Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
РИТМ - звуковое строение конкретной
стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения
стихотворной речи. Частным случаем ритма является
метр.
МЕТР(греч.metron – мера,
размер) - упорядоченное
чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест) в стихе, общая схема
звукового ритма. См. также
античные
метры
РАЗМЕР – способ
звуковой организации стиха; частный случай
метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от
1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В
силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в
тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом -
метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина
размера: двустопный, трёхстопный,
четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие
размеры. Примеры:
О па/мять сер/дца! Ты
/сильней/ Рассудка памяти печальной И
часто сладостью своей Меня в стране пленяешь
дальней.
(К. Н. Батюшков)
Двустопный хорей
Четырёхстопный хорей
Аты-/баты, Шли
солдаты, Аты-баты На
базар...
(народн.)
Буря
/ мглою/ небо/ кроет, Вихри снежные
крутя; То, как зверь, она
завоет, То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин)
Двустопный амфибрахий
Трёхстопный амфибрахий
Пусть сосны
/и ели Всю зиму
торчат, В снега и метели Закутавшись
спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала
/случайно, В тревоге мирской
суеты, Тебя я увидел, но тайна, Твои покрывала
черты. (А.К. Толстой)
Трёхстопный анапест
Четырёхстопный дактиль
Что ты жа/дно глядишь
/на доро/гу В стороне
/от весё/лых подруг? Знать,
забило сердечко тревогу - Всё лицо твоё вспыхнуло
вдруг.
(Н.А. Некрасов)
Утро ту/манное,
/утро се/дое, Нивы пе/чальные,
/снегом по/крытые, Нехотя вспомнишь и
время былое, Вспомнишь и лица, давно
позабытые.
(И.С.
Тургенев)
Дактиль, амфибрахий и анапест поочерёдно
Вовсе не сложные
дактиль
Размеры трёхсложные,
амфибрахий
Всё зависит от сильных в них мест.
анапест
Дактиль - он первый,
дактиль
Второй - амфибрахий,
амфибрахий
Ну а третий уже анапест!
анапест (В.Онуфриев)
В
зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть
различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример,
который
приводит в
своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:
Одностопный ямб
Двустопный ямб
Четырёхстопный
ямб
Весна
идёт. Она
поёт, Журчит, Жужжит, Кружит, Влечёт.
Весна
идёт. Она поёт, Журчит, жужжит, Кружит,
влечёт.
Весна идёт. Она поёт, Журчит, Жужжит, кружит,
влечёт.
Трёхстопный ямб
Пятистопный
ямб
Весна
идёт. Она Поёт, журчит, жужжит, Кружит, влечёт.
Весна...
Весна
идёт. Она поёт, журчит, Жужжит, кружит, влечёт. Весна
идёт.
В духе примеров
И.Сельвинского можно продемонстрировать также разностопный и
вольный ямб:
Разностопный ямб
(вариант: 2-3-2-3)
Вольный
ямб (вариант: 2-1-4-3)
Весна идёт
Она поёт, журчит
Жужжит, кружит
Влечёт. Весна идёт.
Весна идёт.
Она
Поёт, журчит, жужжит, кружит,
Влечёт. Весна Идёт.
Пример длинного размера
(8-стопный ямб):
Что жизнь? Театр, игра страстей, бряцанье шпаг на перекрестках,
Миганье ламп, игра теней, игра огней на тусклых блестках. (Владислав Ходасевич)
Пример сверхдлинного размера
(12-стопный хорей):
Близ мед /литель/ного
/Нила, /там, где/озе/ро Ме/рида,/
в царстве/пламен/ного /РА
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
Разностопный размер - размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и
трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Разностопный ямб отличается от вольного ямба более чёткой и предсказуемой организацией строк с различным количеством стоп. Кроме того, в разностопном ямбе строки состоят, как правило, из двух или максимум трёх вариантов кол-ва стоп (например, схемы: 4-3-4-3 или 5-6-6-4 и т.п.).
Вольный ямб в большинстве своём предполагает стихи, состоящие из строк, которые часто никак не организованы и кол-во стоп в них может колебаться значительно и бессистемно. Как пример, схема басни Крылова "Моська и слон": 4-3-6-5-6-6-4-4-4-6-6-1-6-4-5-3-5-4-4-3.
Чётностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например,
комбинации строк, написанных двухстопным ямбом со строками, написанными четырёхстопным ямбом, и пр.).
Пример чётностопного ямба: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 6
К нему не зарастёт народная тропа, 6
Вознёсся выше он главою непокорной 6
Александрийского столпа. 4
(А.С. Пушкин)
Пример чётностопного хорея: Левой, правой, кучерявый, 4
Что ты ерзаешь, как черт? 4
Угощение на славу, 4
Музыканты - первый сорт. 4
Вот смотри: 2
Раз, два, три. 2
Прыгай, дрыгай до зари. 4
(Саша Чёрный)
Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем, и пр.).
Пример нечётностопного ямба:
Отсталых туч над нами пролетает 5
Последняя толпа.3
Прозрачный их отрезок мягко тает 5
У лунного серпа. 3 (Афанасий Фет)
Пример нечетностопного анапеста: Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; 5
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут 5
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет, 5
Соловьи до рассвета поют. 3
(Иван Бунин)
ИКТ
(лат.ictus – удар) –
ударный слог в стихе. Второе название –
арсис. Межиктовый интервал (второе название –
тезис) – безударный слог в
стихе.
СТОПА – единица длины
стиха; повторяющееся сочетание ударных и
безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы,
где «
-
»
- ударный слог, а« » -
безударный.
Двухсложные стопы:
ямб и хорей(двухсложники). Трёхсложные
стопы: дактиль,
амфибрахий, анапест(трёхсложники). Четырёхсложные
стопы: пеон(четырёхсложники).
Пятисложные
стопы: пентон(пятисложники).
Разносложные
стопы:
логаэд
или
дольник, состоящий из стопс различным кол-вомударных и безударных слогов
(например, сочетание
амфибрахиев и ямбов). Разносложники. Об античных стопах см. также
Античный
стих
ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа
с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная
стопа русского стиха. Cхема« -
».
Основные
размеры: 4-стопный ямб (лирика, эпос), 6-стопный ямб (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), разностопный ямб (лирика, эпос, гражданские стихи) и вольный
ямб (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку
занемог, Он уважать себя
заставил И лучше выдумать не
мог.
(А.С.
Пушкин)
ХОРЕЙ(греч. choreios -
плясовой) или ТРОХЕЙ
(греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа
с ударением на первомслоге. Cхема« -».
АМФИБРАХИЙ (греч.
amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная
стопа с ударением на втором слоге. Схема« - ».
На севере диком стоит
одиноко
На голой вершине
сосна
И дремлет, качаясь, и снегом
сыпучим
Одета, как ризой ,
она.
(М.Ю.
Лермонтов)
АНАПЕСТ
(греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю)
- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Схема« - ».
Есть в напевах
твоих сокровенных
Роковая о гибели
весть. Есть проклятье
заветов священных,
Поругание счастия
есть.
(А.
Блок)
ПЕОН – четырёхсложная стихотворная
стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости
от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны
на 1-й
(-
),
2-й(
-
),
3-й(-)
и
4-й слог стопы (
-).
Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и
хорея.
Спите
полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета
красоты, Близ путей заезженных взращённые
творцом, Смятые невидевшим тяжёлым
колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не думай о
секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное,
- Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения,
мгновения.
(Р.
Рождественский)
ПЕНТОН(пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с
ударением на 3 слоге.Пентон
разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях.
Рифма, как правило, отсутствует. Схема
«
-
»
Не шуми ты,
рожь, Спелым
колосом! Ты не пой,
косарь, Про широку
степь!
(А.В.
Кольцов)
МУЛЬТИРАЗМЕРНЫЙ СТИХ -
стихотворение, строфы которого написаны различными размерами. Мультиразмерный стих наиболее часто встречается в песенных текстах, где куплеты и припев могут различаться размерами (пример). В фрагменте стихотворения ниже присутствуют строфы, написанные шестистопным ямбом и четырёхстопным хореем.
— Как этих покрывал и этого убора
Мне пышность тяжела средь моего позора!
— Будет в каменной Трезене
Знаменитая беда,
Царской лестницы ступени
Покраснеют от стыда. (Осип Мандельштам)
ПИРРИХИЙ - стопа из двух
кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в
силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск
ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
(А.С.
Пушкин)
ТРИБРАХИЙ–
пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге
(«Неповторимая дней благодать…»).
АНАКРУЗА(греч. anakrusis -
отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед
первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На
анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также
называют безударные слоги в начале стиха.
V
Русалка плыла по реке
голубой,
Озаряема полной луной; И
старалась она доплеснуть до
луны
Серебристую пену
волны.
(М.Ю.
Лермонтов)
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ- ударение на
слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья»
- М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её
прихода,
Жизнь, кажется, висит на
волоске. Что почести, что
юность, что
свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в
руке.
(А.
Ахматова)
СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со
сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два
ударения подряд.
Швед, русский - колет, рубит,
режет. Бой барабанный,
клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье,
стон,
И смерть, и ад со всех
сторон.
(А.С.
Пушкин)
УСЕЧЕНИЕ
- неполная стопа в конце стиха
или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца
(например, женских и мужских рифм).
Горные вершины Спят во тьме
ночной;
V
Тихие
долины Полны свежей мглой..
V
(М.Ю.
Лермонтов)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ
(от старофранцузской поэмы об
Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский
6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой;
основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный
временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг
неблагодарный, Неистовый
тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф.
Рылеев)
ГЕКЗАМЕТР
(греч. hexametros -
шестимерный) - стихотворный размер
античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором
первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических
имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный
античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону -
богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер
ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром
написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до
н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и
сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций
гекзаметра. Примеры схем: ---//---;---//---
(""
- безударная часть,
"-" - ударная часть, "//" - словораздел) В
русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И.
Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"),
А.Дельвиг.
Гнев, богиня,
воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий
соделал: Многие души могучие славных
героев низринул В мрачный Аид и самих
распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова
воля),- С оного дня, как, воздвигшие
спор, воспылали враждою Пастырь
народов Атрид и герой Ахиллес
благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н.
Гнедич)
ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного
стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором
первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр
представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце
стиха. Схема: ---//---. В чистом виде пентаметр не
употреблялся.
ЛОГАЭД (греч. logaoidikos -
прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый
сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев),
последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу.
Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровых
партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь
их создателей и пропагандистов: алкеев стих,
сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами
писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием
3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим
/губам, Таинства снова
свершаются,
И мир как
храм.
(В.Я.
Брюсов)
ДОЛЬНИК
- промежуточная форма
между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением;
стих, в котором объём безударных промежутков между ударными местами
колеблется в пределах 1-2 слогов. Термин ввёл в обиход В. Брюсов в 1918
году.
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. (А.А. Ахматова)
Свеча нагорела. Портреты
в тени. Сидишь прилежно и скромно ты. Старушке зевнулось. По окнам огни Прошли в те дальние комнаты. (А. Фет)
ТАКТОВИК
– стих, в котором объём безударных промежутков между ударными местами
колеблется в пределах 1-3 слогов. В русской поэзии дольник и тактовик широко
употребительны с начала 20 в.
Чёрный ворон в сумраке снежном Чёрный бархат на смуглых плечах. Томный голос пением нежным Мне поёт о южных ночах. (А.
Блок)
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
- основная форма чисто-тонического стихосложения с приблизительно
урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством
безударных
слогов между ними. Т.о., длина стиха в акцентном стихе измеряется не
стопами, а количеством ударных слов (ударений). По причине отсутствия метра
основная нагрузка в акцентном стихе
ложится на рифму. Акцентный стих (он же - ударник) был широко распространён в русской народной
поэзии; в русской литературной поэзии начал
употребляться с начала 20 в. (А. Блок, М.Кузмин и др.), и особенно широко
его использовал в своей публицистической поэзии Владимир Маяковский.
Типичный пример современных акцентных стихов - рэп.
Кто выше – поэт или техник, который ведёт людей к вещественной выгоде? Оба. Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель. (В.
Маяковский)
Вашу мысль, мечтающую
на размягчённом мозгу, Как выжиревший лакей на засаленной кушетке, Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: Досыта изыздеваюсь,нахальный и едкий. (В. Маяковский)
БРАХИКОЛОН
-
жанр экспериментальной
поэзии; односложный размер(односложник), в котором все слоги ударные.
Бей тех, чей смех, вей,
рей сей снег!
(Н.Н. Асеев)