рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | С.А.Есенин | В.Брюсов | М.Цветаева | М.И.Алигер |

Рифма к слову «таскотню»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

Словарь поэтических терминов в примерах

П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу. Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш). Палиндромом может быть как слово, так и целая фраза или даже стихи, которые одинаково читаются слева направо, и наоборот.  Слова-палиндромы известны многим: казак, дед, шалаш, ротатор, наворован, комок, потоп, заказ, тут, летел, кабак, ищи, мадам...
Наиболее известным из палиндромов-фраз является классический перевертень "А роза упала на лапу Азора" А.А. Фета.  Классикой жанра стали и многие другие палиндромы: Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин), Аргентина манит негра (М. Булгаков), А луна канула (А. Вознесенский), Кит на море романтик; Торт с кофе - не фокстрот; Не гни папин ген; Лёша на полке клопа нашёл; И любит Сева вестибюли; Уж редко рукою окурок держу; Удавы рвали лавры в аду; А муза - раба разума?

Cовременных удачных палиндромов, невзирая на их огромное количество,  не так уж и много. Вот некоторые из них:
Муза! Ранясь шилом опыта,
ты помолишься на разум
(Д. Авалиани), Нам боги много дали - лад, огонь, миг, обман (некто Фома Рифмачёв).
А щи - пища?
 ||    Я и ты - база бытия.  ||  Яд ем  как мед я!  ||  Иди, Сеня, не сиди!  ||  Йог Антип спит нагой!  || Весна - шанс Ев!  ||
Гори, печурка, - круче пирог!  
||  Тут хорош сыр, крыс шорох тут.  ||  Ох и тихо!

Суперпалиндром - палиндром в виде таблицы; слово или фраза одинаково читаются по горизонтали и по вертикали в любом направлении. В виде квадрата написан по-латыни один из самых древних (IV в.) из известных палиндромов "Sator Apero tenet opera rotas", которому приписывали магические свойства, защищающие от злых духов. Фраза переводится как "Сеятель Арепо с трудом держит колёса".

 

                      S   A   T   O   R
                      A   R   E   P   O
    
                  E   N   E   T
    
                   P   E   R   A
   
 
                  O   T   A   S

     М И Р
     И Л И
     Р И М

 "Сеятель Арепо с трудом держит колёса"

Мир или Рим

Стихи из палиндромов - палиндромоны - относятся к экспериментальной поэзии.
Такие стихи, как правило, без рифм или построены на ассонансах, так как рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно сложно.

В России палиндромоны известны ещё ещё с 17 века. Тогда их называли не иначе, как "рачьи стихи" и слагать их было в большой моде.

Аки лев и та мати велика.
Аки лот и та мати толика.

Наибольшей популярностью палиндромоны пользовались в начале прошлого века у поэтов-модернистов, наиболее видным из которых является Велимир Хлебников. Результатом его опытов с палиндромической поэзией стало стихотворение "Перевертень" и целая поэма - "Разин".

 

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. - Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
               ("Перевертень", В. Хлебников)
Город энергий в игре не дорог.
Утро, вворк - и кровь во рту.
Умереть. Убор гробу-терему,
Иноки, жуть и тужьи кони.

Опели они чинно и лепо;
Церковь гуденья недуг в окрест -
И толп ужин, и нижу плоти
Зубра, и мумм, и арбуз.

И ловит жена манеж "Тиволи",
И жокей так снежен скатье кожи;
А ты, могилка, как лик, омыта:
Тюлий витер ретив и лют.
    (Илья Сельвинский, 1926)

ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение на злободневную тему, написанное  с целью социально-политического обличения. Памфлет  тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).

ПАНЕГИРИК
реч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.
 

ПАНТОРИМ  – стих , в котором все слова рифмуются между собой. "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий). Подробней см. Панторифма.

               Опьяняет  смелый  бег,
               Овевает     белый   снег,
               Режут  шумы   тишину,
               Нежат  думы про весну.
                                          (В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

                В синем море волны плещут.                        Мчаться тучи, вьются тучи...
                В синем небе звезды блещут.                                              (М.Ю. Лермонтов)
                                                (А. С. Пушкин)      

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.


ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то; высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский, И.Крылов, Д.Минаев, В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).


ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…).
На паронимии часто строятся каламбуры и скороговорки:

                                                                                    Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения  («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПАСКВИЛЬ сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.


ПАСТОРАЛЬ
(лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.


ПАУЗА
(греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.



ПЕГАС
(греч.  – бурное течение) - в греческой мифологии волшебный крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»).

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема:
---//---
В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН
(пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге ( - ). Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

               Не шуми ты, рожь,
               Спелым колосом!
               Ты не пой, косарь,
               Про широку степь!

                                (А.В. Кольцов)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м  ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- , 2-й( - ), 3-й(-) и 4-й слог стопы ( -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
 

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
                                          (К.Д. Бальмонт)
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.                                             (Р. Рождественский)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА  - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

         О, есть неповторимые слова,
         Кто их сказал – истратил слишком много,
         Неистощима только синева
         Небесная и милосердье Бога.
                                               (А. Ахматова)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

            Выходит Пётр. Его глаза
            Сияют. Лик его ужасен.
            Движенья быстры. Он прекрасен,
            Он весь, как божия гроза.
                                       (А. С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЕСНЯ
- стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.


ПИРРИХИЙ
-  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

            Три девицы под окном
            Пряли поздно вечерком…
                                  (А.С. Пушкин)

ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.


ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.


ПОВЕСТ
Ь – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.

ПОГОВОРКА  -  устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)

ПОЛИМЕТРИЯ 
- сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).


ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А.С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с  поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).


ПОЭЗИЯ
- стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной  прозы ."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кольридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.
 

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую, героическую или лирическую тему. В древности и средние века - монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

            Ай, дуду, дуду, дуду!
            Потерял мужик дугу.
            Шарил, шарил - не нашёл,
            Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ (рефрен) – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой  рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.


ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова  произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.


ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.


ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют стихосложение.

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы («захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).

ПСЕВДОНИМ
(греч.pseudos - вымысел, ложь и onyma – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).


ПЯТИСЛОЖНИК -
см. Пентон.

ПЯТИСТИШИЕ
(квинтет) – строфа из пяти стихов.

          Хотя я судьбой на заре моих дней,
          О южные горы, отторгнут от вас,
          Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
          Как сладкую песню отчизны моей,
          Люблю я Кавказ.
                                      (М.Ю. Лермонтов)

<<< Назад    Дальше  >>>


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.