Как стать профессиональным поэтом-песенником
Композитор - поэту:
- Я ваши стихи прочитал, но писать музыку к ним не буду. Я, знаете ли, противник мата.
- Но в моих текстах нет мата!? Я и в жизни никогда не матерюсь!
- Вы нет, а слушатели ваших слов будут...
Итак, вы приняли для себя окончательное решение стать профессионалом и
посвятить свою жизнь написанию песенных текстов. Теперь наберитесь терпения
и не стремитесь получить быстрый результат. Начинайте учиться и работать над
собой. Хотите стать профи по большому счёту, изучите теорию стихосложения -
это обогатит ваши познания в теории литературы; ежедневно читайте хорошие
стихи, и ежедневно (!) пишите сами. Не позволяйте своим мозгам
расслабляться, в противном случае, они перестанут вас радовать хорошими
результатами. Нет вдохновения? Но, как известно, вдохновение приходит во
время труда. Не ищите оправдания своей лени, стимулом для вас должна быть
ваша прекрасная цель - когда в день на своём творчестве вы сможете
зарабатывать столько же, сколько ваш сосед как минимум за месяц, работая по
9 часов на своём предприятии или заводе.
Итак, покупайте диски популярных исполнителей, находите сайты с текстами
популярных песен или файлами MP3-музыки (это легко сделать через поисковые
системы) и слушайте, слушайте, и ещё раз слушайте. Но: не как пассивный
слушатель, а как специалист, который буквально «под микроскопом» изучает все
тонкости и нюансы песенного словотворчества. Анализируйте шлягерные тексты
(все подряд), обращайте внимание на их тематику, форму, построение сюжетной
линии, рифмы, словарный запас, общую сочетаемость с музыкой, хитовые фразы и
обороты.
Самое большое заблуждение, которому поддаются многие авторы, коим никогда не
суждено достигнуть профессиональных высот – это мнение, что они и так всё
знают, что и без учёбы и практики у них всё получится на 100%. Так же думают
и поэты-аматоры, написавшие за всю свою жизнь 2,3,4,-10 текстов, и
считающие, что этого достаточно для того, чтобы штамповать по несколько
хитов в день. Часто такие «виршеписцы», не имея достаточного опыта написания
качественных(!) песенных текстов, настолько уверены в своих силах, что при
первом же разговоре о стоимости их "гениального" труда «заламывают» цены,
сравнимые с ценами настоящих хит-мейкеров, на счету которых десятки
написанных и исполненных песен. Когда же дело доходит до самого текста,
обнаруживается откровенный детский лепет или банальный набор слов. На эту
тему есть следующая поучительная история. Одна дама попросила одного
известного художника нарисовать её портрет, после чего спросила сколько это
будет стоить. Он назвал внушительную цифру. «А почему же так дорого? –
спросила дама, - мне, конечно же, очень нравится, но вы писали всего 5
минут?!». На что был ответ: «Чтобы так быстро и хорошо писать картины, я
учился 20 лет». Итак, смысл понятен: только тот, кто пишет регулярно, пусть
даже в стол, но постоянно работает над собой, в конце концов достигнет
необходимого мастерства. Те же, кому лень писать просто для себя (мол, что
же это я буду писать без оплаты? Нет заказов – и пальцем не пошевелю, я же
мастер!), тот в конце концов так никогда и не получит финансовую отдачу от
своего творчества, так как высочайшее мастерство приходит только в
результате постоянной работы над свои слогом и техникой письма. Количество,
в конце концов, – при правильном подходе к делу – переходит в качество и
поэт-профессионал сам начинает чувствовать своё превосходство над сотнями
графоманов, которые никогда не заботились о своём развитии и продолжают
заниматься примитивным рифмоблудием. Услуги последних никогда не будут
востребованы; такие горе-поэты-песенники сходят с дистанции так на неё и не
став, и начинают зарабатывать себе на жизнь другими способами. Есть одна
очень правильная и умная мысль, которая будет полезна всем, независимо от
специальности. А звучит она так: если вы не уделите своей профессии один
день – вы заметите это в своей работе, если вы не будете заниматься над
собой неделю – это заметят ваши коллеги-профессионалы, если вы не будете
работать над собой целый месяц – это заметят все. Делайте выводы. Кроме
того, ещё один весьма умный и ценный совет: «Если каждый день уделять своему
специальному образованию всего по полчаса, то уже через пять лет вы станете
специалистом, которому не будет равных». Это можно смело отнести и к
практике: чем больше продуктивной практики, тем выше результаты, тем
высокооплачиваемый и ценней специалист. Почему бы и вам не стать лучшим?
Написание текстов на готовую музыку
(практические советы)
- Язык ваших стихов беден, - говорит композитор.
Ну и что? - отвечает автор. А кто сказал, что бедность это порок?
В среде музыкантов написание текстов на готовые мелодии называется написанием на «рыбу»
- есть ритмическая сетка и эмоциональный код (сама мелодия), и необходимо
нарастить мелодию словами, с которыми бы она стала единым целым и вылилась в
песню. Для неискушённых поэтов такая задача кажется весьма несложной – казалось
бы, надо просто подставить нужные слова. Но на самом деле, это весьма трудное и
ответственное задание, требующее помимо стихотворного опыта ещё и наличие
музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, поэту-песеннику желательно на
практике ориентироваться в элементарных музыкальных понятиях, таких как:
синкопа, затакт, сильная доля, триоль и т.п. В противном случае, написанные
слова просто могут не вписаться в мелодию, или не совпасть с ней по
расставленным акцентам. Каждая мелодия делится на несколько мотивов, и при
написании слов это всегда необходимо учитывать: мотив может быть адекватен
строке стихотворения, а может и не быть, и здесь главное уловить все ритмические
и интонационные нюансы, чтобы отобразить их в тексте.
Несколько советов при написании текста на готовую музыку:
1) Прослушивайте музыку мелодии многократно (многие десятки раз), прочувствуйте
её, перебирайте в уме возможные варианты слов, обдумывайте тематику песни -
исходя из пожеланий композитора (или исполнителя), своей творческой интуиции и,
собственно, характера самой мелодии. Главное - буквально "пропитаться"
настроением музыки и войти в нужный образ.
2) Тщательно подбирайте варианты слов на самое главное место в песне – первую
строку припева. Как правило, именно по ней носит название вся песня. Поэтому
любые банальности или заезженные фразы будут сразу перенесены на название песни,
от чего она в конечном итоге только проиграет или будет обречена на провал и
неизвестность. Кроме того, ни один серьёзный исполнитель просто не возьмёт такую
серость в свой репертуар. Часто центральным местом в песне может быть последняя
фраза (или слово) в припеве, которая потом повторяется на фоне последующего
проигрыша. Такие места, соответственно, также необходимо особо скрупулёзно
продумывать на предмет их "хитовости".
3) Отбирайте ключевые, красивые и функциональные слова, которые, по вашему
мнению, обязательно должны присутствовать в песне и украшать её собой. Простой
пример: если это песня про Новый Год, то отобранные ключевые слова, которые
должны войти в текст, могут быть такие: Новый Год (само собой), зима, снег,
вьюга, метель, ёлочка (ёлка), дед Мороз, Снегурочка, мороз, игрушки, праздник и
т.п. После первоначального отбора возможных слов, дальше можно думать об их
обыгрывании в тексте.
4) Уделяйте особое внимание в песенном тексте:
- началу куплета; - переходу к припеву; - ПРИПЕВУ (началу и концу – особенно).
По большому счёту, песенный текст в эстрадных (особенно танцевальных) песнях
является всего лишь фоном и редко кто слушает и анализирует его полностью. На
слуху, как правило, остаются только какие-то вырванные из всего контекста фразы
и отдельные «ударные» слова. Мало кто помнит тексты песен целиком, но основные и
самые запоминаемые места помнят если не все, то многие. Таким местом отчасти
является начало первого куплета (когда исполнитель начинает петь, это сразу
фиксируется вниманием слушателей), затем внимание к тексту ослабевает и снова
усиливается при переходе к припеву. Само собой, что многократно повторяемый
припев всегда будет в центре внимания, а это значит, что именно припев должен
быть носителем всей «хитовости» песни.
5) Поиск изюминки в песне. Изюминкой может быть образ или фраза, которые зацепят
воображение слушателей. Пример удачных изюминок: «Беги по небу», «Изучай меня по
картам», «Пятый океан», «Всё или ничего», «Любовь, похожая на сон»... Такие
нестандартные и не затёртые решения-образы, безусловно, станут решающим фактором,
определяющим хитовость песни (само собой, что музыка также должна быть
соответствующей и шлягерной по своей сути). Все эти слова лучше поместить в
припеве, где и фокусировать на них основное внимание будущих слушателей. |