ТЕРМИНОЛОГИЯ
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ
СЛОВО
–
название слов в рифме.
Первое слово в рифме - пассивное,
второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке
первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя
напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это
напряжение снимает активное слово, которое своим появлением
заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение
законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой.
Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове,
которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать
(приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый
стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом.
Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие
стиха и заложено в самой природе поэзии. Если рифма состоит из нескольких слов
(более двух), то и активных слов может быть несколько.
АЛЬТЕРНАНС
(франц.
alternance – чередование) – термин
классического стихосложения. Правило альтернанса:
попеременное чередование стихов с различным количеством стоп,
мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями.
Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в
эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса
был установлен впервые М.В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина"
и "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после
чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм:
сонетов, октав, секстин и пр.
Дадут покров
тебе чужие
И скажут: "Ты для нас чужой!"
Ты спросишь: "Где ж мои родные?"
И не найдёшь семьи родной.
(А.С. Пушкин) |
АРИФМАТЫ
(слова-сироты)
–
слова, не
имеющие как точных, так и приблизительных рифм (за исключением
редких составных и предударных созвучий). В большинстве своём -
многосложные слова или слова нестандартных морфологических
конструкций.
Примеры слов-арифматов:
живопись, туловище, жаворонок, проволока, выхухоль, заморозки...
В словаре рифм такие слова подаются в конце и в алфавитном порядке.
АРИФМИЯ
-
нерегулярная рифма;
сочетание рифмованных стихов (строф) с белыми в рамках одного
поэтического произведения.
ВИДОВЫЕ ПАРЫ
-
взаимозаменяемые гласные звуки в
рифме.
Каждая видовая пара состоит из "твёрдой" и "мягкой" гласной
(здесь и далее под твёрдой и мягкой гласной подразумевается предшествующий
согласный звук).
1. А-Я
2. О-Ё
3. У-Ю
4. Э-Е
5. Ы-И
Любой
ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и
наоборот.
А-Я.
ад
- яд. О-Ё.
ров - рёв.
У-Ю. лук - люк.
Э-Е. сэр – сер.
Ы-И. быт-бит.
Согласные
звуки объединены в родовые пары
(б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
и тройки (к-г-х, ц-ч-щ).
Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её
глухой парой, и наоборот.
Кот - код, паж
- ваш, шкив - миф, рыбак - очаг,
поп - лоб, муз - ус, холод - молот…
В зависимости от
расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма
может быть точной или приблизительной.
ВИД И РОД РИФМ
– основные определители
рифмы. Видом рифмы является ударная гласная одной
из 5-ти видовых пар (см.выше). На род рифмы
указывает следующая за ударной гласной согласная(см.выше). Вместе вид и род
образуют первичный рифмент слова или его рифменный корень.
В русском
языке 5 видов и 60 родов базовых рифм (см. организационную
схему рифм русского языка).
ГЛАСИЦА
– абстрактная звуковая единица в
рифме; любая безударная гласная в клаузуле слова.
Поле – доля, щука
– звуки, нега - телегу, школой - голый,
иней – синий, парами – старому,
кубок – тюбик,
слышишь - пишешь,
ужин - нужен, лужею
- оружие..
Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой:
Рифмы из
слов с одинаковой гласицей относятся к родным и объединяются в словаре.
Такие рифмы ввиду звукового сходства входящих в них слов активно применяются в стихосложении.
Лопата - злато – пенаты…
(рифмы с твёрдой гласицей).
Поле – роли – мусолю – воля…(рифмы
с мягкой гласицей).
Аллея
– скорее – орхидеи – лелею...(рифмы
с мягкой гласицей).
КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ
–
разделение
рифм по специфическим признакам.
Рифмы в
русском языке классифицируются:
1. По
происхождению.
2. По объёму (количеству слогов).
3. По звучанию и родственным отношениям.
4. По ощущению.
5. По положению в
стихе.
6.
По положению в строфе.
7. По дополнительным признакам.
Любая рифма может иметь свойства всех 7
классификаций. Пример разбора конкретной рифмы:
Розы - слёзы
1. Базовая рифма, мультирифмент и род
«ОЗ», 2-ой уровень, мультирифма с твёрдой гласицей.
2.
Двусложная (женская) рифма.
3.
Точная, родная рифма.
4.
Акустическая рифма.
5.
------
6. ------
7. Однородная, открытая, абстрактная
рифма.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ЗВУЧАНИЮ И РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ -
классификация,
дифференцирующая
рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках устоявшейся
и размытой классификации "точные и приблизительные рифмы". Совершенно очевидно, что таких общих понятий, как "точная рифма"
и "приблизительная рифма", явно недостаточно для систематизации
рифм и, тем более, для организации их в словаре рифм, так как
степень "точности" или "приблизительности"
различных рифмующихся слов также бывает различна. Классификация
же рифм по родственным отношениям устанавливает совершенно ясные и чёткие границы
внутри всех групп рифм, так как основой данной классификации является
фонетическое происхождение каждой конкретной рифмы.
В эту классификацию входят
такие условные понятия, как:
родные рифмы, двоюродные рифмы, приёмные рифмы,
рифмы дальней степени родства и дружественные рифмы.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И РАСПОЛОЖЕНИЮ В СЛОВАРЕ -
ключевая словарная классификация рифмующихся слов, основанная на их рифмотипах.
В иерархии рифм (и, соответственно, в словаре рифм) рифморяды организованы по рифмотипам входящих в них слов и расположены в следующем
порядке: окончательные рифмы - гласные рифмы и согласные рифмы; базовые рифмы - мультирифмы, переходные рифмы, связующие
рифмы, обособленные рифмы, сложные рифмы и псевдорифмы. Таким образом, к данной классификации относятся 10 разновидностей
рифмы (в скобках указаны соответствующие
рифмотипы и примеры рифмосочетаний. Обозначения: "О" гласный звук, "X" - согласный звук, в т .ч. звук "j"):
1) окончательные рифмы (общее
название групп рифм, см. далее);
2) базовые рифмы (общее название групп рифм,
см. далее);
3) гласные
рифмы (О |
боа-амплуа);
4) согласные рифмы (XО
| весна-красна);
5) мультирифмы (ОX;
ОXО
| дом-ком;
пена-сено);
6)
переходные рифмы
(ОxjО
| призванья-пираньи);
7) связующие рифмы (ОXОX
|
город-ворот);
8) обособленные рифмы
(ОXX
; ОXXО
|
кость-гроздь;
ножны-сложно);
9-10) сложные рифмы и псевдорифмы (ОXОXО;
ОXXОXО;
ОXОXXО;
ОXXОXXО;
ОXОXXОX;
ОXXОXXОX
и другие
второстепенные рифмотипы многосложных слов).
Подробнее см. "Рифма:
от простого к сложному".
КЛАУЗУЛА
(лат.
clausula
- заключение, концовка) –
ритмическое окончание слова, начиная с
ударной гласной.
Пуговица,
комар, шутка, верить, можно, сильный,…
Абсолютная
клаузула – целое слово, начинающееся с ударной гласной (или со звука "йот",
который
не обозначается на
письме в
начале слова):
Иней, утка, ад, яма, осень, эхо, ум, обод,
ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол,
остров..
КОРЕНЬ РИФМЫ
– рифмообразующая часть слова, основа рифмента.
В базовых рифмах корень состоит из ударной
гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы):
мода
(ОД), верный (ЕР) , всюду (УД), талия (АЛ),
бриз (ИЗ)...
В
окончательных-согласных
рифмах - из ударной гласной (вид рифмы) и предшествующей
согласной (род рифмы): гора (РА),
земле (ЛЕ), хороши (ЖИ), посему (МУ), колесо
(ЗО)... В окончательных-гласных
рифмах первичным рифментом является сам ударный гласный звук:
чутьё , портье, вничью, змея,
твои...
Корень рифмы
является отправной точкой в рифмообразовании и
есть у всех слов.
ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ
– рифмент, указывающий на род рифм, к
которому слово не принадлежит.
Твоего
(ложный рифмент "ГО", а настоящий «ВО»), конечно («ЕЖ»), стального («ОВ»),
вернуться («УЦ»), жёстче («ОЩ») и т.п.
МУЛЬТИРЯДЫ
–
наиболее многочисленные
группы базовых рифм, состоящие из слов одинаковых частей речи:
мультиряды существительных, прилагательных, глаголов и деепричастий.
Слова в мультрядах принадлежат исключительно к мультирифмам и
исчисляются сотнями и даже тысячами. Так, самый большой мультиряд
включает в себя более 5000 слов.
Мультиряды выполняют две важные
функции:
1.
Разгружают основной словарь, отделяя огромные массивы однородных
слов русского языка. В противном случае, основной словарь был бы
совершенно неудобочитаем и огромные списки не позволяли бы видеть
общую картину различных рифм.
2. Вместе с системой ссылок позволяют
словам (а их тысячи) не повторятся во многих их грамматических
формах, что даёт возможность организовать все рифмы в одной книге. В
противном случае, словарь составлял бы несколько массивных томов.
ОПОРНЫЙ ЗВУК
-
согласный звук, стоящий перед ударной гласной в рифмованных словах.
Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками
называется богатой: молодой –
бородой, род – народ, сосна - весна…
Опорным может быть целый слог (глубокая рифма):
полам – пополам,
коза – стрекоза, мотив - локомотив…
ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ
-
корень рифмы
в базовых рифмах. Состоит из ударной гласной (вид рифмы) и
последующей согласной (род рифмы):
мода
(ОД), верный (ЕР) , рупор (УБ), талия (АЛ),
бриз (ИЗ)...
Первичный рифмент всегда присутствует в более сложных рифментах,
например: робот (ОБ●Т),
бирка (ИРК) ...
Первичный рифмент есть у всех базовых рифм (кроме псевдорифм) и
является отправной точкой в рифмообразовании.
ПОДРИФМЕНТ -
группа слов с общими
признаками внутри одного рифмента в словаре рифм.
ПОЛИРИФМИЯ
-
способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с
количеством рифмованных слов). Полирифмия базируется на словах
связующего рифмотипа (охох, охохх). Приёмом полирифмии является
выпадение одного из согласных звуков в связке двух согласных
(двоякие рифмы) или замещение послеударного согласного в одном из
слов (замещённые рифмы). Слова, рифмующиеся с основным словом и не
рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии.
Встреча –
вечер. Вечер – ветер. Но:
Встреча
≠
ветер.
Ты
был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй,
И вот сегодня снова жаркий вечер, -
Как низко солнце стало над горой… |
И снова
чёрный масленичный вечер.
Зловещий парк. Неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня. |
(А. Ахматова) |
Полирифмичными по своей
природе являются все мультирифмы.
Сила –
вылов. Сила – милый.
Но: вылов ≠
милый.
РЕДУКЦИЯ
-
ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно
редукция лежит в основе понятия «гласица».
|