Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
ЭВФЕМИЗМ
(греч. euphemismos, от
eu –
хорошо, phemi
– говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или
выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» -
«готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный», и т.п.).
ЭЗОПОВ ЯЗЫК
(назван по имени
древнегреческого баснописца Эзопа) – речь, изобилующая
иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого
смысла. Традиционные иносказательные приёмы: аллегория, ирония,
аллюзия, перифраз.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СТИХ(экзотический стих) –
оригинальный стих, построенный на нетрадиционных способах рифмовки,
построения строф и т.п. К таким стихам относятся панторифмы,
палиндромы, моноримы, фигурные стихи и пр.Подробнее...
ЭКЛОГА (греч. ekloge - отбор)
- разновидность идиллии; стихотворение на тему из пастушеской жизни,
написанное в форме разговора. ЭКСПОЗИЦИЯ
( лат. expositio -
выставление напоказ, изложение) –
вступительная часть в произведении с изображением персонажей и
обстоятельств.
ЭКСПРОМТ
(лат. expromptus -
готовый) – небольшое стихотворение, созданное без подготовки;
импровизация.
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ
- специфическая
метрическая форма древнегреческой элегии - изначально скорбной
песни, оплакивания усопших под аккомпанемент флейты. Элегический
дистих состоял из двух стихов:гекзаметра
и пентаметра. Элегическим стихом также писались
эпиграммы и некоторые виды эпоса.
ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи
подразумеваемого слова, которое можно восстановить из
контекста.
День в тёмную ночь
влюблён,
В
зиму весна
влюблена, Жизнь – в
смерть…
А ты?...
Ты в меня! (Г.
Гейне)
ЭМФАЗА
(греч. emphasis –
указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение
части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и
т. п. («Я это вам говорю»).
ЭНКЛИТИКА (греч. enklitikos - наклоняющийся назад) - безударное слово,
фонетически примыкающее к предшествующему ударному («куда же
вы?»,
«я ли»…). Противопоставляется проклитике.
ЭПИГОНСТВО(греч.
epigonoi –
родившиеся после) – механическое,
лишённое творчества подражание чему-то;
традиционным художественным приемам какого-либо направления или
стиля; желание угодить существующим вкусам
или моде любой ценой.
Полу-мудрец,
полу-невежда, Полу-подлец, но есть
надежда, Что будет полным
наконец.
(А.С. Пушкин)
Пия
душистый сок цветочка,
Пчела даёт нам сок взамен; Хотя твой лоб -пустая бочка,
Но всё же ты не Диоген. (Козьма
Прутков)
Довольно из твоих мы грома слышим уст; Шумишь, как барабан, но также ты и пуст. (В.И.Майков)
ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe
- надпись) - цитата,
изречение, пословица, помещаемые автором
перед текстом всего произведения или его части. Эпиграф поясняет
основную идею произведения. («Мне
отмщение, и Аз воздам» - из Библии, эпиграф к роману Л.Н.
Толстого «Анна Каренина»).
ЭПИЗОД
(греч. epeisodion - вставка) – часть художественного
произведения, относительно самостоятельная единица его действия.
ЭПИЛОГ – заключительная часть
произведения.
ЭПИСТОЛА(послание)
– литературное произведение в форме письма к реальному или
фиктивному лицу. Устаревший жанр.
Я помню чудное
мгновенье! Передо мной явилась
ты, Как мимолётное
виденье, Как гений чистой
красоты. (А.С.
Пушкин)
ЭПИТАФИЯ (греч. epitaphios -
надгробный) - надгробная надпись, главным образом
стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным
жанром панегирического (эпоха классицизма) или, подобно
эпиграмме, сатирического содержания.
Здесь Пушкин
погребён; он с музой молодою, С
любовью, леностью провёл весёлый век, Не делал доброго,
однако ж был
душою,
Ей-богу, добрый
человек. (А.С.
Пушкин)
ЭПИФОРА(греч.
epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная
анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры
(повтор последних звуков).
Вот на
берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С.
Пушкин)
ЭПОПЕЯ (греч. epos – слово и poieo -
творю) - крупное произведение эпического жанра, повествующее о
значительных исторических событиях. Эпопеи Гомера. Л. Толстой «Война
и мир».
ЭПОС(греч.
epos - слово, повествование) - произведения
народного творчества, повествующие о прошлых событиях: героические
сказания, народные предания, былины, песни.
ЭССЕ
(франц. essai - опыт, набросок) - прозаическое сочинение
небольшого объёма с непринуждённым изложением на частную тему,
трактуемую субъективно и обычно неполно. Основатель жанра -Мишель Монтень. ЯМБ-
двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее
употребительная стопа русского стиха. Схема «-».
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку
занемог, Он
уважать себя заставил И лучше выдумать не
мог.
(А.С.
Пушкин)
Происхождение
ямбов Слово "ямб" (от греч. iambos) произошло от имени
мифической Ямбы - дочери бога лесов и рощ Пана и нимфы Эхо. Ямба
была служанкой у элевсинского царя Келея м его царицы Метаниры. Как
гласит гомеровский гимн, Ямба непристойными шутками рассмешила
Деметру - богиню плодородия и земледелия, скорбящую по своей дочери
Персефоне, похищенной Аидом - владыкой подземного мира. Из имени
Ямбы греками был выведен стихотворный размер - ямб, который
первоначально применялся для стихотворных шуток и насмешек. Само
слово "ямб" тогда ассоциировалось с несерьёзным и шуточными стихами.
Ямбический стих состоял у греков из ямбических диподий (два ямба
вместе), которые образовывали собой т.н. "ямбический триметр" (в
современном понимании - шестистопный ямб). Ямбическая поэзия была
слабо развита в античной Греции. Её основоположником считается
Архилох - автор первого древнегреческого лирического произведения (а
соответственно, и всей греческой литературы), написанного 6 апреля
648 года до н.э. по случаю затмения солнца. Архилоха часто
сравнивали с Гомером, а его ямбы были у всех на устах. Пример
архилоховских ямбов:
Сердце, сердце!
Грозным строем встали беды пред
тобой: Ободрись и встреть ихгрудью, и
ударим на врагов! Пусть везде кругом засады, -
твёрдо стой, не трепещи. Победишь - своей
победы напоказ не выставляй; Победят - не
огорчайся, запершись в дому, не плачь! В меру
радуйся удаче, в меру в бедствиях
горюй; Познавай тот ритм, что в жизни
человеческой сокрыт.
(перевод
Вересаева)