рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Ф.Сологуб | Ф.Сологуб | М.Ю.Лермонтов | С.А.Есенин |

Рифма к слову «лесополосе»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






некто Фома Рифмачёв

«Краткий курс начинающего поэта-песенника» /продолжение/


Работа над песенными текстами

Один поэт признаётся в интервью:
- В молодости я долго колебался, кем мне стать: певцом или поэтом.
- И почему вы выбрали последнее?
- Я рассудил так: если певец потеряет голос, то его карьере конец,
а поэту достаточно заменить потерянную ручку на новую.

Для правильной и плодотворной работы над песней необходимо постоянно быть в контакте с композитором и сверять с ним каждый свой творческих ход. Если ваша задача – написать текст на предоставленную мелодию, то последовательность действий для вас должна быть такова:
1) Напишите припев, по начальным или конечным словам которого, возможно, будет называться и вся песня;
2) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
3) Напишите куплеты, предшествующие первому припеву;
4) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
5) Напишите остальные куплеты;
6) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
7) Дайте песне отлежаться пару-тройку дней;
8) На свежую голову исправьте сомнительные или замените слабые места.

Заметили тавтологию – многие слова навязчиво повторяются? Поищите им замену, разнообразьте словарную палитру своего текста, ищите красивые эпитеты, находите синонимы к плохо звучащим или «непесенным» словам, ищите красивые аллегории, сравнения, фразеологические обороты, задействуйте внутренние или начальные рифмы, используйте по возможности игры слов и смыслов, омонимические и каламбурные рифмы. Это резко освежит текст и сделает его неповторимым. «Обними меня, обмани меня» (игра звуков), «снежный – с нежной» (каламбур), «На этом берегу любовь я берегу» (омонимическая рифма), «Несу разное, несуразное» (гетерограмма) и т.п. Ищите свои собственные решения. Развивайте свои познания азов стихосложения, открывайте для себя новые формы выражения ваших мыслей, используйте в своих текстах тропы, литоты, метафоры, гиперболы, оксимороны, аллитерации и пр. Не знаете что это такое? Тогда вас тяжело назвать профессионалом. Представьте, что композитор не знает что такое, к примеру, "диез", "лига" или "фортиссимо". Такие «специалисты», увы, встречаются довольно часто. Если вы в их числе, тогда ваши более образованные конкуренты всегда будут выше вас на целую голову, так как в их арсенале будет намного больше средств для профессиональной самореализации. А раз так, то предпочтения и заказы будут отдаваться им, а не вам.

Читайте стихи хороших поэтов, классиков, учитесь у них! Читать только себя – это прямая дорога к деградации в творчестве. Не будьте чукчей из анекдота, который при поступлении в литературный институт на вопрос «Что вы читали?» ответил, что ничего, так как хочет стать писателем, а не читателем.

Кроме того, ваш текст должен литься естественно, без «зазубрин» и «спотыканий», чтобы не было чувства, что он «высосан из пальца» и плохо состряпан. Избегайте бытовых тем и аналогий, сложных и непонятных слов, специфических терминов, употребления собственных имён (если только это не задумано в песне), политических, военных и пустых по своей сути тем. Как можно меньше употребляйте причастий и деепричастий, не выстраивайте сложных и длинных предложений. Всё должно излагаться лаконично и понятно. Каждый поворот мелодии, каждая интонация должны быть отображены в тексте, так, чтобы на месте ваших слов было бы очень сложно представить что-то другое, так как любой другой текст был бы просто «не из этой оперы», а ваш - единственно правильный и соответствующий данной музыке, с которой он стал единым целым.

Болезнь многих начинающих авторов – нежелание искать альтернативные, более удачные варианты строк, слов или фраз в случае, если «всё уже и так неплохо звучит». Всегда хорошо, если есть из чего выбрать, тогда можно выбрать лучшее. Пушкин не стал бы Пушкиным, если бы не переделывал сотни раз свои гениальные произведения и не искал альтернативных вариантов своим строкам, рифмам и образам. Шлифуйте и вы свои стихи до блеска, так, чтобы честно и с полной уверенностью вы сами себе могли сказать: "Да, это не стыдно показать, это сделано на совесть, это идеально гармонирует с мелодией и лучше просто не может быть". Никогда не идите на компромисс – если в чём-то есть сомнения, то это обязательно заметят и другие.

Есть один интересный способ, как можно вызвать прилив вдохновения, который может поспособствовать написанию именно тех слов, которые нужны на конкретную мелодию. Представьте себе, что песня уже написана – она звучит со всех сторон (телевидение, радио, концерты), её все напевают и восхищаются её. Представили? А теперь, исходя из ваших представлений, подумайте, какие вы слышите слова в этой песне. «Вспомнили»? Теперь попробуйте это всё зафиксировать. Если песня пишется под конкретного исполнителя, то ещё легче. Просто представьте, что песня также написана и исполняется этим певцом (певицей, группой). О чём она? Какие фразы вы запомнили, что вас зацепило? После ответа на эти вопросы смело приступайте к изложению ваших мыслей на бумаге.

Некоторые рекомендации при написания слов на музыку:
1) Используйте всем понятные и легко выговариваемые слова и их последовательности, иначе при пении (если до этого дойдёт) исполнитель просто «сломает язык»;
2) Все повторяющиеся по мелодии части в песне (куплеты) должны быть как две капли воды похожи по ритмической организации (слоговому составу и расставленным акцентам);
3) Каждый куплет в тексте должен быть носителем какой-то новой информации.
4) Всё непременно должно быть красиво зарифмовано;
5) Никакой смысловой или словесной тавтологии и «переливания из пустого в порожнее»;
6) Никаких штампов и банальностей, типа "кровь-любовь и прочая морковь";
7) Старайтесь писать легко и просто, чтобы ваш текст лился непринуждённо и радовал слух своей напевностью.
Вы, конечно, можете сказать, что во многих прослушанных вами песнях, всё это часто не соблюдается: слова самые что ни на есть примитивные, рифм иногда нет и в помине и пр. Если такие песни вы возьмёте себе за эталон, считайте, что и ваша песенка спета – вы никогда не станете профессионалом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всегда ориентируйтесь только на лучшие образцы и не опускайтесь до откровенного графоманства.

Никогда не торопитесь с окончательным вариантом слов. Дайте им немного отлежаться, возможно, вам в голову придут более интересные мысли или муза подскажет вам новое и более удачное решение какого-то фрагмента текста.

Используйте в своей работе словари, и - в первую очередь! - словарь рифм. Рифма, как созвучие, играет важную роль в ритмической и мелодической организации вашего текста, и, помимо этого, выполняет мнемоническую функцию, способствующую запоминаемости слов. Беда многих поэтов в том, что в своих текстах они используют затёртые и многократно использованные рифмы. Как правило, автор предрасположен вставлять в свой текст самое первое и банальное, что приходит на ум - рифмы, которые он уже где-то слышал из других песен или стихов. К сожалению, наша голова не компьютер и в ней невозможно удержать миллионы слов – рифмованных комбинаций, поэтому словарь может стать для вас первым помощником в деле поиска новых и свежих созвучий. Избегайте штампов! Все начинающие авторы по невежеству своему уверены, что словари рифм не нужны, а слово, «любовь», например, рифмуется только со словами «кровь, вновь, бровь...» - не более 10 вариантов. Ан нет! Со словом «любовь», оказывается, рифмуется добрая сотня слов. Всё это можно узнать из словаря рифм. Кроме того, при просмотре нужного рифморяда вы можете натолкнуться на слово (рифму), которое может кардинально изменить весь ход ваших мыслей или даже стать украшением или изюминкой всего вашего текста. Ведь каждая рифма – это мощная ассоциация, и чем больше ассоциаций у вас возникнет при написании слов, тем большая вероятность, что ваш текст будет иметь своё лицо - станет оригинальным и не похожим на тысячи других. Часто бывает и так: вы написали отличную строчку, но в парной ей по рифме ничего хорошего в голову не приходит (вдохновение ведь не вечно). Ну не переделывать же такую удачную строку! И здесь также без словаря рифм не обойтись – просто пройдитесь по всем рифмам к нужному слову и вы обязательно найдёте то, что может стать для вас спасательным кругом. К примеру, вы пишете песенный текст о пиратах. Написали первую строчку, заканчивающуюся словом «сундук» (с золотом или серебром). Всё звучит и теперь вам необходимо найти красивую рифму к слову «сундук». Находите в словаре нужный рифморяд и все рифмы на «ук»: барсук, барчук, бирюк, бурундук, вьюк, жук, индюк, каблук, каюк, канюк, курдюк, матюк, мундштук, паук, пук, рундук, селюк, сук, сюртук, тюк, физрук, фундук, чубук. Акведук, бамбук, бук, внук, военрук, дрюк, звук, инфразвук, каучук, крюк, лук, люк, ноутбук, перестук, политрук, стереозвук, стук, трюк, ультразвук, урюк, хук. Базук, гадюк, закорюк, злюк, лженаук, мук, наук, разлук, сук(а), штук, щук, брюк, рук. Близорук, безрук, большерук, длиннорук, долгорук, косорук, криворук, однорук, сухорук. (И это - только слова на «ук», без слов-рифм со сходнозвучащей клаузулой «уг».) Итак, вспомнили бы вы все вышеупомянутые рифмы самостоятельно? Был бы у вас такой выбор и простор для фантазии? Однозначно, нет. Теперь вы можете выбрать сходные c вашей пиратской темой слова для их обыгрывания в тексте и рифмования со словом «сундук». Это может быть, в первую очередь: каюк, мундштук, рундук, сюртук, тюк, звук, крюк, люк, стук, брюк, рук, однорук... Каждое их этих слов может внести в ваш текст свежую мысль и красивый образ при грамотном его обыгрывании.

Но вернёмся к словам песни. Кроме всего вышеописанного, ваш текст должен максимально гармонировать с музыкой и совпадать с ней по настроению, а также выражать какие-то эмоции, чтобы это "цепляло". Простой набор рифмованных слов – удел дилетантов. В своей работе старайтесь избегать бытовых, простонародных, грубых, пошлых и сленговых слов: пишите исключительно красивым литературным языком. Думайте образно, практикуйте некоторую недосказанность, тем самым предоставляя право будущим слушателям самим домыслить переданное вами настроение или образ. Беда начинающих поэтов в том, что они пишут буквально: пришёл, увидел, грущу, идёт дождь. Так передают свои мысли в разговорной речи, для песен это недопустимо. Также все начинающие авторы, как правило, грешат тематическим и словесным однообразием: вечер, свечи, встреча, ночь, мы прощаемся, я страдаю, как жаль... Это говорит только об ограниченном мышлении таких авторов и неспособности выйти за рамки убогих штампов и примитивных стереотипов. Такие решения пригодны разве что для самодеятельности, но никак не для серьёзных и популярных исполнителей.

И ещё два, достаточно важных момента:
1) Пишите грамотно, расставляйте знаки препинания, оформляйте ваш текст согласно общепринятым литературным нормам. Всё это будет показателем вашей общей культуры и образованности. Досадная грамматическая ошибка (или даже опечатка) может перечеркнуть весь ваш непосильный и кропотливый труд и отбить дальнейшее желание сотрудничать с вами. Представьте себе композитора, который не может грамотно записать свою музыку на ноты. Чтобы никто не засомневался в вашем профессионализме, будьте предельно строги к себе: ваши тексты должны быть образцовыми во всём.
2) После написания вашего текста наберите его на компьютере и распечатайте. Никогда и никому не давайте ваших рукописных вариантов – в наше время это уже просто неприлично, да и никто не захочет разбираться в тонкостях вашего почерка. Кроме того, напечатанное даже визуально выглядит более привлекательно и более читабельно. Если текстов несколько, то каждый должен быть размещён на отдельной странице, и под каждым должны быть ваши краткие данные: ваше имя, фамилия (или псевдоним) и – обязательно!!! – телефон (со всеми кодами). Всё это может стать для вас гарантией того, что, в случае заинтересованности вашим творчеством, с вами свяжутся. У композиторов или исполнителей ваши тексты могут пролежать не один день или месяц в общей кипе с десятками (а то и сотнями) предложений других поэтов, и, если на странице с текстом нет координат их автора, никто его в работу просто не возьмёт. Кроме того, не проставив своих данных, вы можете дать повод потенциальным плагиаторам.

Найдите своего композитора – надёжного и талантливого соавтора, с которым вы будете понимать друг друга с полуслова, и от которого будет зависеть и ваш успех. При полном взаимопонимании и общей цели вы будете одной связкой, своеобразной кузницей песен. Любые ваши задумки и идеи (даже сырые) показывайте своему партнёру (это касается и композиторов) – из любой искры может возгореться пламя, а иначе говоря, вместе легче и гораздо быстрее можно довести любую мысль до её финального воплощения в новую, хорошую песню. У Вас появилась хитовая фраза, но ещё нет остальных слов? Не беда, дайте её вашему композитору и, возможно, он, вдохновлённый вашей фразой, напишет красивую мелодию новой песни, от которой потом вдохновитесь и вы и допишете текст в нужном ключе. Одним словом, всё делайте вместе и от этого будет зависеть ваши общие достижения и карьера. Постоянно думайте и вынашивайте в голове идеи свежих хитовых фраз, образов и сюжетов для будущих песен (для этих целей под рукой всегда должна быть ручка с блокнотом, а лучше - мобильный телефон со встроенным диктофоном). Помните: каждая интересная мысль может стать песней и прибавить вам баллы как профессиональному автору, а также отобразиться на вашем финансовом счету, что, в свою очередь, всегда только вдохновляет на новые подвиги.


<<< Назад     Читать дальше  >>>


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.