Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
Палиндром
(греч.
palindromos
– бегущий обратно)
- это текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу.
Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш).
Палиндромом может быть
как слово, так и целая фраза или даже стихи, которые одинаково читаются
слева направо, и наоборот.
Слова-палиндромы известны многим:
казак, дед, шалаш, ротатор, наворован, комок,
потоп, заказ, тут, летел, кабак, ищи, мадам... Наиболее известным из палиндромов-фраз является классический
перевертень "А роза упала на лапу Азора"
А.А. Фета.
Классикой жанра стали и многие другие палиндромы:
Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин),
Аргентина манит негра (М. Булгаков),
А луна канула (А. Вознесенский),
Кит на море романтик;
Торт с кофе - не фокстрот;
Не гни папин ген;
Лёша на полке клопа нашёл; И любит Сева вестибюли;
Уж редко рукою окурок держу; Удавы рвали лавры в аду; А муза - раба разума?
Современных удачных палиндромов,
невзирая на их огромное количество, не так уж и много.
Вот некоторые из них:
Муза! Ранясь шилом опыта,ты помолишься на разум (Д. Авалиани), Нам боги много дали - лад, огонь, миг,
обман (некто Фома Рифмачёв).
А щи - пища?
Яи ты - база бытия; Яд ем
как мед я! Мыло голым!
Иди, Сеня, не сиди! Йог Антип спит нагой! Весна - шанс Ев!
Гори, печурка, - круче пирог! Тут хорош сыр, крыс шорох тут.
Суперпалиндром - палиндром в виде таблицы;
слово или фраза одинаково читаются по горизонтали и по вертикали
в любом направлении. В виде квадрата написан
по-латыни один из самых древних (IV в.) из
известных палиндромов "Sator Apero tenet opera rotas",
которому приписывали магические свойства, защищающие от злых духов.
Фраза переводится как "Сеятель Арепо с трудом
держит колёса".
S A
T
O R
A R
E P O
T E
N E T
O P
E R A R O T A S
М И Р
И Л И
Р И М
"Сеятель
Арепо
с трудом держит колёса"
Мир или Рим
Составлять
палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но если
посчастливится создать удачный и, что самое главное, не лишённый смысла
маленький шедевр, ему будет суждена долгая жизнь, как образцового
представителя этого удивительного жанра. Некоторые
поэты-экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи - палиндромоны
- это уже вершина мастерства. Такие стихи, как правило, без рифм или
построены на ассонансах. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно
сложно.
Палиндромическая
поэзия
Я ел мясо лося, млея...
Рвал Эол алоэ, лавр.
Те ему: "Ишь! И умеет
Рвать!"Он им: "Я - минотавр!" (В. Набоков)
Удав Он же не нежно,
он даже не жадно,
он не жал блаженно,
он жал влажно,
нежа, важен,
манил, а глаза лгали нам...
(Борис Гольдштейн)
Перевертень
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. - Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
(В. Хлебников)
Город энергий в игре не дорог.
Утро, вворк - и кровь во рту.
Умереть. Убор гробу-терему,
Иноки, жуть и тужьи кони.
Опели они
чинно и лепо; Церковь гуденья недуг в окрест -
И толп ужин, и нижу плоти
Зубра, и мумм, и арбуз.
И ловит жена манеж "Тиволи",
И жокей так снежен скатье кожи; А ты, могилка, как лик, омыта:
Тюлий витер ретив и лют.
Илья Сельвинский,
1926