В-Г
ВЕНОК СОНЕТОВ - поэма из пятнадцати
связанных сонетов. Последний 15-й сонет - магистральный, т.е.
основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех
предшествующих ему 14-ти сонетов.
ВЕРЛИБР (свободный стих) –
нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и
не обладающие постоянными признаками их
соизмеримости.
Она пришла с
мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила
комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким
голосом И совсем неуважительной к
занятиям Болтовнёй.
(А.
Блок)
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
- авангардное направление на стыке поэзии и
изобразительного искусства; визуализация
текста графическими
элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть
декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами,
рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр
футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём
развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно
считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё
в XVII веке и в которую он вставил
часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения
заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы,
которые, не повторяясь письме, были
общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.
В 20-е годы XX века визуальную поэзию
пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от
слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций,
специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к
визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший
некоторые свои стихи графически или дополнявший их
рисунками.
Современных
русские "визуальные поэты": Д.Авалиани,
В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов
визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром
(изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном
изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на
180 градусов) читается разный текст.
Пример...
Ссылки в сети:
Галерея стихографики
ВИРЕЛЭ - строфическое
стихотворение, начинающееся заключительными стихами своих строф.
ВОЛЬНЫЙ
СТИХ - свободное чередование
разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер
басен, многих элегий, посланий и пр. (Не путать с верлибром).
Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной
речи.
...Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На
ель ворона
взгромоздясь, Позавтракать
было совсем уж
собралась...
( И.А.
Крылов)
ВОСЬМИСТИШИЕ
(октава) - строфа из восьми
стихов.
Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
– Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в золото одетые
леса, В их сенях
ветра шум и свежее
дыханье, И мглой
волнистою покрыты
небеса, И редкий
солнца луч, и первые
морозы, И
отдалённые седой зимы
угрозы.
(А.С.
Пушкин)
ГАЗЕЛЬ(газела)
- вид
моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии.
Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: AA
BA CA DA….От газели получили развитие другие традиционные
формы персидского стиха: касыда, муссалас,
фарды и тарждибанд.
Хмельная, опьяненная, луной озарена,
В
шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.
Лихой
задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.
Пришла и села, милая, у ложа моего:
"Ты
спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я
пьяна!"
Да
будет век отвергнутым самой любовью тот,
Кто
этот кубок пенистый не осушит до дна.
(Хафиз)
ГЕКЗАМЕТР (греч.
hexametros - шестимерный) -
стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в
силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметрами написаны
величайшие поэмы античности "Илиада", "Одиссея", Энеида". В русскую поэзию введён В.К. Тредиаковским.
Подробнее о
гекзаметре...
Гнев, богиня, воспой
Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный,
который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев
низринул В мрачный Аид и самих
распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова
воля),- С оного дня, как, воздвигшие
спор, воспылали враждою Пастырь народов
Атрид и герой Ахиллес
благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н.
Гнедич)
ГЕТЕРОГРАММА - игра слов, различных по
значению, но сходных по буквенному составу (больше веков -
большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья).
Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое,
но весьма интересное явление в поэзии.
Азам
учили, а замучили. Пока лечили
– покалечили. (С.
Федин) |
Убогая, у
бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное!
(С. Федин) |
Да, в ноябре
думал,
Осмысляя в ночи тайны небес:
«Давно я бреду, мало смысля явно.
Читай ныне, бес!».
(Иван Чудасов) |
Зубра сбил -
Зуб разбил
(В. Евлухин) |
Заказ и нож дали
За казино ждали.
* * *
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
(Дмитрий Авалиани) |
ГИМН (греч. hymnos -хвала) - торжественная песнь. Гимны бывают
государственные, революционные, военные,
религиозные, в честь определенных событий или героев и
пр.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) -
разновидность тропа, основанная на
преувеличении («реки крови», «море смеха»).
Противоположность гиперболе –
литота.
ГРАДАЦИЯ
- стилистическая фигура;
последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы
однородных выразительных средств
художественной речи.
Не жалею, не
зову, не плачу. Всё пройдёт,
как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный, Я
не буду больше молодым.
(С.
Есенин)
ГРАФОМАНИЯ (греч. grapho - пишу, mania - безумие,
страсть) - патологическая страсть к
сочинительству, часто без каких-либо признаков таланта.
ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый,
комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом,
уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и
преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь
лавиной,
Дикие проклятья дорогой
изрыгая.
И вижу: сидят людей
половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В.
Маяковский)
|