Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
РАЗМЕР – способ звуковой
организации стиха посредством слогов (ударений).
Подробнее...
РАЁШНЫЙ
СТИХ(фразовик)
-
акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных
прибаутках, народных драмах и т.д. Был распространен в
русской поэзии 17-18 вв. Как стилизация - «Сказка о попе...» А.
С. Пушкина.
Жил-был
поп,
Толоконный лоб.
Пошёл по
базару
Посмотреть кой-какого
товару.
Навстречу ему
Балда
Идёт, сам не зная куда…
(А.С. Пушкин)
РАЗВЯЗКА–заключительная часть произведения с
разрешением художественного конфликта.
РАССКАЗ
– малая литературная
форма; повествовательное произведение
небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью
изображаемых событий. РЕДИФ- в
восточной поэзии слово или группа слов, неизменно повторяющиеся в
стихах после рифмы в конце строки.
Тот усердствует слишком, кричит: «Это –
я!» В кошельке золотишком
бренчит: «Это – я!» Но едва лишь
успеет наладить делишки - Смерть
в окно к хвастунишке стучит: «Это –
я!»
(О.
Хайям)
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат.
reminiscentia — воспоминание) – то, что кажется знакомым и наводит
на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного
заимствования автором чужого образа, приёма, мотива и
т.п. "Прощай, свободная стихия" (А. Пушкин); "Прощай, немытая Россия" (М.
Лермонтов). РЕФРЕН
(припев) –
стих
или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении;
повторяющаяся часть куплета песни,
обычно её последняя
строка.
Ваше благородие, госпожа удачи, Для кого
ты добрая, а кому иначе. Девять граммов,
сердце, постой не зови: Не везёт мне в
смерти – повезёт в
любви.
2
раза
(Б.
Окуджава)
РИТМ
- звуковое строение
конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового
строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является
метр.
РИТМИКА
(греч.
rhythmos, от rheo - теку)- раздел стиховедения, изучающий
совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, ее
ритмические варианты. Говорят также о ритмике стихов того или иного
поэта, стиля, эпохи. РИФМА (греч.
«rhythmos» -
стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов
стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства.
Рифма
подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в
строфы. "Без рифмы стих расплывается"
(В. Маяковский).
См.
также:Издания
и авторы разных лет о рифме,Словарь
разновидностей рифмы,О рифме и стихосложении в сети. РИФМОВКА – порядок чередования
рифм в стихе, их взаимное расположение. Основные способы рифмовки:
смежная, перекрёстная, кольцевая(опоясывающая), холостая,
гиперхолостая, смешанная(вольная).Подробнее...
РИФМОЗЫ(от «рифма» и «метаморфозы») –
стихотворная игра, цепочка рифм между двумя
словами, изначально не рифмующимися между собой. Каждое новое слово
в цепочке представляет собой другую грамматическую форму
предыдущего. Удачными считаются такие рифмозы, в которых путь
от одного слова к другому минимален. Вот несколько примеров:
Ручей - море Ручей - лучей Лучам - шатрам Шатёр -
простор Просторе - море
Белое - чёрное Белое
– спелое
Спел –
ел
Едим –
звеним
Звени -
они
Она –
спорна
Спорное - чёрное
Дым -
огонь Дым -
горим Гори - фонари Фонарей -
коней Конь - огонь
РИФМОИД– стих с
очень приблизительными рифмами. Термин употребляется
редко.
А если я вас когда-нибудь
крою И на вас
замахивается
перо–рука, То
я, как говорится, добыл это
кровью, Я
больше вашего рифмы
строгал.
(В.
Маяковский)
РОМАНС - небольшое лирическое
музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным
сопровождением.
РОНДО (франц.
rondeau –
круг) –
твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе
повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом
стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из
15 строк. В русской поэзии рондо трактуется более свободно.
Не
лучше ль умереть, ты часто
рассуждаешь, Успехов в
чём-нибудь когда не
обретёшь; И часто
говоришь: возможно ли
терпеть?
Не лучше ль умереть?
(А.А.
Ржевский)
РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ(греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов.
Ропалистический стих (ропалик) был впервые замечен
у Гомера: в его гекзаметре
каждое слово в строке имело на 1 слог больше. В последующем
некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение
и пытались писать такими строками целые стихотворения Подробнее...
Есть года жестоких испытаний, Дни суда
глубоких
ожиданий...
(В. Брюсов)
РУБАИ(араб. -
учетверенный) -
философско-афористическое четверостишие в восточной поэзии,
написанное по схеме ААВА (реже AAAA). Классик жанра
рубаи – Омар Хайям. Посетите сайт "Омар Хайям - лучшие
рубаи".
Бог даёт, Бог берёт - вот и весь тебе
сказ, Что к чему - остаётся загадкой для
нас. Сколько жить, сколько пить - отмеряют
на глаз, Да и то норовят недолить каждый
раз.
(Омар
Хайям)