Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
ТАВТОГРАММА(от греч. tauto – то же самое) -
текст, все слова которого начинаются с одной буквы. Первые тавтограммы
были написаны ещё до нашей эры. В средние века тавтограммы были
особенно популярны. Так, в 1530 году монахом-доминиканцем Плацениусом была написана на латыни грандиозная
поэма «Pugnaporcorum» («Битва свиней»), все слова в которой
начинались на букву «p», а некто Христиан
Пиэр в 1576 году создал тавтограммное стихотворение «ChristusCrucifixus»
(«Христос распятый»), состоящее из 1200 строк. Разновидности
тавтограмм: начальные (первые буквы слов)-
бережёного бог бережёт, концевые (последние буквы
слов) - Хиппии панки ломали танки(С. Федин),
начально-концевые (первые и последние буквы в словах) - облакоотплылоодиноко (Г. Лукомников). В толковом словаре В.И. Даля приводится
следующий пример тавтограммы:
Пётр Петрович пошёл
погулять. Поймал
попугая - понёс
продавать. Просил
полтину – получил
половину.
А вот русская народная скороговорка в
форме тавтограммы - и тоже про Петра
Петровича:
Пётр Петрович По
прозванью Перепелович Приручил перепёлку.
ТАКТОВИК – стих , в котором
объём безударных промежутков между ударными местами колеблется в
пределах 1-3 слогов. В русской поэзии дольник и тактовик широко
употребительны с начала 20 в.
Чёрный ворон в сумраке
снежном
Чёрный бархат на смуглых
плечах.
Томный голос пением
нежным
Мне поёт о южных
ночах.
(А.
Блок)
ТАНКА (япон. -
короткая песня) - жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие,
состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом
и лаконичностью.
На ночную
луну
Подняла я свой взор и
спросила:
«Милый
мой
Отправляется в
путь,
О, когда же мы встретимся
снова?»
(Манъесю)
ТАРДЖИБАНД - строфическая форма
восточной поэзии. Схемы рифмовки АА, ВА, СА…ХХ. Тарджибанд
завершается связывающим бейтом с парной рифмой.
ТВЕРДЫЕ
ФОРМЫ - стихотворные
формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого
небольшого стихотворения (а отчасти - и образный строй,
композицию и пр.). К твёрдым формам относятся: сонет, триолет,
рондо, газель, рубаи, танка...
ТЕЛЕСТИХ
- стих, в котором
последние буквы каждой строки образуют слово или фразу.
Разновидность акростихов.
КОЛОКОЛ Произнося чудесный чистый
звуК, Вишу на колокольне.
ВысокО! Неоднократно сам звенеть
хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но
мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я
свободно и легкО, Когда бы сам, не по заказу,
пеЛ. (И.
Чудасов)
ТЕРЦЕТ- трехстишие с видами
рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB
ВВС CCD и
т. д.
Как страшно-радостный и
близкий мне пример, Ты всё мне
чудишься, о царственній Бодлер, Любовник ужасов,
обрывов и
химер!
(К.Д.
Бальмонт)
ТЕРЦИНА – строфа из трёх
стихов, ряд которых дает непрерывную цепь тройных рифм
ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).
Земную
жизнь пройдя до половины,
Я очутился
в сумрачном лесу,
Утратив
правый путь во тьме долины.
Каков он
был, о, как произнесу,
Тот дикий
лес, дремучий и грозящий,
Чей давний
ужас в памяти несу!
Так
горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в
нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел
в этой
чаще. (А.
Данте)
ТИРАДА (итал. tirata -
вытягивание) - длинная фраза, отдельная пространная реплика,
произносимая обычно в приподнятом тоне.
ТРАГЕДИЯ (греч. tragodia –
козлиная песнь) - драматическое произведение, изображающее
напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную
катастрофу. Обычно оканчивается гибелью героя.
ТРИБРАХИЙ –
античная
стопа из трех коротких слогов; в
современном стихосложении пропуск ударения в трёхсложном размере на
первом слоге («Неповторимая дней
благодать…»).
ТРИНАДЦАТИСЛОЖНИК
– в
силлабическом стихосложении из 13 слогов с цезурой после
7-го.
Скучен
вам, стихи мои, ящик десять
целых Где вы лет тоскуете в тени
за ключами Жадно воли просите,
льстите себе
сами…
(А.Д.
Кантемир)
ТРИОЛЕТ - восьмистишие с
рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ(греч.
tonos -
ударение) - система стихосложения, основанная на
упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в
языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных
гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического
стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и
силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число
ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное
положение занимают дольник и тактовик.
^
Русалка плыла по реке
голубой,
Озаряема полной луной; И
старалась она доплеснуть до
луны
Серебристую пену
волны.
(М.Ю.
Лермонтов)
ТРЁХСТИШИЕ(терцет) - простая строфа из трёх
стихов.Также, см. терцина
И дале мы пошли – и страх обнял
меня. Бесёнок, под себя поджав
своё копыто, Крутил ростовщика
у адского
огня.
(А.С.
Пушкин)
ТРОП(греч.
tropos - поворот, оборот речи) -
слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении.
Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов:
метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Подробнее...
ТРОХЕЙ– см.
Хорей.
УДАРНИК (акцентный стих) -
основная форма чисто-тонического стихосложения с приблизительно
урегулированным количеством ударений в строке и произвольным
количеством безударных слогов между ними. Т.о., длина стиха в
акцентном стихе измеряется не стопами, а количеством ударных слов
(ударений). Разновидности акцентного стиха:
двухударник, трёхударник, четырёхударник, пятиударник,
шестиударник. По причине отсутствия метра основная нагрузка в
акцентном стихе ложится на рифму. Ударник был широко распространён в
русской народной поэзии; в русской
литературной поэзии начал употребляться с начала 20 в. (А. Блок,
М.Кузмин и др.), и особенно широко его использовал в своей
публицистической поэзии Владимир Маяковский.
Кто выше –
поэт или
техник,
который ведёт людей к вещественной
выгоде?
Оба. Сердца – такие же
моторы. Душа – такой же хитрый
двигатель.
(В. Маяковский)
Вашу мысль, мечтающую на
размягчённом мозгу, Как выжиревший лакей на засаленной
кушетке, Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: Досыта изыздеваюсь,нахальный и едкий. (В. Маяковский)
УСЕЧЕНИЕ-
неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило,
присутствует при чередовании в стихах
рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например,
женских и мужских рифм).