РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с
частями двух или даже трёх слов.
Сродни составной рифме, но более усложнённая.
Солнце - сон целое, судорог -
разнесу дорог, раб расти - храбрости,
тех, кто рушаещееся - архитектор, шёпот
- хорошо под, за сто и - глазастые...(В.
Маяковский)
Также см.
составная рифма
Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
(Фёдор
Сологуб)
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА
– рифма, состоящая из слов с ударением на
различных слогах от конца:
вдребезги - ни зги, волны - полны...
Молодой
человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
(В. Маяковский) |
Стихи с разноударными рифмами часто используются в
фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы
мелодически:
небе
– себе, ночи – молчи,
сидит – ходит, трава
– снова, просил – бросил,
я – красивая…
"Молодость моя - Белоруссия..."
РАССЕЧЁННАЯ РИФМА
– рифмосочетание слов, основанное на
внутрисловном переносе:
последнее cлово в строке
"разрывается" и переносится в следующую строку.
зна(мя) - казна,
живуч ям(б) - созвучьям, нигде -
приведе(ние), ксива - красивы(ми),
палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...
Редким, но весьма
интересным является вариант рассечённой рифмы, состоящий
из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово
зарифмовано по частям и с первым, и со вторым (объединённая
рифма).
Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп-
раки -
нут..."
(В. Маяковский) |
А кто до того к
подписям привык,
что снова к
скале полез,-
у этого всегда
закрывается лик-
без.
(В. Маяковский) |
Раскланялись все, осклабились враз;
кто басом фразу, кто в дискант дьячком.
- С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праз-
нич-
ком!
(В.
Маяковский) |
РИФМА С ПЕРЕСТАНОВКОЙ
- см. Рифма с
чередованием.
РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА - рифмы,
образуемые словами, клаузулы которых совпадают только
в начале. К рифмам дальней степени родства относятся
ассонансные рифмы, конфликтные рифмы, корневые рифмы и
пр.
РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ
– рифмосочетание
слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается
согласная, чаще сразу после ударной гласной.
Противоположность рифме с выпадением.
Медь – сельдь, брег
- поверг, год - лорд, литры
- фильтры, вас – вальс,
клетка – студентка, радугой
- играть дугой...
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М.В.
Ломоносов) |
|
РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ
- противоположность рифме с вклинением.
Зонтика
– экзотика, горе – двое,
отвёртка – уборка, пусть
- путь…
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева)
|
Не
за силу, не за качество
Золотых твоих волос
Сердце враз однажды начисто
От других оторвалось.
(Н. Асеев) |
РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
(перестановкой)
- рифма, в составе которой согласные звуки или
даже части слова чередуются между собой, создавая
иллюзию звукового сходства. Ксерокс – вереск,
рифма - нимфа, юрта - утро,
алиби – грабили, Карла - крала,
прут- труп, схема - смеха, пёстрый
– разношёрстый, прискорбно – подробно…
См. также
Переставленная
рифма
РОДНАЯ РИФМА
- точная рифма, наиболее созвучная на слух.
К родным рифмам
относятся:
- рифмы с полным
совпадением клаузул:
Пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…
-
объективные акустические рифмы: готово -
стального, конечно - успешно…
- рифмы с одинаковой гласицей: лето - карета, новый – подковой, узел -
контузил… (см. Гласица).
Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А.
Фет)
Классификация рифм по звучанию и родственным отношениям
СВЯЗУЮЩАЯ РИФМА
– словарная разновидность рифмы;
двухсложная или трёхсложная рифма,
состоящая из первичного рифмента(корня),
гласицы и
фиксирующей согласной. Рифмотипы:
«ОХОХ»(1 уровень)
и «ОХОХО»(2 уровень). Ужин - дюжин, могучий -
гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет
- бредят, впрочем - пророчим, синий - иней, пробуя -
особая, повар - говор, рынок- финик, серые - веруя,
повешен - черешен, охать - похоть...
Голос – боролась
– гладиолус – полис – полюс - мусолясь.
Связующие рифмы объединяют в себе слова различных частей речи, группы слов из
различных семейств и сами слова в разных грамматических
формах. Например:
Палата (сущ.) Печатать
(глаг.) Заклятый (прилаг.)
Палатой – печатай
– заклятый.
Здесь в связующей рифме
объединены части речи. Следующий пример демонстрирует
объединение различных групп существительных:
Корона, операционная,
влюблённый, ладонь, беззаконие, посторонний, колония.
Короной – операционной
- влюблённый - ладоней – беззаконий
- посторонний – колоний.
Различные группы глаголов:
Ходить, верховодить.
Ходят - верховодит. Ходите – верховодите.
В русском языке 720
наименований связующих рифм.
Классификация рифм по происхождению
Что ты ржёшь,
мой конь ретивый,
Что ты шею
опустил,
Не потряхиваешь
гривой,
Не грызёшь
своих удил? |
Я вас любил:
любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем |
(А.
С. Пушкин) |
СЕМИСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма из слов с ударением на
седьмом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма. В
поэтической практике не применяется.
Рассекречивающиеся
– увековечивающиеся, выгравированные - выдрессированные,
оглядывающиеся - отгадывающиеся, вырисовывающимися
- разочаровывающимися...
Ветви тёмным балдахином свешивающиеся,
Шумы речки с дальней песней
смешивающиеся...
(В.Брюсов)
СКВОЗНАЯ РИФМА -
рифма, проходящая через всё
стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.
Ещё примеры...
АНГЕЛ
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
"Прости, - он рек, - тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал.
(А.С. Пушкин) |
СЛОЖНАЯ РИФМА
– многосложная рифма из
слов, основная грамматическая форма которых имеет, как
минимум, три послеударных слога с фиксирующей согласной.
Разв/едывать,
тр/уженик,
б/абочка,
м/изерный,
п/окатом,
ск/азывать,
обор/удование…
Дополнительный пример: маленький и
черёмух|ам. Слово «черёмухам» также, как и «маленький»
имеет 3 слога, однако может быть и двухсложным – «черёмух»,
поэтому относится к связующими рифмам (ОМ●Х),
а «маленький» - к сложным рифмам. Клаузулы
сложных рифм, как правило, совпадают:
Мелочный
– отделочный, важничать - бродяжничать,
вдовушка – коровушка…
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
"Будешь счастлив,
Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи"
(А.Н. Некрасов)
Категория «сложные рифмы»
является словарной и важна для понимания организационной
структуры рифм в словаре.
СЛОГОРИФМА – созвучие слогов в различных
словах в стихе или соседних стихах; совпадение частей
слов как первый признак звукового тождества. "Слог -
единица низшей рифмы" (Б.Томашевский). Слогорифмы
наиболее созвучны, если приходятся на ударные позиции в
словах. В примере ниже, кроме основной рифмы «царица-девица»,
есть ещё две слогорифмы: кабы
– я была (абы-ябы),
царица – говорит
(ри-ри)
Кабы я была царица,
-
Говорит одна
девица...
(А.С.
Пушкин)
СЛУЧАЙНАЯ РИФМА – см. авторифма.
СМЕЖНАЯ РИФМА
- разновидность рифмы по
взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном
способе рифмовки ААВВ.
Всю жизнь хотел я быть, как все,
(Б. Пастернак)
|