рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Гостевая книга
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | А.Ахматова | А.Голенищев-Кутузов | Л.А.Мей | А.Майков |

Рифма к слову «туги»





Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...


Яндекс.Метрика  

 


Индекс цитирования

 


Александр Сергеевич Пушкин
«К вельможе»

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.

Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины.
Посланник молодой увенчанной жены,
Явился ты в Ферней - и циник поседелый,
Умов и моды вождь пронырливый и смелый,
Свое владычество на Севере любя,
Могильным голосом приветствовал тебя.
С тобой веселости он расточал избыток,
Ты лесть его вкусил, земных богов напиток.
С Фернеем распростясь, увидел ты Версаль.
Пророческих очей не простирая вдаль,
Там ликовало всё. Армида молодая,
К веселью, роскоши знак первый подавая,
Не ведая, чему судьбой обречена,
Резвилась, ветреным двором окружена.
Ты помнишь Трианон и шумные забавы?
Но ты не изнемог от сладкой их отравы;
Ученье делалось на время твой кумир:
Уединялся ты. За твой суровый пир
То чтитель промысла, то скептик, то безбожник,
Садился Дидерот на шаткий свой треножник,
Бросал парик, глаза в восторге закрывал
И проповедывал. И скромно ты внимал
За чашей медленной афею иль деисту,
Как любопытный скиф афинскому софисту.

Но Лондон звал твое внимание. Твой взор
Прилежно разобрал сей двойственный собор:
Здесь натиск пламенный, а там отпор суровый,
Пружины смелые гражданственности новой.

Скучая, может быть, над Темзою скупой,
Ты думал дале плыть. Услужливый, живой,
Подобный своему чудесному герою,
Веселый Бомарше блеснул перед тобою.
Он угадал тебя: в пленительных словах
Он стал рассказывать о ножках, о глазах,
О неге той страны, где небо вечно ясно,
Где жизнь ленивая проходит сладострастно,
Как пылкой отрока восторгов полный сои,
Где жены вечером выходят на балкон,
Глядят и, не страшась ревнивого испанца,
С улыбкой слушают и манят иностранца.
И ты, встревоженный, в Севиллу полетел.
Благословенный край, пленительный предел!
Там лавры зыблются, там апельсины зреют...
О, расскажи ж ты мне, как жены там умеют
С любовью набожность умильно сочетать,
Из-под мантильи знак условный подавать;
Скажи, как падает письмо из-за решетки,
Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;
Скажи, как в двадцать лет любовник под окном
Трепещет и кипит, окутанный плащом.

Всё изменилося. Ты видел вихорь бури,
Падение всего, союз ума и фурий,
Свободой грозною воздвигнутый закон,
Под гильотиною Версаль и Трианон
И мрачным ужасом смененные забавы.
Преобразился мир при громах новой славы.
Давно Ферней умолк. Приятель твой Вольтер,
Превратности судеб разительный пример,
Не успокоившись и в гробовом жилище,
Доныне странствует с кладбища на кладбище.
Барон д'Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот,
Энциклопедии скептической причет,
И колкой Бомарше, и твой безносый Касти,
Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти
Забыты для других. Смотри: вокруг тебя
Всё новое кипит, былое истребя.
Свидетелями быв вчерашнего паденья,
Едва опомнились младые поколенья.
Жестоких опытов сбирая поздний плод,
Они торопятся с расходом свесть приход.
Им некогда шутить, обедать у Темиры,
Иль спорить о стихах. Звук новой, чудной лиры,
Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.

Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный.

Так, вихорь дел забыв для муз и неги праздной,
В тени порфирных бань и мраморных палат,
Вельможи римские встречали свой закат.
И к ним издалека то воин, то оратор,
То консул молодой, то сумрачный диктатор
Являлись день-другой роскошно отдохнуть,
Вздохнуть о пристани и вновь пуститься в путь.


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 106 строк)
Размер: шестистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: мир-зефир-липа-Аристиппа
              дворец-резец-повиновались-состязались.

Рифмовка: AABB CCDD

2-я cтрофа - 28 строк, многоостишие.
Рифмы: человек-век-разнообразил-проказил
              чины-жены-поседелый-смелый
              любя-тебя-избыток-напиток
              Версаль-вдаль-молодая-подавая
              обречена-окружена-забавы-отравы
              кумир-пир-безбожник-треножник
              закрывал-внимал-деисту-софисту.

Рифмовка: смешанная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: взор-собор-суровый-новой.
Рифмовка: AABB - смежная

4-я cтрофа - 22 строки, многоостишие.
Рифмы: скупой-живой-герою-тобою
              словах-глазах-ясно-сладострастно
              сои-балкон-испанца-иностранца
              полетел-предел-зреют-умеют
              сочетать-подавать-решетки-тетки
              окном-плащом.

Рифмовка: смешанная

5-я cтрофа - 23 строки, многоостишие.
Рифмы: бури-фурий-закон-Трианон
              забавы-славы-Вольтер-пример
              жилище-кладбище-Дидерот-причет
              Касти-страсти-тебя-истребя
              паденья-поколенья-плод-приход
              Темиры-лиры-мог.

Рифмовка: смешанная

6-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: порог-Екатерины-картины-мне
              тишине-благородной-свободный-красоты
              ты-Гончаровой-Кановой-мирских
              них-кругообразный.

Рифмовка: ABBC CDDE EDDF FD

7-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: праздной-палат-закат-оратор-диктатор-отдохнуть-путь.
Рифмовка: ABBCCDD
------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 623

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм    Рифмы онлайн    Рифмы к именам




Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах



Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах



Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Другие стихи А.С.Пушкина:
А.С.Пушкин «В альбом А. О. Смирновой», А.С.Пушкин «К Вяземскому», А.С.Пушкин «Элегия», А.С.Пушкин «Наездники», А.С.Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», А.С.Пушкин «Из А. Шенье», А.С.Пушкин «Демон», А.С.Пушкин «Эхо», А.С.Пушкин «Паж или пятнадцатый год», А.С.Пушкин «От меня вечор Леила...», А.С.Пушкин «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», А.С.Пушкин «Будрыс и его сыновья», А.С.Пушкин «Когда порой воспоминанье...», А.С.Пушкин «Сожженное письмо», А.С.Пушкин «(Из Пиндемонти)», А.С.Пушкин «Что в имени тебе моем...», А.С.Пушкин «Признание», А.С.Пушкин «Как сатирой безымянной...», А.С.Пушкин «Узник», А.С.Пушкин «Глухой глухого звал к суду судьи глухого...», А.С.Пушкин «К ***», А.С.Пушкин «Кавказ», А.С.Пушкин «После изъятий», А.С.Пушкин «Отрок», А.С.Пушкин «Бесы», А.С.Пушкин «В мои осенние досуги...», А.С.Пушкин «Что белеется на горе зеленой...», А.С.Пушкин «Когда владыка ассирийский...», А.С.Пушкин «Царскосельская статуя», А.С.Пушкин «Пророк», А.С.Пушкин «Я думал, сердце позабыло...», А.С.Пушкин «Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит...», А.С.Пушкин «Альфонс садится на коня...», А.С.Пушкин «Слеза», А.С.Пушкин «E. Н. Ушаковой», А.С.Пушкин «Литературное известие», А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд», А.С.Пушкин «Десятая заповедь», А.С.Пушкин «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», А.С.Пушкин «Пир Петра Первого», А.С.Пушкин «Гусар», А.С.Пушкин «(Из Ксенофана Колофонского)», А.С.Пушкин «Калмычке», А.С.Пушкин «Моя родословная», А.С.Пушкин «Французских рифмачей суровый судия...», А.С.Пушкин «Циклоп», А.С.Пушкин «Возрождение», А.С.Пушкин «И. И. Пущину», А.С.Пушкин «Мой портрет», А.С.Пушкин «Из Афенея», А.С.Пушкин «Ответ анониму», А.С.Пушкин «Чу, пушки грянули! крылатых кораблей...», А.С.Пушкин «Критон, роскошный гражданин...», А.С.Пушкин «Подражание арабскому», А.С.Пушкин «Чем чаще празднует лицей...», А.С.Пушкин «Кто из богов мне возвратил», А.С.Пушкин «Был и я среди донцов...», А.С.Пушкин «Туча», А.С.Пушкин «Дорожные жалобы», А.С.Пушкин «Нет, нет, не должен я, не смею, не могу...», А.С.Пушкин «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...», А.С.Пушкин «Сонет», А.С.Пушкин «Цветок», А.С.Пушкин «Странник», А.С.Пушкин «Как счастлив я, когда могу покинуть...», А.С.Пушкин «Мордвинову», А.С.Пушкин «Красавица», А.С.Пушкин «На выздоровление Лукулла(подражание латинскому)», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.С.Пушкин «Мадонна», А.С.Пушкин «Когда в объятия мои...», А.С.Пушкин «Арион», А.С.Пушкин «Поедем, я готов; куда бы вы, друзья...», А.С.Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...», А.С.Пушкин «Ода lvii», А.С.Пушкин «Эпиграмма», А.С.Пушкин «Шумит кустарник... На утес...», А.С.Пушкин «Прощание», А.С.Пушкин «Ответ», А.С.Пушкин «Когда твои младые лета...», А.С.Пушкин «Зимнее утро», А.С.Пушкин «И дале мы пошли - и страх обнял меня...», А.С.Пушкин «Олегов щит», А.С.Пушкин «...Вновь я посетил...», А.С.Пушкин «О сколько нам открытий чудных...», А.С.Пушкин «Собрание насекомых», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», А.С.Пушкин «Цыганы», А.С.Пушкин «Когда за городом, задумчив, я брожу...», А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны...», А.С.Пушкин «Сват Иван, как пить мы станем...», А.С.Пушкин «Телега жизни», А.С.Пушкин «В поле чистом серебрится...», А.С.Пушкин «Бородинская годовщина», А.С.Пушкин «Стансы», А.С.Пушкин «Когда Потемкину в потемках...», А.С.Пушкин «Перед гробницею святой...», А.С.Пушкин «На Испанию родную...», А.С.Пушкин «(2 ноября)», А.С.Пушкин «Будь подобен полной чаше...»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


     Рифмовник.ру     Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»     Стихи.ру     Ты-поэт.ру