ЖЕНСКАЯ РИФМА
–
второе название двухсложных рифм; слова
с ударением на предпоследнем слоге.
Вера – мера, даже - будоражит, слово
– стального, делать – челядь, сцены -
одену, колдунья - полнолунье, пучиной –
длинный, гений - дерзновенней, покои -
алоэ, славой - кровавый…
Термины "женская
рифма" и "мужская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское)
стихосложение из средневековой французской поэзии. В
старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и
некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е",
тогда как слова мужского рода, соответственно, такого окончания не
имели. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются
слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с
ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и
третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый -
женской. Во втором примере присутствуют только женские рифмы.
См. также мужская рифма
Он,
поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
(А.С. Пушкин) |
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
(М.В. Лермонтов) |
Практически
до середины 18 века
русская
силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта
традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не
учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец
засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского,
"постановивших" использовать в русских стихах женские и мужские
рифмы попеременно. (См. также
Альтернанс.) В европейской литературе исключительно женскими
рифмами оперирует только польская и итальянская поэзия - в силу
специфических просодических свойств своих языков (ударения слов на
предпоследнем слоге).
ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА
– своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог
(часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым
словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма
становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен
для глаз, чем для ушей.
Рифма!
В чём же сила твоя и твоей красо-
ты
укрощаешь незримыми нитями с-
тих
и печален, он может взорваться то-
бой!
Снова разум и чувства оспорят твою право-
ту,
что быть может надолго осядет в горячих сердц-
ах!
Может ты знаешь тайну её, о Пегас?..
(некто Фома Рифмачёв)
ЗАКРЫТАЯ РИФМА
– рифма, заканчивающаяся на согласный звук.
Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать -
угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот,
уснул – гул…
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА
– вариант псевдорифмы; рифма из
похожих слов, но с различной послеударной согласной:
вечер –
ветер, повесть – почесть,
ножка – ночка…
ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое
созвучие слов, не оформленных между собой ни родственными, ни
дружественными отношениями. Инородные рифмы состоят из слов с
различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной.
Слон – слом, корь – моль,
иду – зову, вода
– луна…
То же, что и
ассонанс.
Словарная классификация.
ЙОТИРОВАННАЯ
РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых
(надстроечных) рифм;
равносложная рифма из слов с открытым
и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j
- йот). Поле - волей, этой - лето, бури
- фурий, почила - могилой, оковы - новый,
думы - угрюмый, волны - полный, грозящи
- возносящий, нашей - чаше...
Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы
двинулись, как тучи…
(М.Ю. Лермонтов) |
Мы растём,
развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной.
(Н.Асеев) |
Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкий,
И дым, приподымая ветки,
Как бы тянул их до небес.
(Лев Озеров) |
КАЛАМБУРНАЯ РИФМА
- рифма с использованием игры
слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут
быть авторскими. Теперь
я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на
поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май -
поймай...
См. также:
Каламбур
В год за
три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С. Пушкин) |
Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
(Эмиль
Кроткий) |
КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА
–
разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при
кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА.
О мысль поэта!
Ты вольна,
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!
(А.П. Майков)
КОНЕЧНАЯ РИФМА
- самая распространённая и популярная рифма в
стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной
существует также начальная и внутренняя рифмы.
Чудная картина
Как
ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
(А.А. Фет)
КОНСОНАНСНАЯ РИФМА – рифма с
совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных.
Консонансные рифмы следует рассматривать как
диссонансные.
КОНФЛИКТНАЯ РИФМА - рифма,
состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами.
Милый - унылых, видом - идол, летом
– одетых, виновный - полковник,
рупор - трупам...
Конфликтные рифмы делятся на мягкие и
жёсткие. Мягкие конфликтные рифмы - закрытые связующие рифмы.
В целом, звучат созвучно: синий – кинув, белый – делом, ворох –
норам, хутор – спутан…
Как серый волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
(А.С.
Пушкин) |
В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в
огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей,
страна учёных!
(Д’ Актиль) |
Жёсткие конфликтные рифмы – открытые связующие рифмы, имеющие на
один слог больше, что и усугубляет диссонанс:
городу
– вороны, старыми
– парусу, видели – выдано, штопоры - пробыли…
КОРНЕВАЯ РИФМА
– базовая рифма с совпадением
только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного
звука): плавный – лавка,
верно – первый,
новый – словно, избы – низко, служба
- кружка…
Чем меньше послеударных
слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.
Всё тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
(А. С. Пушкин) |
МОНОРИФМА - редкая
разновидность рифм по взаимному расположению в стихе;
все строки рифмуются между собой - АААА. Наиболее часто
употребляется в классической восточной поэзии. В русской поэзии
стихи на одну рифму (монорим) встречаются редко;
чаще всего на монорифмах строятся
отдельные строфы. Ещё примеры
Огни - как
нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
(М.И. Цветаева)
|
Мы шли ломая бурелом,
Порою падая челом,
Но долго будет слышен гром
И гул, в котором мы живём.
(Д. Самойлов)
| |