рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | А.Ахматова | Г.Державин | А.Фет | С.А.Есенин |

Рифма к слову «Владиславе»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

Словарь поэтических терминов в примерах

А

АБЕЦЕДАРИЙ - стихотворение, в котором первые буквы всех слов или строк образуют алфавит, либо большой фрагмент алфавита. В русской поэзии абецедарии встречаются крайне редко.

   Алый бархат вечереет,
   Горделиво дремлют ели,
   Жаждет зелень и июль
   Колыбельной лаской млеет...
   Нежно отзвуки пропели...
   Разостлался синий тюль.
   Улетели феи холить
   Царство чары шаловливой,
   Щебет едких эпиграмм...
   Начинает сны неволить,
   Миро льет нетерпеливый
   Юга ясный фимиам.
               (Валерий Брюсов)

Также смотрите Алфавитный стих.

АВТОНИМ
 (греч. аutos - сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АКРОСТИХ
(греч. akrostichis – крайние стих)  – краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие;
стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены.  Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в поэзии средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения - каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения. Первым аналогом славянского акростиха была т.н. Азбучная молитва (авторство приписывается Константину Преславскому), по форме напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита (т.н. абецедарий). Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было виртуозно составлять изящные стихотворения. В начале XX века акростихи становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто - друг другу) акростихи-посвящения; известны акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются редко; каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам,  - своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.                                                                
  
 

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
                              (Гавриил Державин)

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…
                               (Н. Гумилёв)


П
ишу о чем-то вдохновенно,
О Боже! снова в раж вошёл -
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!
                          (А. Бердников)

Существуют также разновидности акростиха: телестих акростих из последних букв строк,  месостихакростих из средних букв, акроцентон - стих, собранный из строк известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк какое-либо слово или фразу, обратный акростих - зашифрованное слово читается снизу вверх.
Ссылки в сети: От акростиха к акроконструкции

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - см. Ударник

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ  СТИХ
(от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный  или русский 6-стопный ямб  с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм и пр. В русскую поэзию введён В. Тредиаковским. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на вторую половину 18 - первую половину 19 века.
 

     Надменный временщик, и подлый и коварный,
     Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
     Неистовый тиран родной страны своей,
     Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
                                                              (К.Ф. Рылеев)

АЛКЕЕВА СТРОФА строфа античного стихосложения из 4 логаэдов.

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём;  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный чёлн…
                                (К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»,«Слон и Моська»).


АЛФАВИТНЫЙ СТИХ стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще - двустишие) начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

                            Антисемит Антанте мил.
                            Антанта сборище громил.

 

                            Большевики буржуев ищут.
                            Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

                            Вильсон важнее прочей птицы.
                            Воткнуть перо бы в ягодицы…
                                                       (В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция) начиналось с новой строки и
буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса:  попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.), в русскую поэзию перешло в 18 веке и неукоснительно соблюдалось особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.
 

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!..
                             (Г.Р. Державин)

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - расширение) - стилистический приём; нагнетание однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Применяется в литературе и ораторском искусстве для придачи тексту (речи) экспрессивно-эмоциональной окраски.

АМФИБОЛИЯ
(греч. amfibolia - неясность) - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследствие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

АМФИБРАХИЙ
(греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « - ».

                               На севере диком стоит одиноко
                                    На голой вершине сосна.
                               И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
              
                     Одета, как ризой , она.
                                          
                     (М.Ю. Лермонтов)

АНАГРАММА - слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета,
"Карпов - мастер, Каспаров - метр" (С.Гайдаров), "Меланхолия - не хамло ли я?" (Д. Авалиани). В русской поэзии анаграммы можно встретить в эпизодических вкраплениях. Полностью стихотворных анаграмм крайне мало.

Что нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
                                    
(В. Брюсов)

АНАКОЛУФ - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём.  "Мне совестно, как честный офицер" (А.С. Грибоедов),  "Ни совести ни грамма".

АНАКРЕОНТИКА (анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия, воспевающая земные радости и чувственные наслаждения. Названа в честь основателя жанра, древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н.э.), имевшего множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали многие русские поэты 18-19 веков, в т.ч. и Пушкин.
 

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание, предварение) -  безударные слоги  в начале стиха перед первым ударным слогом (иктом). В правильно сложенных в метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема.

                               Зима!... Крестьянин торжествуя,
         
                      На дровнях обновляет путь;
         
                      Его лошадка снег почуя,
         
                      Плетётся рысью как-нибудь...
                                      
                      (А. С.  Пушкин)

Нулевая анакруза (т. е. её отсутствие) имеет место в том случае, когда стих начинается сразу с сильной доли ("Буря мглою небо кроет..."
А.С. Пушкин).
Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное ударение ("Швед, русский колет, рубит, режет..."  А.С. Пушкин).
В музыке анакрузе соответствует затакт. Сам термин "анакруза" был введён в научный оборот в конце 19 века.
Если анакруза - это безударные слоги перед первым ударением в стихе, то эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего ударения.
 

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа  с ударением на последнем слоге.
Схема «
- ».

                          Есть в напевах твоих сокровенных
    
                     Роковая о гибели весть.
    
                     Есть проклятье заветов священных,
    
                      Поругание счастия есть.
                   
                                         (А. Блок)

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).
Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.

                        (А.Толстой)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

             (М.В. Лермонтов)

Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...

                               (А.С.Пушкин)

Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
                                 (А.Блок)
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!

           (Н.А.Некрасов)


Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.

                    (А.С. Пушкин)
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

                          (Анна Ахматова)

Строфическая анафора  основана на повторении слов или синтаксических  построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?

           (Е. Баратынский)

Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз  слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для экспериментальной поэзии. 

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
                                         (В. Брюсов)

АННОТАЦИЯ (лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения.

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
                             
  (А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ (антифразис) стилистическая фигура; употребление слова в противоположном смысле, часто с  иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.
        Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
   Второй.
            Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
                                 (В. Онуфриев)

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – см. Метрическое стихосложение.


АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
                   (А.С.  Пушкин)

АПОЛОГ короткая иносказательная басня с изображением животных или растений и нравоучительным подтекстом. Сродни басне, но меньше по размерам. В форме аполога написаны "Нравоучительные четверостишия" А.С. Пушкина в соавторстве с А. Вульф.

                     Одна свеча избу лишь слабо освещала;
                     Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
                     Правдивы древнего речения слова:
                     Ум хорошо, а лучше два.

                                                   (А.С.Пушкин)

АПОФЕГМА краткое нравоучительное и остроумное изречение ("Красота спасёт мир", Ф. Достоевский). 
Апофегматы – старинные сборники апофегм.


АПОСТРОФА -
стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

                     Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
                     Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
                     И сердце под рукой теперь больней и ближе,
                     И чувствую сильней простое слово: друг.

                                                              (С. Есенин)

АРИТМИЯ - нарушение ритмической правильности в стихе.

АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов с белыми в рамках одного поэтического произведения.

АРХАИЗМ
(от греч. archaios  - древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

                     Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
                     На мутном небе мгла носилась…
                                
                      (А.С. Пушкин)

АСИНДЕТОН - см. Бессоюзие.

АССОНАНС  (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) – созвучие ударных гласных  звуков при полном или частичном  несовпадении согласных (ведро - светло, весь – месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве.  Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.
                                                 
                     Хвали сено в стогу, а барина в гробу. 
                                                  
                     Людская молва, что морская волна.

                           Твоих лучей небесной силою
     
                     Вся жизнь моя озарена.
     
                     Умру ли я, ты над могилою
     
                     Гори, гори моя звезда!
              
                                 (слова народные)

Ассонансом также обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных ударных гласных звуков.

                          О весна без конца и без краю -
    
                     Без конца и без краю мечта!
                       
                                         (А. Блок)

Употребление в стихах слов исключительно с одной гласной можно занести в разряд экспериментальных стихов, как например, стихотворение
"Трюк с «Ю»".

"

Пью Брют.
Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.
Юлю, вьюсь…
Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
         Б. Гринберг

АСТРОФИЗМ - отсутствие в стихотворении симметричного деления на строфы, что расширяет его интонационно-синтаксическое звучание. Астрофизм  применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях и пр. Стихи без разделения на строфы - астрофические.

                        Добрый доктор Айболит!

                        Он под деревом сидит.

                        Приходи к нему лечиться
                        И корова, и волчица,
                        И жучок, и паучок
                           И медведица!


                         Всех излечит, исцелит

                         Добрый доктор Айболит!   
                                                 
(К. Чуковский)

АФОРИЗМ -  изречение, выражающее в лаконичной форме обобщённую и законченную мысль. Афоризмам свойственна оригинальность, выразительность и неожиданность. «Если хочешь быть счастливым, будь им!», Козьма Прутков. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов. Афоризмы могут быть и в стихах:

            Не продаётся вдохновенье,
            Но можно рукопись продать.
                                      (А.С. Пушкин)



    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.