Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
Омонимическая рифма -
рифма, состоящая из омонимов. В отличие от омонимической, тавтологическая рифма
(слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) фактически рифмой не
является и представляет собой обычный звуковой повтор. Являясь разновидностью
каламбура, омонимическая рифма построена на игре смыслов и всегда украшает стих
своей свежестью и оригинальностью. Подробнее об
омонимической рифме
Идиллия
На берегах текущих рек
Пастушок мне тако рек:
"Не видал прелестнее твоего я стану,
Глаз твоих, лица и век.
Знай, доколь продлится век,
Верно я, мой свет, тебя, верь, любити стану".
Вздохи взор его мой зрел,
Разум был еще незрел,
Согласилась мысль моя с лестной мыслью с тою.
Я сказала: "Будешь мой,
Ты лица в слезах не мой,
Только будь лишь верен мне, коль того я стою".
Страсть на лесть днесь променя,
И не мыслит про меня.
О, неверный! ныне стал пленен ты иною.
Мне сказал: "Поди ты прочь,
И себе другого прочь".
Как несносно стражду днесь, рвуся я и ною.
(Алексей Ржевский, 1762 г.)
* * *
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу,
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу. (А. Блок)
* * *
Шторы опускаются.
Руки опускаются.
Я шепчу: "Товарищи..."
Но мои товарищи
по домам расходятся,
Потому что, может быть,
В мнениях расходятся,
в том, что чудо может быть... (С. Кирсанов)
* * *
Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя. (И. Сельвинский)
* * * Сбежал с горы и замер в чаще
Кругом мелькают фонари...
Как бьётся сердце - злей и чаще!
Меня проищут до зари... (А. Блок)
* * *
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)
* * *
Люблю pечные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы...
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотpи на эту слабость косо. (Н.
Глазков)
* * *
Мне боги
праведные дали.
Сойдя с лазоревых высот,
И утомительные дали,
И мёд укрепный дольных сот.
Когда в
полях томленье спело,
На нивах жизни всхожий злак,
Мне песню медленную спело
Молчанье, сеющее мак.
Когда в
цветы впивалось жало
Одной из медотворных пчёл,
Серпом горящим солнце жало
Созревшие колосья зол.
Когда же
солнце засыпало
На ложе облачных углей,
Меня молчанье засыпало
Цветами росными полей.
И вкруг
меня ограды стали,
Прозрачней чистого стекла,
Но твёрже закалённой стали,
И только ночь сквозь них текла,
Пьяна медлительными снами,
Колыша ароматный чад.
И ночь, и я, и вместе с нами
Мечтали рои вешних вод.
(Фёдор Сологуб)
Сквозная рифма - рифма,
проходящая через всё стихотворение. В отличие от монорима, в
стихах со сквозной рифмой присутствуют и другие, меняющиеся
рифмы. Стихотворение А.П. Сумарокова - классический пример
сквозной рифмы. Подробнее
о сквозной рифме
Двадцать две рифмы
Потёмкин! Не гнусна хороша рифма взгляду
И слуху не гадка,
Хотя слагателю приносит и досаду,
Коль муза не гладка,
И геликонскому противна вертограду,
Когда свиньёй визжит.
И трудно рифмовать писцу, в науке младу,
Коль рифма прочь бежит.
Увидеть можно рифм великую громаду,
Но должно ль их тянуть?
А глупые писцы их ищут, словно кладу,
В кривой тащат их путь.
Что к ним не прибредёт, поставят рифмой сряду,
Та к рифма негодна!
А я на рифму ввек некстати не насяду,
Хоть рифма не бедна.
К заросшему она вралей приводит саду,
Где только лес густой,
И ко ощипанну под осень винограду,
Где хворост лишь пустой.
Набрався таковы в избах пииты чаду,
Вертятся кубарём
И ставят хижину свою подобно граду,
Вздуваясь пузырём.
Я ввек ни разума, ни мысли не украду,
Имея чистый ум.
Не брошу рифмою во стихотворство яду
И не испорчу дум.
Не дам, не положу я рифмой порчи складу,
Стихов не поврежу;
Оставлю портить я стихи от рифмы гаду,
Кто гады – не скажу.
Им служит только то за враки во награду,
Что много дураков,
Которые ни в чём не знали сроду ладу,
И вкус у них таков.
Немысленны чтецы дают писцам отраду,
Толпами хвалят их,
Хотя стихи пищат и спереду и сзаду,
И Аполлон им лих.
Однако скверному такому муз он чаду
Обиды не творит.
Так он не свержется, хотя и врёт, ко аду,
И в аде не сгорит. (А.П.
Сумароков)
Эхо-рифма -
разновидность рифм по взаимному расположению в стихе; двустишие, в
котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой
фразы, зарифмованной с первой строкой. Стихотворение В.С. Курочкина
- классический пример эхо-рифмы. Подробнее
об эхо-рифме
Я
не поэт – и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною.
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами.
Я положил своё чувство сыновнее
Всё в неё.
Но не могу же я плакать от радости
С гадости,
Или искать красоту в безобразии
Азии,
Или курить в направлении заданном
Ладаном,
То есть - заигрывать с злом и невзгодами
Одами.
С рифмами лазить особого счастия
К власти я
Не нахожу- там какие бы ни были
Прибыли.
Рифмы мои ходят поступью твёрдою
Гордою,
Располагаясь богатыми парами –
Барами!
Ну, не дадут мне за них в Академии
Премии,
Не приведут их в примерах пиитики
Критики:
«Нет, ничего, мол, для «чтенья народного»
Годного,
Нет возносящего душу парения
Гения,
Нету воинственной, храброй и в старости,
Ярости
И не одной для Петрушки и Васеньки
Басенки».
Что ж? Мне сама мать природа оставила
Правила.
Чувством простым одарив одинаково
Всякого.
Если найдут книжку с песнями разными
Праздными
Добрые люди внимания стоящей –
Что ещё?
Если ж я рифмой свободной и смелою
Сделаю
Кроме того впечатленье известное,
Честное, -
В нём и поэзия будет обильная,
Сильная
Тем, что не связана даже и с музами
Узами.
(В.С. Курочкин)