РИФМА
(греч. «rhythmos»
- стройность, соразмерность) -
разновидность эпифоры; созвучие концов
стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства;
регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в
метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения;
один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств
поэзии; важнейший приём инструментовки стиха.
Определение Тредиаковского:
"Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов."
Определение В.М. Жирмунского:
"Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию
в метрической композиции стихотворения".
Определение Д. Самойлова:
"Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в
конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и
звуковой организации стиха".
Определение Ю. Лотмана:
"Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической
единицы при смысловом несовпадении".
Определение
В. Онуфриева:
"Рифма - звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и,
как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет
собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности
определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк
и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие
поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов".
"Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между
стихами и связывает стихи в строфы, она режиссёр в театре поэзии, подчиняющий
себе и ведущий за собой.
Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как
правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я всегда ставлю самое
характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало"
(В. Маяковский).
Рифма
"возвращает
вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль
держаться вместе» (В. Маяковский).
Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует
после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием
слов.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна. ^
(М. Ломоносов)
"Слова, которые служат рифмами в < детских >
стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..."(К.И. Чуковский).
Рифма выполняет в стихе несколько функций:
смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую.
Звуковой состав рифмы зависит от национальных
литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства
народов мира рифма располагается на концах стихов.
Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных
гласных.
Однако одной ударной гласной недостаточно для образования
полноценной рифмы, хотя есть и такие случаи (боа-амплуа,
ау-МГУ,
бои - рубаи...).
Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются. На самом деле
рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов (и тем более не буквы), а фонемы
и их комбинации. Фонема является самой мелкой единицей языка и представляет
собой наиболее точную реализацию звука. В русском языке -
5 гласных и 34 согласных фонемы. Традиционно, всё же, рифму
принято рассматривать именно как звуковой повтор.
Русская рифма произошла от
традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались
одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались
однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова,
принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные
рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков
разновидностей рифмы.
Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические
основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов,
В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, Д. Самойлов, Б.В. Томашевский, В.Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю.М. Лотман,
В.Онуфриев.
Трактовки и определения рифмы разных лет
Об истории русской рифмы см.
также
Эволюция русского стиха
РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое
ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в
самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова
память сохраняет его звуковой образ и - особенно - его ритмического
окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает
с тем образом, который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение
звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память
самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах)
на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в
определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между
рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится
образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию
родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному
жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше,
чем в стихах.
РИФМЕНТ
– рифмообразующая часть слова с центром
- ударной гласной.
Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в
слове, рифмент – это единица рифмы.
Рифмент отождествляет собой (и в этом его
универсальность) близкие по звучанию клаузулы:
Рифменты
Клаузулы и примеры
|
1) «ОР»
ОР (бор, гор), ЁР (тапёр,
спёр).
2) «АД»
АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат),
ЯТ (стоят).
3) «АЖ»
АЖ
(багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ
(гуашь), ЯШЬ(втемяшь). |
|
Исходя из этого, ещё одно, «техническое»
определение самой рифмы:
Рифма – это наличие, как
минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово
с таким же рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют
одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению).
В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето
- лето, честный -прелестный, гость - кость...),
рифмент объединяет как точные, так и приблизительные рифмы:
вето - карета, честный - чудесный, гость
- гроздь,
ива - красивый, лужа - уже, хлеб
- степь, тише - слышу, ворочая - многоточие,
колкий - иголке, весить - грезить,...
Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный,
гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий,
ложный, первичный.
РИФМОВКА
-
порядок чередования рифм в стихах,
их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная,
смежная, кольцевая, холостая и смешанная. Рифмы, образованные вышеперечисленными
способами рифмовки, носят одноимённые названия.
Подробнее...
РИФМОРЯД
–
список слов на одну рифму
в словаре рифм.
РИФМОПАРА
–
два рифмующихся слова.
Так, "дело - смело" и "хохот -грохот" - это две рифмопары.
Также см. рифмосочетание.
РИФМОСЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
–
набор рифм, используемый тем или иным автором или задействованный в том или ином
поэтическом произведении. Можно говорить о богатом или бедном
рифмословарном запасе поэта или стихотворения (поэмы).
Поэтам следует расширять свой рифмословарный
запас, избегая банальных и избитых рифм и находя свежие и неординарные рифмы для
своих стихов. Одним из самых богатых рифмословарных запасов владел Владимир
Маяковский.
РИФМОСОЧЕТАНИЕ
–
объединение слов в рифме,
«рифмование» слов (но не рифмовка!). В отличие от рифмовки, не подразумевается
положение рифм в стихе. Более универсальное понятие, чем "рифмопара",
так как применяется к любому кол-ву рифмующихся слов.
РИФМОТИП СЛОВА
-
обобщённая информация о количестве и соотношении
звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова обозначается символами «х»
(согласный звук) и «о» (гласный звук). Рифмотип слова «сон» -
ох, «рама» - охо, «тонус» - охох, «черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох,
«оборудование»
- охохохохо и т.д.
Каждое слово
имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в рифмословарной
иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его совместимость со
словами других рифмотипов. Так, например, говоря о том, что связующие рифмы могут
рифмоваться с мультирифмами, подразумевается сходство их рифмотипов.
Рифмотипы называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что
не конкретизируют роды, виды и пр. В словарной иерархии рифм
рифморяды организованы именно по рифмотипам
входящих в них слов
и расположены в строго определённом порядке.
СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ -
слова, практически полностью совпадающие по звуковому
составу и образующие между собой рифмы максимально высокой степени точности. Из
слов-близнецов состоят
абсолютные рифмы и близкие к ним:
потомки-потёмки, ложа-лёжа, блуза-блюза, томен-тёмен;
убор - упор, избушки - из пушки, кидая- Китая, морс- мёрз... В качестве
таких слов могут выступать и сходно звучащие паронимы:
топор - тапёр, граблю- грабли... Классификация по
родственным отношениям и расположению в словаре рифм.
СЛОВАРЬ РИФМ
(рифмовник,
рифменник, рифмарь) – сборник
рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие
от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому
сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по
звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей:
орфографических,
частотных, обратных,
и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший
интерес представляют полные словари, содержащие
максимальное количество
слов, присущих конкретному языку.
Такие словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные
имена, сленг, речевые конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в первую
очередь поэтам, но представляют несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов,
филологов, составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса,
массовиков-затейников и пр.
Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм
отдельных авторов или произведений.
Подробнее о словарях рифм...
УРОВНИ РИФМЫ
-
сходные по рифмотипу и звуковому составу
различные грамматические формы неоднородных слов. Все базовые рифмы в русском
языке имеют, как минимум, два уровня. Как правило, это выражается в разделении
на слова мужского и женского (+ среднего) рода. В основных грамматических формах
эти слова не рифмуются между собой, но в большинстве других образуют
рифму.
Пример из рифмента «ОВ»:
1 уровень
2 уровень
клёв
слово
улов
основа
засов…
подкова
Пример рифмосочетания
слов женского(+среднего) и мужского рода на 1 уровне:
улов – обнов – слов - основ - подков...
На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во всех грамматических
формах:
Клёва - обнова, клёву
- слову, уловы – основы, засове – подкове…
Исключение – творительный падеж «овом
≠
овой»
(уловом – основой…).
В данном случае это уже конфликтная связующая рифма.
С каждым уровнем
рифмующиеся слова имеют на один послеударный слог больше.
3 уровень:
уловами – подковами…
Дополнительные примеры:
Танк
≠
осанка,
но: танку – осанку, танке – осанке,
танками-осанками…;
Волк
≠
ёлка,
но: волка – ёлка
и т.п..
На примере следующего
четверостишия показано, как на 2-ом уровне рифмосочетаются слова «суть»
и «смута».
Во всём
мне хочется дойти До самой сути.
В работе,
в поисках пути,
В
сердечной смуте.
(Б. Пастернак)
Понятие уровней рифмы
вместе с системой ссылок и мультирядами в словаре рифм позволяют словам не повторяться в их
многочисленных грамматических формах.
Рифма: от простого к сложному © В.В. Онуфриев 1998-2004 г.
|