Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
СТРОФА (греч.
strophe - поворот) - группа
стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или)
рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и
при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются
увеличенными интервалами. Основной признак строфы -повторяемость её
элементов: cтоп, размера, рифмовки,
кол-ва стихов и пр.
Лишь тому, чей покой
таим,
Сладко дышится... Полотно над окном
моим Не
колышется.
Ты придёшь коль верна
мечтам, Только
та ли ты? Знаю: сад там, сирени
там
Солнцем
залиты.
(И.Ф. Анненский)
Я лугами иду - ветер свищет в лугах: Холодно,
странничек, холодно. Холодно, родименький,
холодно!
Я лесами иду - звери воют в
лесах Холодно, странничек, холодно. Холодно,
родименький,
холодно!
(Н.А. Некрасов)
ВИДЫ СТРОФ:
ДВУСТИШИЕ(дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной
поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишиеобразует самостоятельную строфу –
это строфическое двустишие.Графически такие двустишия отделяются
друг от друга.
Дано мне тело - что мне делать
с ним,
Таким единым и таким
моим?
За радость тихую дышать и
жить Кого, скажите, мне
благодарить?
(Осип
Мандельштам)
Нестрофические двустишиявходят в состав более сложных строф и
определяются по смежному способу рифмовки.
В мире
как в море: не спят
рыбаки, Сети
готовят и ладят
крючки. В сети ли
ночи, на удочку
дня Скоро ли
время поймает
меня?
(Расул Гамзатов
)
ТРЁХСТИШИЕ(терцет) - простая строфа из трёх стихов.
Также, см. терцина
В беспечных радостях, в живом
очарованье, О дни весны моей, вы скоро
утекли. Теките медленней в моём
воспоминанье.
(А.С.
Пушкин)
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ(катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая
употребительная в европейской поэзии.
Попрыгунья
Стрекоза
Лето красное
пропела;
Оглянуться не
успела,
Как зима глядит в глаза.
(И.А.
Крылов)
ПЯТИСТИШИЕ
(квинтет) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих
дней,
О южные горы, отторгнут от
вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть
раз;
Как сладкую песню отчизны
моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю.
Лермонтов)
ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из
шести стихов.
Мороз
и солнце; день
чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
- Пора,
красавица,
проснись:
Открой сомкнуты негой
взоры
Навстречу северной
Авроры,
Звездою севера явись.
(А.С.
Пушкин)
Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ-СЕКСТИНА.
Опять звучит в моей душе унылой Знакомый голосок, и
девственная тень Опять передо мной с неотразимой
силой Из мрака прошлого встаёт, как ясный
день; Но тщетно памятью ты
вызван, призрак милый! Я устарел: и жить ичувствовать - мне
лень.
(Л.А.Мей)
СЕМИСТИШИЕ(септима) - сложная строфа
из семи стихов.
- Скажи-ка, дядя, ведь не
даром
Москва, спаленная
пожаром,
Французу
отдана?
Ведь были ж схватки
боевые,
Да, говорят, еще
какие!
Недаром помнит вся
Россия Про
день Бородина! (М.Ю.
Лермонтов)
ВОСЬМИСТИШИЕ(октава) – строфа
из 8 стихов.
Унылая пора!
Очей очарованье! Приятна мне
твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы
увяданье, В багрец и в
золото одетые леса, В их
сенях ветра шум и свежее
дыханье, И мглой волнистою
покрыты небеса, И редкий
солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы
угрозы.
(А.С.
Пушкин)
ДЕВЯТИСТИШИЕ
(нона) - сложная строфа из 9
стихов.
Отворите
мне темницу, Дайте мне сиянье
дня, Черноглазую
девицу. Черногривого коня. Дайте раз
пор синю полю Проскакать на том
коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как
на чуждую мне долю, Посмотреть поближе
мне...
(М.В.
Лермонтов)
ДЕСЯТИСТИШИЕ(децима) -
сложная строфа из 10
стихов.
О вы, которых
ожидает
Отечество от недр
своих И видеть
таковых желает,
Каких зовёт от стран
чужих, О ваши
дни
благословенны!
Дерзайте ныне
ободренны
Раченьем вашим
показать, Что
может собственных
Платонов И
быстрых разумов
Невтонов
Российская земля
рождать
(М.В.
Ломоносов)
ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА
–
десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED.
Одической строфой пишутсяторжественнойоды.
Подай,
Фелица!
наставленье:
Как пышно и правдиво
жить,
Как укрощать страстей
волненье
И счастливым на свете
быть?
Меня твой голос
возбуждает,
Меня твой сын
препровождает;
Но им последовать я
слаб.
Мятясь житейской
суетою,
Сегодня властвую
собою,
А завтра прихотям я
раб.
(Г.
Державин)
ОНЕГИНСКАЯ
СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB
CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным
(«Евгений Онегин»).
Итак, она звалась
Татьяной. Ни красотой сестры
своей, Ни свежестью её
румяной Не привлекла б она
очей. Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная
боязлива, Она в семье своей
родной Казалась девушкой
чужой. Она ласкаться не
умела К отцу, ни к матери
своей; Дитя сама, в толпе
детей Играть и прыгать не
хотела И часто целый день
одна Сидела молча у
окна.
(А.С.
Пушкин)
БАЛЛАДНАЯ
СТРОФА- строфа, в которой, как
правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем
нечётные.
Улыбнись, моя
краса,
На мою
балладу;
В ней большие
чудеса,
Очень мало
складу.
Взором счастливым
твоим,
Не
хочу и
славы;
Слава – нас учили –
дым;
Свет – судья
лукавый.
Вот баллады толк
моей:
«Лучший друг нам в жизни
сей
Вера в
провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый
сон;
Счастье –
пробужденье».
(В.А. Жуковский)
СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы
из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма.
Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».
Итальянский сонетстроится по
схеме «4+4+3+3»
Когда, как солнца луч, внезапно
озаряет
Любовь ее лица спокойные
черты,
Вся красота других, бледнея,
исчезает
В сиянье радостном небесной
красоты.
Смирясь, моя душа тогда
благословляет
И первый день скорбей, и первые
мечты,
И каждый час любви, что тихо подымает
Мой дух, мою любовь до светлой
высоты.
Свет мысли неземной лишь от нее исходит,
Она того, кто вдаль последует за ней
,
Ко благу высшему на небеса
возводит,
По правому пути, где нет людских
страстей
И, полон смелостью, любовью
вдохновленный,
Стремлюсь и я за ней в надежде
дерзновенной!
(Ф.
Петрарка)
Английский сонет строится по
схеме – «4+4+4+2».
Сравню ли я тебя с
весенним днем? Спокойней ты, нежнее и милее. Но
ветром майский цвет на смерть влеком И лето наше мига
не длиннее.
Небесный глаз то блещет без
стыда. То скромно укрывается за тучей; Прекрасное
уходит навсегда, Как рассудил ему природы
случай.
Но твой не завершится ясный день, Ему
не страшны никакие сроки; Ты в смертную не удалишься
тень, В бессмертные мои отлитый строки.
Пока
дышать и видеть нам дано, Живёт мой стих - и ты с ним
заодно.
(В.
Шекспир)
ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC
(«Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины,
Я
очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот
дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей
давний ужас в памяти несу!
Так
горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но,
благо в нем обретши
навсегда, Скажу
про всё, что видел в этой чаще…
(А.
Данте)
ТРИОЛЕТ - восьмистишие с
рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)
РОНДО - стихотворение в 15 строк с
рифмовкой AABBA, ABBС,
AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова
1-й строки. Популярно в поэзии барокко и
рококо.
В начале лета, юностью
одета, Земля не ждёт весеннего
привета, Но бережёт погожих, тёплых
дней,
Но расточительная, всё пышней Она
цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко
где-то Конец таится
радостных лучей, И что
недаром плакал соловей В
начале лета.
Не так осенней нежности примета: Как
набожный скупец, улыбки света Она сбирает жадно, перед
ней
Не долог путь до
комнатных огней, И не найти
вернейшего обета В начале лета.
(М.А.Кузмин)
СИЦИЛИАНА- восьмистишие с перекрёстной рифмой
АБАБАБАБ.
САПФИЧЕСКАЯ
СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров,
изобретённая греческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н. э.Графическая схема
строфы:
----- ----- ----- --
Наиболее употребительная строфа в античной поэзии.
Имитировалась в тоническомстихосложении.
Ночь была
прохладная, светло в
небе
Звёзды блещут, тихо источник
льётся,
Ветры нежно веют, шумят
листами Тополы
белы.
(А.Н.
Радищев)
АЛКЕЕВА СТРОФА– строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с
устойчивым чередованием различныхметров.
КОРОЛЕВСКАЯ
СТРОФА
- семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
СПЕНСЕРОВА
СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой
ABABBCDC, представляющая собой октаву сдобавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера
«Королева фей» (1596).
НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ -
строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной
рифмовкой, клаузулами и пр.
СТРОФОИДЫ- строфы с различным
количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями,
6-стишиями и т.д.
АСТРОФИЗМ -
отсутствиев стихах симметричного деления на
строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание
стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм
применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических
произведениях. Астрофические стихи - стихи без
упорядоченного разделения на строфы.
Добрый доктор
Айболит!
Он под деревом
сидит.
Приходи к нему
лечиться И корова, и волчица, И
жучок, и паучок И
медведица!