ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
– рифма из слов с ударением на
четвёртом или пятом
слогах от конца. Второе
название четырёхсложных и пятисложных рифм.
Оприходованный
– изуродованный, похрапывание – раскапывание,
тиражирование – цитирование…
и опять кряхтят
они:
любят ямбы
редактора лающиеся.
А попробуй
в ямб
пойди и запихни
какое-нибудь
слово,
например, «млекопитающееся»…
(В. Маяковский) |
Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает...
(А.С. Пушкин)
Снег сетями расстилающимися
Вьет над днями забывающимися...
(Валерий Брюсов) |
ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА –
разновидность однородной рифмы;
рифма, состоящая только из глаголов:
плыву – зову,
жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться…
По причине того, что
придумать такую рифму не составляет труда (особенно для
глаголов неопределённой формы, каких в русском языке -
тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными:
петь - гореть - шуметь
-лететь..
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
( М.В.Ломоносов) |
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
(В.А Жуковский) |
А
вот парадокс: среди таких бедных
могут быть и богатые рифмы, если в словах совпадают
предударные звуки или слоги:
парить - говорить, пастись - запастись,
вернуть - завернуть...
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
(Сергей
Михалков)
ГЛАСНАЯ РИФМА
– вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В
гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук, мягкий
знак или звук «j» (йот),
который в данном случае не обозначается на письме: даю - налью,
твоя - я, бои - соловьи, портье -
колье, ружьё - моё, боа - амплуа…
К гласным рифмам также относятся слова «фойе»
и «райя».
Гласные рифмы – самая
малочисленная группа рифм в русском языке (всего немногим более 1000
слов).
См. также Все гласные рифмы,
классификация рифм по происхождению
Эх ты, горе
горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!
(А. Блок)
ГЛУБОКАЯ РИФМА
– рифма из слов, в которых,
помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода
- провода, полей - тополей, бывать
– забывать, пора - топора, попей
- эпопей, мотив - локомотив, хожу
- нахожу, полам - пополам, лаборатории
- об оратории, этический - поэтический...
В более широком
понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из
слов, предударные части которых имеют большее
звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное
созвучие заударных частей слов.
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
(А.С. Пушкин) |
Я
лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему…
(Н.А. Некрасов) |
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА
– см. Параллельная рифма.
ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА
– рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию,
но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии,
графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для
глаз) и в наши дни почти не применяется.
Большого – немного
(ово-ого),
утес - лес (ёс - ес), срочно
– нарочно (очно-ошно), вечно – конечно
(ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) …
Когда в
товарищах согласья нет,
На лад их дело
не пойдет,
(И.А. Крылов)
Он с лирой
странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете.
(А.С. Пушкин) |
Наш медик в рот
больным
без счету капли льет,
Однако от того ни капли пользы нет.
(М.М.
Херасков) |
Да здравствуют прогулки в полвторого,
проселочная лунная дорога,
седые и сухие от мороза
розы черные коровьего навоза!
(А.
Вознесенский) |
ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по
написанию, и по звучанию. Основным свойством
графически-акустических рифм является безукоризненное
совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно
точные рифмы: лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море –
горе, точный – порочный, знаем – раем..
О, говори
хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
(Аполлон Григорьев)
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
–
второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах
имеют ударение на третьем от конца слоге.
Операция – демонстрация, велено – побелено,
валенки – маленький, видывать – завидовать,
признание - венчания, болтающих - погибающих…
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю.
Лермонтов) |
Запад гаснет в дали бледно-розовой
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою.
(А.К. Толстой) |
Сила
народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
(Н.А. Некрасов) |
Термин "Дактилическая рифма" произошёл
от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (–),
состоящего из одного ударного и последующих двух безударных
слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный",
"вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по
себе являются одностопными дактилями.
Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в
русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до
конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для
лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической
рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где
дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры
дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в
подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике
дактилическая рифма получила признание только в 19 веке -
сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других
поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался
Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в
русском стихосложении. Невероятно, но факт:
в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
ДВОЙНАЯ РИФМА –
рифма из двух слов в строфе. Самая
распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две
двойных рифмы «знамя-пламя»
и «меч - обжечь».
Ты
должен быть гордым, как знамя;
Ты
должен быть острым, как меч;
Как
Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.
(В.
Брюсов)
Бывают также
рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также
тройная, четверная, пятерная,
шестерная
рифма.
ДВОЮРОДНАЯ
РИФМА
– условная рифма, наиболее близкая по звучанию к родным. В
таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения
- противостояние глухих и звонких
звуков одной родовой пары (омофонические рифмы),
противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие
рифмы).
Так, слово "красный"
имеет точные рифмы, как:
громогласный,
всечасный и пр. Это -
точные родные рифмы (полное совпадение написания и
звучания клаузул). Слово "красный"
имеет и различные приблизительные рифмы: важный,
главный, страстный, праздный, ранний, грязный
и пр. Однако степень
точности этих слов по отношению к слову "красный"
различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по
звучанию к родным и в словаре рифм объединены:
слова "грязный, страстный, праздный"
находятся в одном ряду со словами "красный,
громогласный..." .
Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные
слова являются родственными с точки зрения рифмы, и
объединение их в словаре позволяет видеть полную картину
рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза"
- родная рифма, а "гроза - роса"
- двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм:
проест - проезд, полный - стольный, горка - горько,
видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз -
бьюсь, плачь - палач, уста - узда ...
Такие слова также подаются по соседству (в смежных
рифморядах) в силу своих близких родственных связей.
Немало зрю в
округе я доброт:
Реки
твоей струи легки и чисты
Студен воздух, но здрав его весь род:
Осушены почти уж блата мшисты.
(В.К.Тредиаковский) |
Как растают морозные
Голубые снега,
Воды вешние, грозные
Принимает река.
(Владимир Солоухин) |
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
(Андрей Вознесенский) |
Вытянись вся в
длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звёзд.
(Борис Пастернак) |
Условно к двоюродным
относятся усечённые/надстроечные и
добавленные рифмы:
коса -
парусах, темно - одном...
Слова, образующие такие
рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул
и могут быть расположены в различных рифморядах. Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям
ДВОЯКАЯ РИФМА
– разновидность надстроечных(усечённых) рифм.
Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие
согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову
потенциальную возможность рифмоваться двумя способами
(помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).
1. Табор – рапорт.
В данной рифме «т» может скрадываться.
2. Запад – рапорт.
В данной рифме «р» выпадает.
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь,
крест - реестр, мылить – милость,
смелость – пелось…
Подробнее
см. «Полирифмия».
Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
(И.
Уткин) |
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна Д'Арк
К осаждённому Орлеану.
(М. Светлов) |
ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма из слов
с ударением на предпоследнем слоге. Второе название –
женская рифма.
Новый
– готово, горы - взоры, радость
- младость, верю - потеря, здравый
- славой, безоружный – нужно, тихо -
лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…
Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
(М.Ю. Лермонтов) |
ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
– самая
объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять
слогов начиная с ударного.
Второе название – супергипердактилическая рифма.
Выкристаллизовавшиеся
- выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА
– условная
рифма, в словах которой полностью или частично совпадают
согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к
различным видовым парам): парус
- пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный,
норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь
…
Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто
используются как игра слов: молот
– мелет, копоть – капать, розовый
– разовый, Сократ - сокрыт, мечети
- мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб
(В.Маяковский). Один из
древнейших русских консонансов:
семо и овамо.
Было: социализм -
восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм -
обычнейшее дело.
(В.
Маяковский) |
В
блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
(А.А. Блок) |
Когда земное склонит лень,
Выходит с тенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
(Н.Н. Асеев) |
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность
двоюродных рифм; ударная
гласная в пассивном слове является последней, а в активном
слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой),
который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо – умом,
строфа - факт,
тополям
– поля,
мирка - сверкав,
весна
- снам,
прочёл –
горячо, капюшон – хорошо, пора-
дарам , конце - концерт,
бревно - ноль, прогул - врагу…
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания
слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам:
базовые–закрытые и окончательные–открытые.
Каждый
прогул –
Радость врагу.
(В. Маяковский) |
Тихие гитары,
стыньте , дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!
(Н.Н. Асеев) |
Я земной шар чуть не весь обошёл, -
и жизнь хороша, и жить хорошо.
(В. Маяковский) |
ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА
- см.
Недостаточная рифма
ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА
– второе название псевдорифмы;
рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и
характерными концовками, но различными послеударными
согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в
родственных связях друг с другом, но близки по звучанию.
Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и
четырёхсложные.
Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям
Преданность
– уверенность, бабушка – дубравушка,
девочка – времечко, творческий
– воинский…
Мне
легше, чем всем, -
я Маяковский.
Сижу и ем
Кусок конский.
(В. Маяковский)
|
|