Д
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец) – трёхсложная
стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема
«- ».
В
рабстве спасённое
Сердце народное
- Золото,
золото Сердце
народное!
(Н.А.
Некрасов)
ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух
стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в
силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную
строфу – это строфическое двустишие.
Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
Дано мне тело - что мне делать с
ним,
Таким единым и таким
моим?
За радость тихую дышать и
жить Кого, скажите, мне
благодарить? (Осип
Мандельштам)
Нестрофические
двустишия входят в состав более сложных строф и
определяются по смежному способу рифмовки.
В мире как в море: не спят
рыбаки,
Сети готовят и ладят
крючки.
В сети ли ночи, на удочку
дня
Скоро ли время поймает
меня?
(Расул Гамзатов
)
ДИАЛЕКТ (греч.
dialektos - говор, наречие) - разновидность языка определенной
социальной или территориальной группы людей.
ДИВАН –
восточное название сборника стихов одного
поэта, расположенных в определённой
последовательности.
ДИСТИХ
– строфа их двух стихов. См.
двустишие.
Вечером
синим, вечером лунным Был я
когда-то красивым и
юным.
(С.
Есенин)
ДЕВЯТИСТИШИЕ
(нона) - сложная строфа из 9
стихов.
Отворите
мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую
девицу. Черногривого коня. Дайте раз пор синю
полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и
волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе
мне...
(М.В.
Лермонтов)
ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) -
сложная строфа из 10
стихов.
О вы, которых
ожидает
Отечество от недр
своих
И видеть таковых
желает,
Каких зовёт от стран
чужих,
О ваши дни
благословенны!
Дерзайте ныне
ободренны
Раченьем вашим
показать,
Что может собственных
Платонов
И быстрых разумов
Невтонов
Российская земля рождать
(М.В.
Ломоносов)
ДИПИРРИХИЙ -
двойной пиррихий. Устаревший термин.
ДИССОНАНС (лат. dissono -
нестройно звучу) – сочетание слов с различной ударной гласной.
При этом остальные звуки могут совпадать. Сродни
консонансу. Ворот
– верит, розовый – разовый, норов
– коммунаров, тающий - млеющий…
ДИФИРАМБ -
первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее
литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер,
Гердер). В переносном смысле – чрезмерная похвала.
Цветов! огня! вина и
кастаньет! Пусть блещет "да"! Пусть
онемеет "нет"! Пусть рассмеется
дерзновенное! Живи, пока живешь! Спеши,
спеши Любить, ловить
мгновенное! Пусть жизнь за счастье сдачи
даст гроши, - Что толку в том, когда все -
тленное?! Пей! хохочи! танцуй!
смеши!
(И.
Северянин)
ДОЛЬНИК -
промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим
стихосложением; стих, в котором объём
безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах
1-2 слогов. Термин ввёл в обиход В. Брюсов в 1918
году.
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она
тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в
меха.
(А.А. Ахматова) |
Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты. Старушке зевнулось. По окнам
огни Прошли в те дальние
комнаты.
(А. Фет) |
ДОЛЯ (или такт) - сочетание сильных и слабых
мест; единица соизмеримости стихов в
размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой
тоникой.
ДРАМА
(греч. drama -
действие) - литературное произведение с серьёзным сюжетом,
написанное в диалогической форме. В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма
изображает преимущественно частную жизнь человека в его
остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница»
А. Островского, «На дне» М. Горького). Яркие представители: Эсхил,
Софокл, В. Шекспир, Мольер, Шиллер, Ибсен, Б. Шоу, Н. В.
Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький и др. Трагическое
начало присуще исторической драме.
|