МУЖСКАЯ РИФМА
- второе название
односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на
последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз,
ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь,
клин - семьянин,
чертог - ветерок, день - тень...
Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли
в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из
средневековой
французской поэзии.
В старофранцузском языке слова женского рода
(прилагательные и некоторые существительные)
заканчивались безударным звуком "е", тогда как в
словах мужского рода, соответственно, такое окончание
отсутствовало. Например:
муха (ж.р.) - mouche
, слон
(м.р.) -
elephant.
Тогда же во французской поэзии и возникла традиция
чередования в строфе для
разнообразия мужских (слов мужского рода с
ударением на последнем слоге) и женских окончаний
(слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге).
К концу 17 века звук "е" на концах слов перестал
произноситься, но остался на письме (как "e
немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто
акустически (на слух) слова женского и мужского рода в
современном французском
языке стали односложными, но графически слова женского
рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской
поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на
последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на
предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и
третий стих объединены мужской рифмой, а второй и
четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют
только мужские рифмы. См. также
женская рифма
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
(В.А.Жуковский)
|
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
(А.С.
Пушкин) |
МУЛЬТИРИФМА
– центральная
базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Классификация рифм по происхождению
Рок - звонок,
дым – летим, диво – строптивы,
пой – смешной, туча – круча,
день – тень…
Согласная может
быть удвоенной:
грамм – там, антенна – сирена,
тонна – икона,
сын - финн…
Согласным звуком может быть звук «j»
(йот):
рой (роj),
стая (стаjа),
большие (большиjе),
лай (лаj)…
Мультирифмы вместе с
окончательными рифмами наиболее употребительны в
стихосложении.
Универсальность мультирифм заключается в том, что в их
образовании могут принимать участие различные части
речи. Пример:
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы
(прил.) = вполсилы
(нареч.) ≈ мыля (дееприч.) ≈
или
(союз).
В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые
являются
основными словарными разделами
в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают
к мультирифмам.
Примеры «немультирифм» (слов, в которых количество
послеударных согласных больше одного):
арка, ветер,
рубль, чистый, жалоба, полюс,
читаем(j
и м), мозг, облачно, петиция(ц и
j)…
НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА
–
рифма,
в которой пассивное
слово заканчивается на гласную, а активное на согласную
(или две, т н. «надстройка») при равном количестве
послеударных слогов: речи
- широкоплечий, квиты – бритый,
ухо - слухом, шляпа - лапоть,
демонстрация – операциях, кобра – добрить...
Мне сегодня радостно до боли
Я сама не знаю - отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
Силою расцвета своего.
(Ольга Берггольц) |
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
(Агния Барто) |
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише ораторы!
Ваше слово, товарищ маузер.
(В. Маяковский) |
Надстроечная рифма является фактически тем же, что и
усечённая рифма, но звучит более благозвучно. На слух
всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное
слово с «надстройкой» звучит после пассивного без
таковой. Так, при последовательности "свежесть - реже"
появляется ощущение незаконченности, оборванности (в
этом смысле такую рифму действительно можно назвать
усечённой). Однако в обратном порядке рифма "реже -
свежесть" звучит более комфортно - надстроечные
согласные звуки, слегка скрадываясь, придают рифме
достаточно законченный и гармоничный вид.
Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы, в
которых одно из слов имеет на одну согласную больше:
шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук - фрукт …
В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах
ощущается значительно острее, поэтому подобные
рифмосочетания применяются, как правило, именно в
"надстроечной" последовательности. Дополнительные
примеры: Вечер - встреча
Лучше: встреча = вечер.
Новый -
слово Благозвучней:
слово = новый.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА
– рифма из первых слов
в строках.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает
умывальник
И качает головой…
(К.
Чуковский)
Одним из первых русских
авторов, применивших начальную рифму, был Даниил
Заточник (13 век).
Яко же бо змий страшен свистанием своим
тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
(Моление Даниил Заточника)
В восточной поэзии созвучия в начале строк -
анафорическая рифма. При
этом в конце строк рифмы может и не быть.
НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из
слов, в которых последнему общему ударному звуку
предшествуют различные предударные(опорные) согласные:
метла – жара, вези – смотри,
темно – пальто, хочу – пою
(чу –
jу),
зови - в дали…
Недостаточная рифма сродни ассонансу и применяется в
основном в белых стихах. В отличие от недостаточных
рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых
опорные согласные совпадают или принадлежат к одной
родовой паре (б-п, в-ф, д-т и пр.). К достаточным
относятся все окончательные рифмы: метла – дотла,
жара - пора, вези - спроси,
темно - кино, пальто – не то,
зови - любви, пою – твою (jу-
jу
)…
В
четверостишии ниже присутствуют оба типа рифм "светло-ведро"
- недостаточная и "звезды-воды" -
достаточная рифма.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
(Н. Рубцов)
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с
различным количеством послеударных слогов.
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с
наращением и рифмы с раздвижением.
В рифмах с наращением
происходит добавление слога (слогов) в конце одного из
слов: папахи-попахивая,
тополей - аллее,
пылятся - изоляции,
ноги -
многие, времени- забеременели,
следом –
неведомо, оперяться - кооперация,
гудящих - трудящихся, выставил -
капиталистов, блестело - бестелые,
резче - мерещится, двести - известия
...
Идёт пожар
сквозь бумажный шорох.
Прокуроры дрожат. Как хорошо!
(В.
Маяковский) |
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин) |
В рифмах с раздвижением
"лишний" гласный звук или слог вкрапляется в клаузулу
одного из слов, как бы раздвигая собой согласные звуки:
нагло
– наголо, потомки-томики,
ручки-попутчики, оружия -
обнаруживая, замш - замуж,
дорого - восторга, важно -
скважина, вежливый - ежели
вы, подачки - подрядчики,
жизней - лжи за ней...
Вставляемый звук не
обозначается на письме, но подразумевается при
произношении ("нулевая" гласица).
Явор - динозавр
(произносится как: динозавор),
репетитор - арбитр (арбитор),
экватор -
театр, рассеянный - Бассейной, мистер
- министр...
Пролетариат - неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мёртвых сражаться поднять.
(В. Маяковский)
|
Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
(Саша
Чёрный)
|
Мал его
радостей тусклый спектр:
Шесть часов
поспать на боку,
Да разве что
вор, портовой инспектор,
Кинет негру
цент на бегу.
(В. Маяковский) |
Глазами
доброго дядю выев,
Не переставая кланяться,
берут, как будто берут чаевые,
паспорт американца.
(В. Маяковский) |
Неравносложные рифмы ввёл
в русское стихосложение и активно применял в своём
творчестве Владимир Маяковский.
ОБОРВАННАЯ РИФМА
– рифмосочетание, в
котором одно из слов обрывается, но его значение
остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще
используется как комический приём. Душе - сумасше...
, времена - припомина...
Зал заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский) |
Я видел: над
трупом
Склонилась луна
И мёртвые губы
Шепнули:
"Грена..."
(М. Светлов) |
Морякам плясать привычней
На носу иль на корме.
Все же хочется услышать
Бурные аплодисме ...
(Е. Чеповецкий) |
ОБОСОБЛЕННАЯ РИФМА
– базовая
рифма с двумя (или более) согласными звуками подряд
после ударного гласного. Именно второй согласный звук
ставит барьер, не позволяющий словам с обособленным
рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов.
Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и
только в пределах своего семейства. См. роды, семейства и семьи рифм. Волн
- чёлн, печка - свечка, любезный
- прелестной, сёстры- острый, вечность
- беспечность, Кипр - Тибр, казнь
- боязнь, послушный - простодушной,
грозно - поздно , помни - что
мне, царский - боярский, адъютантство
- убранство, лестно - чудесно, битв
- молитв, танго - манго …
Классификация рифм по происхождению
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
(Корней Чуковский) |
ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА
– см.
Рассечённая рифма.
ОДНОРОДНАЯ РИФМА
– рифма из слов,
принадлежащих к одной части речи. В отличие от
параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в
различных грамматических формах.
Гора – дыра,
странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу,
вера – меры, сниться – злится, бег - брег…
ОДНОСЛОЖНАЯ РИФМА
- рифма из слов, в которых ударный слог - последний.
Второе название – мужская рифма.
Раз – джаз, стог – слог,
волк – толк, мил - хранил, меч - течь, дожди - иди, торг
- восторг…
Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
(М.Ю.
Лермонтов) |
В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он.-
(Яков Полонский) |
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РИФМА
– рифма, состоящая
из слов с ударением на последнем звуке.
Страна - смешна, дары - пары,
стихи - грехи, уйду - какаду,
змея - твоя, крои - бои…
Благодаря отсутствию
послеударных слогов, в таких рифмах возможен только
один единственно-правильный вариант рифмосочетания
(отсюда и название – окончательная рифма). Все
окончательные рифмы являются односложными и делятся на
гласные и согласные. В примере ниже "кусты - цветы"
- согласная рифма, а "подпою - мою" - гласная.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
(С. Есенин)
Классификация рифм по происхождению
ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА –
рифма из омонимов:
мой - мой, вина -
вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари -
пари,
том - том, прав - прав...
На омонимической
рифме часто выстраиваются каламбуры.
Больше
примеров
Мгновенья двигались и
стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский) |
Вдруг на
Мишку, вот напасть,
Пчёлы
вздумали напасть.
(Я.
Козловский) |
В отличие от омонимической,
тавтологическая рифма (слово рифмуется само с собой
при неизменном его значении) рифмой не является и
представляет собой обычный звуковой повтор.
ОМОФОНИЧЕСКАЯ РИФМА
– разновидность
акустической рифмы; исчез
- воскрес, денег - молоденек, вмиг
- проник, год - идёт, весть
- влезть, яд - стоят, душ -
муж, граф - забав, свет - след,
звук - подруг, сугроб - поп,
князь - обвилась... Звуковое сходство
таких слов объясняется свойственным русскому языку
оглушением звонких согласных на конце слов.
Под кровом внешних роз
Поэтом я возрос.
(А.С. Пушкин) |
ОТКРЫТАЯ РИФМА
- рифма из слов, заканчивающихся на гласные
звуки.
Сено - смена,
дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу –
ближе, дива - правдива…
Улыбается осень сквозь слёзы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонким берёзы
Золотая запела труба...
(А. Блок)
| |