П
ПАЛИНДРОМ
(греч.
palindromos –
бегущий обратно) -
текст, одинаково читающийся от начала к
концу и от конца к началу.
Русское название
палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш).
Палиндромом может быть как слово, так и целая фраза или даже
стихи, которые одинаково читаются слева направо, и наоборот.
Слова-палиндромы известны многим:
казак, дед, шалаш, ротатор, наворован,
комок, потоп, заказ, тут, летел, кабак, ищи, мадам...
Наиболее известным из палиндромов-фраз является классический
перевертень "А роза упала на лапу Азора"
А.А. Фета. Классикой жанра стали и многие другие палиндромы:
Я иду с мечем, судия! (Г.Р.
Державин), Аргентина манит негра (М.
Булгаков), А луна канула (А.
Вознесенский), Кит на море романтик;
Торт с кофе - не фокстрот;
Не гни папин ген;
Лёша на полке клопа нашёл;
И любит Сева вестибюли;
Уж редко рукою окурок держу;
Удавы рвали лавры в аду;
А муза - раба разума?
Cовременных
удачных палиндромов, невзирая на их огромное количество, не так уж и много.
Вот некоторые из них:
Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум
(Д. Авалиани),
Нам боги много дали - лад, огонь, миг, обман
(некто Фома Рифмачёв).
А щи - пища?
||
Я
и ты - база бытия.
|| Яд
ем как мед я!
||
Иди, Сеня, не сиди!
||
Йог Антип спит нагой!
||
Весна -
шанс Ев! ||
Гори, печурка, - круче
пирог!
||
Тут хорош сыр, крыс шорох тут.
||
Ох и тихо!
Суперпалиндром
- палиндром в виде таблицы; слово или фраза
одинаково читаются по горизонтали и по вертикали в любом направлении. В виде
квадрата написан по-латыни один из самых древних (IV
в.) из известных палиндромов "Sator Apero tenet opera rotas",
которому приписывали магические свойства, защищающие от злых духов. Фраза
переводится как "Сеятель Арепо с трудом держит колёса".
S
A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T
A S |
М И Р
И Л И
Р И М |
"Сеятель Арепо с трудом держит колёса" |
Мир или
Рим |
Стихи из
палиндромов - палиндромоны
- относятся к экспериментальной поэзии.
Такие стихи, как
правило, без рифм или построены на ассонансах, так как рифмованные палиндромоны
написать чрезвычайно сложно.
В
России палиндромоны известны ещё ещё с 17 века. Тогда
их называли не иначе, как "рачьи стихи" и слагать их было в большой моде.
Аки лев и та мати велика.
Аки лот и та мати толика.
Наибольшей популярностью
палиндромоны пользовались в начале прошлого века у поэтов-модернистов, наиболее
видным из которых является Велимир Хлебников. Результатом его опытов с
палиндромической поэзией стало стихотворение "Перевертень" и целая поэма -
"Разин".
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. - Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
("Перевертень", В. Хлебников) |
Город энергий в игре не дорог.
Утро, вворк - и кровь во рту.
Умереть. Убор гробу-терему,
Иноки, жуть и тужьи кони.
Опели они чинно и лепо;
Церковь гуденья недуг в окрест -
И толп ужин, и нижу плоти
Зубра, и мумм, и арбуз.
И ловит жена манеж "Тиволи",
И жокей так снежен скатье кожи;
А ты, могилка, как лик, омыта:
Тюлий витер ретив и лют.
(Илья Сельвинский,
1926) |
ПАМФЛЕТ - публицистическое
произведение на злободневную тему, написанное с целью
социально-политического обличения. Памфлет тесно связан с
сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В.
Маяковский).
ПАНЕГИРИК
(греч.
panegyrikos logos - похвальная публичная речь) – хвалебная
торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам,
городам, чувствам и т.д. Сродни оде.
ПАНТОРИМ – стих , в котором все
слова рифмуются между собой. "Сорвано, уложено, сколото -
чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий). Подробней см.
Панторифма.
Опьяняет смелый
бег,
Овевает белый
снег,
Режут шумы
тишину,
Нежат думы про
весну.
(В.
Брюсов)
ПАРАБОЛА (греч. parabole –
сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип
художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»,
Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ -
тождественное или
сходное расположение элементов речи в смежных частях текста,
создающих единый поэтический образ.
В синем море волны
плещут.
Мчаться тучи, вьются
тучи...
В синем небе звезды
блещут.
(М.Ю.
Лермонтов)
(А. С. Пушкин)
Параллелизм может быть,
как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
ПАРАФРАЗА
(греч.
paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими
словами.
ПАРОДИЯ
(греч.
parodia –
перепев) –
жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то
или чему-то; высмеивание стилистических и
других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на
утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии
встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на
стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский,
И.Крылов, Д.Минаев, В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской
современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов
(1936-1996).
ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова,
близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк
– банка, база – базис, штопать – штопор…).
Паронимия –
стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил,
отдушина – задушена, граблю – грабли…).
На паронимии часто строятся
каламбуры и скороговорки: Коля колет колья.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный
синтаксический прием интонационного деления предложения на
самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные
предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г.
Антокольский).
ПАСКВИЛЬ
–
сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее
кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб,
что не даёт оснований относить его к литературному жанру.
ПАСТОРАЛЬ (лат. pastoralis -
пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы
14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с
идиллическим мировосприятием.
ПАУЗА
(греч.
pausis –
остановка)
–
небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и
ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также
внутренние (цезура) и конечные паузы.
ПЕГАС (греч. –
бурное
течение) - в
греческой мифологии волшебный крылатый конь, родившийся из туловища убитой
Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон
возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты.
Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»).
ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного
стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором
первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр
представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце
стиха. Схема: ---//---.
В чистом виде пентаметр не
употреблялся.
ПЕНТОН
(пятисложник)
– стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге ( - ).
Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных
песнях. Рифма, как правило, отсутствует.
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты
не пой, косарь,
Про
широку степь!
(А.В.
Кольцов)
ПЕОН
–
четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя
безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы
приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- ,
2-й( - ), 3-й(-) и 4-й слог стопы (
-). Пеоны достаточно редки
в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и
хорея.
Спите
полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета
красоты, Близ путей заезженных взращённые
творцом, Смятые невидевшим тяжёлым
колесом
(К.Д. Бальмонт) |
Не думай о
секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное,
- Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения,
мгновения.
(Р.
Рождественский) |
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА - самый
распространённый способ чередования рифм
в строфе, при котором строки рифмуются через одну
(АВАB).
О, есть неповторимые
слова,
Кто их сказал – истратил слишком
много,
Неистощима только
синева
Небесная и милосердье
Бога.
(А.
Ахматова)
ПЕРЕНОС
(франц. enjambement -
перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и
членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха
или полустишия сильнее, чем в его конце.
Выходит Пётр. Его
глаза
Сияют. Лик его
ужасен.
Движенья быстры. Он
прекрасен,
Он весь, как божия
гроза.
(А.
С.
Пушкин)
ПЕРИФРАЗА
(греч.
periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена
одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь
зверей» — вместо «лев»).
ПЕСНЯ - стихотворное и
музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные
на музыку.
ПИРРИХИЙ - стопа из двух
кратких (в античном стихосложении) или двух безударных
(силлабо-тоника) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения
на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
(А.С.
Пушкин)
ПЛАГИАТ
(лат.
plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или
незаконное опубликование чужого произведения под своим именем,
присвоение авторства и нарушение авторских прав.
ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos -
излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты
высказывания, а иногда и для стилистической выразительности.
Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове
«автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп",
"сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.
ПОВЕСТЬ – жанр прозы
небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием
интриги. Главный герой описывается в рамках немногих
событий.
ПОГОВОРКА -
устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо
жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена
поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на
неделе»…)
ПОЛИМЕТРИЯ - сочетание в одном
(обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков,
написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко,
романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).
ПОЛУСТИШИЕ
– часть
стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный
уголок…», А.С. Пушкин.)
ПОСЛОВИЦА
– народный афоризм;
краткое образное народное изречение с поучительным смыслом.
Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк
сверчок знай свой шесток).
ПОЭЗИЯ
-
стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова;
произведение в стихах в отличие от художественной прозы
."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кольридж)."Поэзия есть
то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке"
(Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая
художественная литература в отличие от
нехудожественной.
ПОЭМА – поэтический жанр
большого объёма на историческую, героическую или лирическую тему. В
древности и средние века - монументальный героический эпос
лироэпического плана, основные черты которого - патетика,
героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о
Роланде»…).
ПОЭТИКА (от греч. poietike -
поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел
теории литературы, изучающий строение художественных произведений и
систему средств выражения в них.
ПРИБАУТКА – забавная рифмованная
поговорка шуточного характера в русском фольклоре.
Ай, дуду, дуду,
дуду!
Потерял мужик
дугу.
Шарил, шарил - не
нашёл,
Сам заплакал и
пошёл.
ПРИПЕВ (рефрен)
– часть
песни, повторяемая после каждого её куплета.
ПРИТЧА – небольшой
рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической
форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.
ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos -
наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги,
союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову,
вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова
произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…).
Противоположность энклитике.
ПРОЛОГ (от греч. prologos -
вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая
основное действие или разъясняющая художественный
замысел.
ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia -
ударение, припев) - раздел
стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и
безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют
стихосложение.
ПРОСТОРЕЧИЕ -
речь
малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от
литературной нормы («захочем» вместо «захотим»,
«ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).
ПСЕВДОНИМ (греч.pseudos - вымысел, ложь и
onyma – имя) – условная
подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя
(автоним).
ПЯТИСЛОЖНИК
-
см. Пентон.
ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из
пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих
дней,
О южные горы, отторгнут от
вас,
Чтоб вечно их помнить, там
надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны
моей,
Люблю я
Кавказ.
(М.Ю.
Лермонтов)
|