.Мей «Еврейская песня X», Л.А.Мей «Песня/3», Л.А.Мей «Хотел бы в единое слово...», Л.А.Мей «Еврейская песня I», Л.А.Мей «Сумерки», Л.А.Мей «Помпеи», Л.А.Мей «Еврейская песня XI», Л.А.Мей «Счастливая чета», Л.А.Мей «Спать пора!», Л.А.Мей «Забытые ямбы», Л.А.Мей «Я не обманывал тебя...», Л.А.Мей «Баркарола», Л.А.Мей «Четыре строки», Л.А.Мей «Где ты?», Л.А.Мей «Запевка», Л.А.Мей «Юдифь», Л.А.Мей «Греза», Л.А.Мей «О Господи, пошли долготерпенье...», Л.А.Мей «Леший», Л.А.Мей «Секстина», Л.А.Мей «Он весел, он поет, и песня так вольна...», Л.А.Мей «Барашки», Л.А.Мей «Разговор», Л.А.Мей «Знаешь ли, Юленька», Л.А.Мей «Чуру», Л.А.Мей «Еврейская песня II», Л.А.Мей «Многим...», Л.А.Мей «В альбом/1», Л.А.Мей «Песня/4», Л.А.Мей «Тройка», Л.А.Мей «Канарейка», Л.А.Мей «На бегу», Л.А.Мей «Огоньки», Л.А.Мей «Не знаю, отчего так грустно мне при ней...», Л.А.Мей «Малиновке», Л.А.Мей «Памяти Гейне», Л.А.Мей «Лицеистам», Л.А.Мей «Погребен на перекрестке...», Л.А.Мей «Еврейская песня XIII», Л.А.Мей «Нет, только тот, кто знал...», Л.А.Мей «Хозяин», Л.А.Мей «По грибы», Л.А.Мей «Сосна», Л.А.Мей «Кесарь октавий-август и юлия», Л.А.Мей «Одуванчики», Л.А.Мей «Еврейская песня III», Л.А.Мей «Любе», Л.А.Мей «Октавы», Л.А.Мей «Мороз», Л.А.Мей «Ты печальна», Л.А.Мей «Милый друг мой! румянцем заката...», Л.А.Мей «Моя баловница...», Л.А.Мей «Мне ночь сковала очи...», Л.А.Мей «Песня/2», Л.А.Мей «Мимоза», Л.А.Мей «Плясунья», Л.А.Мей «Вечевой колокол», Л.А.Мей «Еврейская песня V», Л.А.Мей «Давиду — иеремием», Л.А.Мей «Зачем?», Л.А.Мей «Молитва», Л.А.Мей «Вихорь», Л.А.Мей «О ты, чье имя мрет на трепетных устах...», Л.А.Мей «Ау-ау!», Л.А.Мей «При посылке стихов», Л.А.Мей «Фринэ», Л.А.Мей «Русалка», Л.А.Мей «Скажите, зеленые глазки», Л.А.Мей «Отойди от меня, сатана!», Л.А.Мей «Церера», Л.А.Мей «Полежаевской фараонке», Л.А.Мей «Не верю, Господи, чтоб Ты меня забыл...», Л.А.Мей «Галатея», Л.А.Мей «Канун 184... года», Л.А.Мей «Арашка», Л.А.Мей «В альбом/2»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.