ПАНТОРИФМА
– редкая разновидность рифмы по взаимному
расположению в стихе: все слова
рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных
на панторифмах, практически не существует - панторифмические
цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и
сел. Взял и съел..." (В.
Маяковский), "Взорвано,
уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий),
"Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма)
– рифма с
использованием слов одинаковой части речи в одинаковой
грамматической форме: горе -
море, играли
- страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником –
плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…
В
синем небе звёзды
блещут,
В
синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю
плывёт.
(А.С.
Пушкин)
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА
– наиболее
распространённая разновидность рифм по взаимному
расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.
У
лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
(А.С. Пушкин)
ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА
- диссонансная рифма из слов, в которых слоги
меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень
редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве,
пилот - отпил, человек - век чело ...
Улица - лица у
Догов годов
Резче - через
Железных коней...
(В. Маяковский)
ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА –
разновидность обособленной
рифмы.
Характерной особенностью слов,
образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и
следующий за ней звук «j»
(йот): каналья(канал’jа)
– далью (дал’jу), взморье -
подспорье,
распутье – гнуть я, стулья –
ульи, рысью - лисье, кровью - любовью,
лепетанье - трепетанье….
Классификация рифм по происхождению
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и
простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный
мотор.
(П. Герман)
Переходные рифмы, фактически
являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к
связующим рифмам; и в словаре
расположены между ними.
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая
рифма) - наиболее
созвучная из ассонансных
рифм; рифма
с совпадением ударной
гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое
сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма -
единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть
рифмообразующей роли. Сударыни - судачите,
полегче - полезный, пролетарий -
пролетали, коробится - коровушка, присяга
- присяду, возни - возьми, голову
- голому...
Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
(С. Панкратов) |
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
(Белла Ахмадулина) |
В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский) |
Как
наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.
(А.С.
Пушкин) |
Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
(М. Светлов) |
Первые предударные рифмы можно
встретить как в древнерусском фольклоре, так и в
художественной литературе начиная с 17 века.
Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...
("Повесть
о Горе-злочастии", 17 век)
ПРЕФИКСЛЬНАЯ РИФМА - разновидность
псевдорифмы; рифма из слов,
ритмические окончания которых начинаются непосредственно с
префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и
ударным приставкам:
набело - наголо, оттиск
- отблеск, заново -
заживо, повытаращили -
повыпроводили...
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют
слова с приставкой «вы» ("выкающая
рифма").
Выемка – выдумка – выбелка
– выставка – вывозка… Выбить
– вылить – выжить – выпить... Выкачу
- выскачу- выклянчу...
Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
(Д.С. Самойлов) |
Да, их голоса.
Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы крою
по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо мне.
(В. Маяковский) |
Среди префиксальных псевдорифм
встречаются и созвучия высокой степени точности:
выпросить - выбросить - выкрасить и пр.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА
- обобщённое название различных неточных рифм;
рифма из слов с полным или
частичным звуковым несоответствием их послеударных
окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам
относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к
приблизительным - все остальные.
ПРИЁМНАЯ РИФМА
– рифма с участием слов,
имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам
относятся: рифмы
с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с
чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная
и условная
категория
«приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в
рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так,
слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных
рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по
звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является приёмной рифмой по
отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь
– медведь – впредь - сельдь …
Фунт - грунт
– пункт, практика - тактика – Антарктика, туча
- круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…
Казалося ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясь льёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
(А.С.Пушкин) |
Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям
ПСЕВДОРИФМА
– неточная рифма;
созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но
сходных по своему звучанию. В словах, образующих
псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные
концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не
совпадают. Наиболее
многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и
четырёхсложные рифмы.
Общество
– творчество, нравственность –
обязанность, похаживает - поглядывает,
лыжница - завистница, дикторский
– идольский, веерный – северный,
золушка - горлышко, бабушка
– ладушки, горницы - любовницы...
Теоретически
псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм,
например:
Нравами - авралами
(связующие псевдорифмы), арка – лавка
(обособленная псевдорифма)…
У
тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
(В.Брюсов) |
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
(Г.Р. Державин) |
Категория «псевдорифмы» даёт
возможность объединить в словаре и задействовать в
стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка»
абсолютно не имеет "родственников", даже далёких. Но зато она
имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по
«духу» (слуху): девочка – веточка
– белочка – времечко… Это и
есть псевдорифмы, которые объединяются в общие рифморяды в словарях рифм и дают
полную картину возможных вариантов рифмообразований - в противном случае, слово
"девочка", например, отсутствовало бы в словаре рифм, так как других слов с клаузулой "евочка" просто нет в русском языке.
Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом
фольклоре, а также впервые встречаются в силлабических виршах
первых русских поэтов 17 века, когда рифмованная техника ещё
не сформировалась.
Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...
(Савватий)
Классификация рифм по происхождению
ПЯТЕРНАЯ
РИФМА -
рифма из пяти
слов в стихотворении.
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
(А.С. Пушкин) |
См. также
двойная,
тройная, четверная и шестерная
рифма.
ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма из слов с
ударением на пятом слоге от конца. Второе название –
гипердактилическая рифма.
Тиражирование
– цитирование, удивляющаяся – скитающаяся,
исследование – проповедование…
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
(В. Брюсов)
РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма,
состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов.
Основная рифма в
стихосложении. Верю – потеря, ясно -
сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я
- твоя, кипарис - разрослись…
Противоположность
неравносложной рифме.
Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
(М.Херасков) |
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев) |
РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая словами,
стоящими в различных местах стиха.
Шаля,
такие ноты наляпаны,
что с зависти
Лопнули б все Шаляпины.
(В.
Маяковский)
РАЗНОРОДНАЯ РИФМА –
рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду –
найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой -
улыбкой,
сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать,
княжна - скромна…
А потом
позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.И. Чуковский)
|