рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Н.Гумилев | М.Ю.Лермонтов | А.Кольцов | А.Белый |

Рифма к слову «ярмо»

Короткие ссылки

Русские рифмы
>>> подбор рифм
Английские рифмы
>>> подбор рифм
Немецкие рифмы
>>> подбор рифм
Итальянские рифмы
>>> подбор рифм
Испанские рифмы
>>> подбор рифм

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

Словарь разновидностей рифмы

1  2  3  4  5  6  7  8  9


ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
– рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм.
Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…

и опять кряхтят они:

любят ямбы редактора лающиеся.
А попробуй
в ямб
пойди и запихни

какое-нибудь слово,

например, «млекопитающееся»…
                            (В. Маяковский)

Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает...
                                (А.С.  Пушкин)

Снег сетями расстилающимися
Вьет над днями забывающимися...
                         (Валерий Брюсов)


ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь..
 

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
                             ( М.В.Ломоносов)
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
                    (В.А Жуковский)

А вот парадокс: среди таких бедных могут быть и богатые рифмы, если в словах совпадают предударные звуки или слоги:
парить - говорить, пастись - запастись, вернуть - завернуть..
.

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

                  (Сергей Михалков)

ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук, мягкий знак или звук «j» (йот), который в данном случае не обозначается на письме:  даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье - колье, ружьё - моё, боа - амплуа
К гласным рифмам также относятся слова «фойе»  и «райя».

Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего немногим более 1000 слов).
См. также Все гласные рифмы,
классификация рифм по происхождению

Эх ты, горе горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!
                     
(А. Блок)

ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода - провода, полей - тополейбывать – забывать, пора - топора, попей - эпопеймотив - локомотив, хожу - нахожуполам - пополам,  лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
                  (А.С. Пушкин)
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему

                              (Н.А. Некрасов)


ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА
– см. Параллельная рифма.

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА
– рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма  является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого),
утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) …

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,
                                 (И.А. Крылов)

Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете.
                                (А.С. Пушкин)

Наш медик в рот больным
                       без счету капли льет,
Однако от того ни капли пользы нет.
                                  (М.М. Херасков)
Да здравствуют прогулки в полвторого,
проселочная лунная дорога,
седые и сухие от мороза
розы черные коровьего навоза!
                                   (А. Вознесенский)

ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы: лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

О, говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
           (Аполлон Григорьев)

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге.
Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…
 

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
                                    (М.Ю. Лермонтов)
Запад гаснет в дали бледно-розовой
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою.
                           (А.К. Толстой)
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
      (Н.А. Некрасов)


Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (
), состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.


Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и  былинах,  поэтому  вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние  европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.

 

ДВОЙНАЯ РИФМА рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».

      Ты должен быть гордым, как знамя;

      Ты должен быть острым, как меч;
      Как Данту, подземное пламя

      Должно тебе щеки обжечь.

                                    (В. Брюсов)

Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также тройная, четверная, пятерная, шестерная рифма.

 

ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – условная рифма, наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения  -  противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие
рифмы).
Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания клаузул). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и в словаре рифм объединены: слова "грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." .  Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину  рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих близких родственных связей.
 

Немало зрю в округе я доброт:
Рек
и твоей струи легки и чисты
Студен воздух, но здрав его весь род:
Осушены почти уж блата мшисты.
                           (В.К.Тредиаковский)
Как растают морозные
Голубые снега,
Воды вешние, грозные
Принимает река.
         (Владимир Солоухин)
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
          (Андрей Вознесенский)
Вытянись вся в длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звёзд.
      (Борис Пастернак)


Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном...  Слова, образующие такие рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в различных рифморядах.  Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям


ДВОЯКАЯ РИФМА
– разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную  возможность  рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают  полностью).

1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться.
2.
Запад – рапорт.
В данной рифме «р» выпадает.

Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось…  Подробнее см. «Полирифмия».

Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
                                 (И. Уткин)
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна
Д'Арк
К осаждённому Орлеану.
                       (М. Светлов)

ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.

Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…

Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
               (М.Ю. Лермонтов)


ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного.
Второе название – супергипердактилическая рифма.
Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.


ДИССОНАНСНАЯ РИФМА
– условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка...    Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.

Было: социализм - восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм - обычнейшее дело.
                                             (В. Маяковский)

В блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
                            (А.А. Блок)
Когда земное склонит лень,
Выходит с тенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
                              (Н.Н. Асеев)

 

ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается)  при произношении.

Скажи - зажим,  трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам:  базовые–закрытые и окончательные–открытые.
 

   Каждый прогул

   Радость врагу.

      (В. Маяковский)

Тихие гитары,
         стыньте , дрожа:
синие гусары
         под снегом лежат!
                       (Н.Н. Асеев)
Я земной шар чуть не весь обошёл, -
и жизнь хороша, и жить хорошо.
                            (В. Маяковский)


ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА
- см. Недостаточная рифма
 

ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками,  но различными  послеударными согласными  или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом,  но близки  по звучанию. Основная масса дружественных рифм –  трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма. Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям
Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий – воинский

Мне легше, чем всем, -
я Маяковский.
Сижу и ем
Кусок конский.
     (В. Маяковский)
 
<<< Назад    Дальше  >>>


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.