СМЕШАННАЯ
РИФМА -
разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется
при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
А всего
иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
(А. Твардовский) |
Стихи должны поэту
сниться
По сотне памятных
примет.
Как пешеходу в зной -
криница,
Глухому - утренняя
птица,
Слепому - утренний
рассвет.
(Маргарита Алигер) |
СОГЛАСНАЯ РИФМА -
вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем
звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует
только согласный звук, который является опорным и несёт на себе
основную нагрузку в рифме.
Классификация рифм по происхождению
Примеры: уха
- чепуха, игру - гуру, всегда – да,
хожу - гляжу, неси – мерси, бубня
- меня, ты- мечты,
чело - весло…
Вдоль
деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда.
(М. Исаковский) |
В мире
как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов) |
СОСТАВНАЯ РИФМА
- рифма
с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей
речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их
и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и
приблизительными: небо – мне бы, жива
ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот,
вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто
ты,
петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав
нам - главным, существую - листву и ...
Разновидностью составных рифм являются
каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и
(или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться
словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и
неординарные рифмы. Также см.
разнословная рифма
Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к
утру снег покрыл…
Подметить всё и записать
бы, -
Так первый снег мне этот
мил!
(А.М.
Жемчужников) |
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
(С. Есенин) |
Дружной
колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Онуфриев) |
СТЫКОВАЯ РИФМА
– разновидность рифмы по положению в стихе;
конец одного стиха зарифмован с началом последующего.
Реет
тень голубая, объята
Ароматом некошеных трав;
Но упав, на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов) |
Зачем
луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, тёплой неги полн,
И чёлн...
(М.А.Кузмин) |
СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
- второе название всех шести-, семи-,
восьми- и девятисложных рифм; рифмы из
слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от
конца. В отличие о гипердактилических, в
стихосложении не применяются.
Председательствующие
– благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся –
увековечивающиеся(7 сл.)
ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ
РИФМА
- эпифора;
слово рифмуется само с собой.
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С. Пушкин)
|
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин) |
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
(Лев
Озеров) |
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
(Агния Барто) |
Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси
по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом
синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов
располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы)
в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею
думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век) |
Сродни
тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические
рифмы:
ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой,
люби-возлюби,
бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...
Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А.С. Пушкин) |
ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА
– двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит
твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния
– полная, час - озлатясь,
Панкратий-косматый,
мир - монастырь,
стол – моль, жизни - отчизны,
зрит
- разделить, дыра - моря…
Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А. С. Пушкин) |
Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэте.
(В. Маяковский) |
Может думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(С.
Есенин) |
Бренчит частушка, как
медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал
–
Она тебя обманет!…
(Роберт
Рождественский) |
ТОЧНАЯ РИФМА
- общее
название
рифм с полным соответствием послеударных
окончаний в словах.
В отличие от графических
рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный,
ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
Вплоть до конца 20 века все русские рифмы подразделялись, главным образом, на точные и приблизительные, и грань между ними каждый определял в меру своих понятий и представлений о хороших и плохих рифмах.
«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами
эпохи, более свободными или более требовательными» (В.Жирмунский, "Рифма, её история и теория", 1923 г.).
ТРЁХСЛОЖНАЯ
РИФМА -
рифма,
состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе
название – гипердактилическая рифма.
Понапружился -
понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый –
берёзовый, крутится – беспутица…
О вы размеры
старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
Простой моей душе.
( И. Северянин)
ТРОЙНАЯ РИФМА
-
рифма из трёх слов в
сложных строфах.
Люблю
глаза твои, мой друг,
С игрой
их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь
вдруг
И, словно
молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
(Ф. И. Тютчев)
На тройных
рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).
УСЕЧЁННАЯ РИФМА
– базовая
равносложная рифма,
в которой
пассивное слово заканчивается на согласную (или две),
а активное - на гласную.
Унылый
- мило, тополь
– Европа, омут- другому, стильный
– обильно, кречет – вече, дальний
- спальня…
Ну ж был
денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М.Ю.
Лермонтов)
Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА
– часто употребляемая связка не совсем
сходных по звучанию слов.
Жизнь = держись,
вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…,
любви = твои, свои, соловьи…, люблю
= пою, мою, твою и т. п.
Уноси моё
сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
Кротко светит улыбка любви.
(А.А.
Фет) |
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
(К. Симонов) |
ХОЛОСТАЯ РИФМА -
разновидность рифмы по взаимному
расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при
котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в
четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются . Т.о.,
под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её
частичное отсутствие внутри строфы.
Лесом чистым и
дремучим,
По тропинкам и по мхам,
Ехал всадник,
пробираясь
К светлым невским берегам.
(А.Н. Майков) |
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
(А.С. Пушкин) |
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА
-
рифма из четырёх слов в
строфе.
Ревёт ли
зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин) |
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма из слов с
ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными
- жемчужинами, божественная - естественная,
свидетельница – благодетельница, заночёвывая –
приторговывая…
Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели) |
ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА
- рифма,
состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Второе название –
супергипердактилическая рифма.
Жульничающие
– богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий...
ЭХО-РИФМА
-
разновидность рифмы по взаимному
расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит
всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой
строкой.
Ещё примеры...
Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за
февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –
Шиш!
(В. Маяковский) |