Адаптация
текста - Владимир Онуфриев |
Материал подаётся в сокращённом виде |
Зри в корень! (Козьма Прутков) |
§1.
РИФМА. КЛАУЗУЛА. КЛАССИФИКАЦИИ РИФМЫ
Слово «рифма» означает стройность и соразмерность, и произошло от
греческого «rhythmos», имеющего тот же корень, что и
слово "ритм". Рифма – созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их
единства и родства. Маяковский отмечал её смысловое значение: «она
возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну
мысль держаться вместе». Выступая в организационном качестве, рифма
акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие
возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.
Открылась бездна, звёзд
полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.
(М. Ломоносов) √
В
русском языке, как и у большинства народов мира, рифма располагается на концах
стихов. Основой любой рифмы является ударение, и теоретически все слова могут
рифмоваться. Практически, из ста тысяч словарных единиц не имеют рифм всего
несколько сотен слов. Однако одной ударной гласной недостаточно для образования
рифмы, хотя есть и такие случаи (см. §2).
Рифма – «это хорошая плеть со свинцом на конце, которая вас бьет и заставляет
вздрагивать»
(В.
Маяковский). Подробней о рифме
КЛАУЗУЛА (лат. clausula
- заключение, концовка) – ритмическое окончание слова, начиная от ударной
гласной и до его конца: любимый, кораблик,
задраивать, поздно…
С помощью клаузулы можно подобрать точную рифму к большинству слов.
Точка – дочка (клаузула ОЧКА); сильный – обильный
(ИЛЬНЫЙ); груз - туз (УЗ).
Если сама рифма существует только в нашем сознании, то клаузула
представляет собой её, как бы, видимый вариант, хотя и не всегда. Есть также
исключения, когда наличие общей клаузулы у слов не означает рифму (см.
Графическая рифма). Подробней о клаузуле в §8.
Рифма состоит из двух
слов, каждое из которых выполняет свои функции. Первое слово называется
пассивным, второе – активным.
Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент
незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием
гармоничной развязки.
Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением
заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение
законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким
образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором
активном слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать
(приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый
стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное
ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в
самой природе поэзии.
Если рифма состоит из нескольких слов (более двух), то и активных
слов может быть несколько. В дальнейшем понятия пассивное и активное
слово
будут рассматриваться как последовательность слов в рифме.
Если слова созвучны
между собой, то говорят, что они рифмуются. На самом деле рифмуются
не слова и даже не звуки внутри слов (и тем более не буквы), а фонемы и их
комбинации. Фонема является самой мелкой единицей языка и представляет
собой наиболее точную реализацию звука. Так, в русском языке - 5 гласных и
34 согласных фонемы. Дабы сделать данную теоретическую часть максимально краткой
и понятной, в ней рассматриваются только буквы и звуки. К тому же, весь
излагаемый материал является приложением и пояснением к словарю, а организующей
единицей любого словаря является буква.
РИФМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ:
1.
По происхождению и расположению в словаре
2.
По объёму (количеству слогов).
3.
По звучанию и родственным отношениям.
4.
По ощущению.
5. По положению в стихе.
5. По положению в строфе.
6.
По дополнительным признакам.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
Эта словарная классификация наиболее
важна, так как все последующие классификации так или иначе зависят от
происхождения конкретных рифм. Подробно об этом в §2. Все рифмы по происхождению
делятся на базовые и окончательные.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ
БАЗОВЫЕ РИФМЫ
1. Гласные рифмы 1. Мультирифмы и переходные рифмы
2. Согласные рифмы 2. Связующие рифмы
3. Обособленные рифмы
4. Сложные рифмы и псевдорифмы
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ОБЪЁМУ
(количество слогов, начиная с ударного)
Односложная рифма (1 слог) Она
же – мужская. Кот - лот, сны – ясны...
Двухсложная рифма (2 слога) Она же - женская. Белый - смелый, воры -
горы…
Трёхсложная рифма (3 слога) Трение – забвение, суженый – простуженный…
Четырёхсложная рифма (4 слога) Оприходованный – изуродованный...
Пятисложная (5 слогов) – тиражирование – цитирование...
Шестисложная (6 слогов) – председательствующие -
благожелательствующие...
Семисложная (7 слогов) - рассекречивающиеся -
увековечивающиеся...
Второе название трёхсложных рифм – дактилические, четырёхсложных и
пятисложных – гипердактилические, шести – и семисложных –
супергипердактилические.
Все мужские (односложные) рифмы - по характеру звучания отрывисты и
ритмически более чётки. Женские (двухсложные ) - более плавны и мелодичны. Это
подсознательно понимали ещё наши далёкие предки:
издавна мужчин называли короткими односложными именами, а женщин протяжными
двусложными и более.
Как правило, чем меньше слово
имеет послеударных слогов, тем больше рифм оно имеет. Хотя и здесь есть
исключения (см. Статистика § 16). Односложные и
двухсложные рифмы наиболее многочисленными и популярными в
стихосложении. Широко распространёнными являются также трёхсложные рифмы.
Многосложные рифмы употребляются редко.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ И ЗВУЧАНИЮ
Традиционно по звучанию
все рифмы делятся на ТОЧНЫЕ и ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ.
Однако совершенно очевидно, что таких расплывчатых понятий, как
"точная рифма" и "приблизительная рифма", явно
недостаточно для систематизации рифмующихся слов и, тем
более, для организации их в словаре рифм, так как степень
"точности" и "приблизительности" рифмующихся между собой слов
может быть различна. Дифференцировать рифмующиеся слова по степени их
звукового сходства и определить чёткие границы внутри таких
рифм и призвана классификация по родственным отношениям, основой которой
является фонетическое происхождение каждой конкретной рифмы.
1. Родные рифмы
(богатые, глубокие, абсолютные)
2. Двоюродные рифмы (твёрдо-мягкие, омофонические)
3. Приёмные рифмы (неравносложные рифмы, рифмы с вклинением и
чередованием)
4. Дружественные рифмы (псевдорифмы)
5. Рифмы дальней степени родства (конфликтные)
6. Инородные рифмы (ассонансные, предударные и пр.)
К точным рифмам относятся родные рифмы, к приблизительным - все
остальные. Почти все приблизительные рифмы также относятся к АССОНАНСНЫМ
рифмам (см. далее). В перечне ниже рифмы расположены по степени точности: от
самых точных до наиболее отдалённых по звуковому сходству.
1. К родным рифмам относятся точные рифмы:
- с полным совпадением клаузул: Пасть
- масть, сок – обмок, клей – смелей…
(исключение: Графические рифмы, см. далее)
Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)
- акустические рифмы: готово - стального,
конечно
- успешно… (см. акустические рифмы)
- рифмы с адекватной гласицей: лето - карета,
новый – подковой,
узел - контузил… (о гласице см.§5).
Древний город словно вымер,
Старен мой приезд
На рекой своей Владимир
Поднял чёрный крест.
(А. Ахматова)
Также, см. Особенности родных и двоюродных рифм § 13.
- с совпадением клаузул и предударных звуков (богатая рифма)
- с совпадением клаузул и предударных слогов (глубокая
рифма)
Раб - краб, чары - янычары, друг - вдруг,
дядья - бадья, вода - провода,
бывать
– забывать…
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру
неведомый ему…
(Н.А. Некрасов)
Богатые и глубокие рифмы
являются наиболее точными созвучиями из родных рифм.
Если слова идентичных по своему составу от начала и до конца и различны
только ударные гласные (мягкая и твёрдая) – это абсолютные рифмы. Таких
рифм чрезвычайно мало: cлог –
слёг, вяленный – валенный, мыло - мило,
забыть – забить, метр – мэтр, грозы –
грёзы, томный - тёмный…
3. К двоюродным относятся рифмы, в словах которых
наблюдаются незначительные расхождения в их клаузулах -
противостояние
глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофоны) или твёрдых и
мягких звуков.
Так, слово "красный"
имеет точные рифмы, как: громогласный,
всечасный
и пр. Это - точные родные рифмы (полное
совпадение написания и звучания). Слово "красный"
имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный,
ранний, грязный и пр. Однако
степень точности этих слов по отношению к слову "красный"
различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к
родным и в словаре объединены. Слово "грязный"
находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный"
и т.п. и является двоюродной рифмой по отношению к последним.
Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, это родственные
слова в рифме и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину
рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза"
- родная рифма, а "гроза - роса"
- двоюродная. Такие слова также подаются вместе -
сначала родные, затем двоюродные.
К двоюродным относятся и твёрдо-мягкие рифмы:
снов - любовь, стол-боль, бар - гарь,
сани - рано.... Здесь звуковое сходство несколько меньше и слова с
мягкими согласными подаются в отдельных подрифментах сразу за
словами с твёрдыми окончаниями.
Условно к двоюродным рифмам также можно отнести:
- усечённые и надстроечные рифмы
- добавленные рифмы
Такие рифмы состоят из слов с более заметным звуковым
различием в клаузулах и расположенных в различных
рифморядах.
НАДСТРОЕЧНАЯ
РИФМА
– однородная рифма, в котором пассивное (первое) слово заканчивается
на гласную, а активное (второе) на согласную (или две), при равном
количестве слогов: квиты – бритый, ухо -
слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях,
грубо
– дубом, валенки - маленький …
Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
(С. Есенин) |
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише ораторы!
Ваше слово, товарищ
маузер.
( В. Маяковский)
|
УСЕЧЁННАЯ РИФМА – вариант надстроечной рифмы, но только
наоборот: пассивное слово заканчивается на согласную, а активное на
гласную, опять же, при равном количестве слогов.
Тополь – Европа,
стильный –
обильно, кречет – вече,
дальний
- спальня…
Среди надстроечных рифм наиболее распространены пары, где одно из слов –
прилагательное, в котором конечные «й, м, х» (пример: усталый,
усталым, усталых) могут скрадываться при произношении.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М. Лермонтов)
Подробнее о надстроечных и усечённых рифмах см. § 6.
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА имеет место в том
случае, если ударная гласная в одном слове
является последней, а в другом к ней добавляется
ещё согласный звук (чаще глухой), который может скрадываться
(приглушаться) при произношении.
Скажи - зажим, весна - снам, трюмо
– умом, тополям – поля, прочёл
– горячо, капюшон
– хорошо, дарам – пора , прогул
- врагу…
Покосившаяся избёнка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошадёнка,
Заглядевшись в
неласковый пруд.
(С. Есенин)
|
Каждый прогул –
Радость врагу.
А герой труда –
Для буржуев
удар.
(В. Маяковский)
|
ТВЁРДО–МЯГКАЯ
РИФМА – рифма, внутри которой мягкая согласная
противостоит твёрдой:
горы – море, молния – полная, стол
– моль, дыра - моря…
(Твёрдость и мягкость согласных определяется по следующими
за ними гласными или мягким знаком.)
Бренчит частушка, как
медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский) |
Вперёд, заре навстречу,
Товарищи в борьбе!
Штыками и картечью
Проложим путь себе.
(А. Безыменский) |
Может думает обо мне…
Шаганэ ты
моя, Шаганэ.
(С. Есенин) |
Исключением являются
рифмосочетания с шипящими звуками, которые относятся к родным
рифмам:
Невежа – реже, нож - рожь, сдача
– богаче …
Также см. правило рифмы №6, § 13.
4. К приёмным рифмам
относятся рифмы с различием внутри клаузул:
-
рифмы с вклинением и с выпадением;
-
неравносложные рифмы;
-
рифмы с чередованием и перестановкой;
- рифмы с замещением;
-
двоякие рифмы.
РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ. В клаузулу одного из слов вклинивается
согласная, чаще, сразу после ударной гласной.
Медь – сельдь, год - лорд,
литры - фильтры, вас – вальс,
клетка – студентка…
РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ – рифма
противоположная рифме с вклинением.
Зонтика – экзотика, горе
– двое, отвёртка – уборка, пусть
- путь…
Не за силу, не за качество
Золотых
твоих волос
Сердце
враз однажды начисто
От других
оторвалось.
(Н. Асеев)
Уж сколько
их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева)
Рифмы с вклинением можно
трактовать как рифму с выпадением и наоборот. По сути, эти рифмы
представляют собой одну разновидность рифмы. Дополнительно см. § 13
«Особенности родных, двоюродных и приёмных рифм».
РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПЕРЕСТАНОВКОЙ) – рифма, в составе
которой согласные чередуются между собой, создавая иллюзию
сходства.
Ксерокс – вереск, юрта - утро, рифма
- нимфа, алиби – грабили, пёстрый
– разношёрстый, прискорбно – подробно…
ДВОЯКАЯ РИФМА - разновидность
надстроечных (усечённых) рифм . В двоякой рифме слова заканчиваются
на согласные и у одного из слов на одну согласную больше:
грусть – вернусь, старость - парясь,
ложь – дождь, стар – шарф, делать
- смелость …
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет
Жанна Д'Арк
К осаждённому Орлеану.
(М. Светлов)
Подробнее о двояких
рифмах см. §10.
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифмосочетание слов с разным
количеством слогов.
Явор - динозавр (произносится как: динозавор),
репетитор - арбитр (арбитор), нагло
– наголо,
следом – неведомо.
Мал его
радостей тусклый спектр:
Шесть часов
поспать на боку,
Да разве что вор,
портовой инспектор,
Кинет негру цент
на бегу.
(В. Маяковский)
Неравносложные рифмы
применяются крайне редко.
ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА –
вариант псевдорифмы; рифма из похожих
слов, но с различной послеударной согласной. Вечер –
ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…
5. Дружественные рифмы –
рифмы с общими ударными гласными и характерными концовками, но
различными послеударными согласными или слогами. Слова в
таких рифмах не состоят в родственных отношениях друг с другом,
но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм –
трёхсложные и четырёхсложные:
Преданность – уверенность, бабушка
– дубравушка, барышнический – ненавистнический…
К дружественным рифмам относятся все псевдорифмы (подробнее см.
§9)
6. Рифмы дальней степени родства образуются словами,
клаузулы которых совпадают только в начале.
К рифмам дальней степени родства относятся:
- конфликтные рифмы (подробнее см. § 5):
Бензином - машиной, летом
– одетых, виновный - полковник…
В буднях великих
строек,
В весёлом
грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй,
страна героев,
Страна
мечтателей, страна учёных!
(Д’ Актиль)
-
корневые рифмы - рифмы с совпадением только ударных гласных и
последующих согласных. (см. вид и род рифм §3):
Верно – первый, новый – словно,
избы – низко, служба - кружка…
7. Инородные рифмы – слабое созвучие
слов, не оформленных между собой ни родственными, ни
дружественными отношениями. Инородные рифмы состоят из
слов с различным родом рифм (подробнее см.§3) и созвучных
только по общей ударной гласной: слон – слом, корь
- моль.
Иду – зову, вода – луна. Такие
рифмы также относятся к ассонансам.
АССОНАНС – созвучие гласных при полном или частичном
несовпадении согласных. Подобные рифмы широко использовались в
русском фольклоре, а также и поныне применяются, в основном, в
песенном творчестве.
Хвали сено в стогу, а барина в гробу.
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь
моя озарена.
Умру ли я,
ты над могилою
Гори, гори,
моя звезда!
(слова народные)
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА -
наиболее точная из ассонансных рифм с
совпадением ударного звука и предударных звуков или слогов.
Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма
- единственная рифма, в которой клаузулы слов не играют
рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче
- полезный, коробится - коровушка,
присяга- присяду....
В поисках счастья, работы,
гражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
(Р. Рождественский)
Последним звеном в данной иерархии рифм являются диссонансные
рифмы.
ДИССОНАНС (консонанс) – сочетание
слов с различной ударной гласной. При этом остальные звуки могут
совпадать: ворот – верит,
розовый – разовый, норов – коммунаров…
В блеске
зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
(А.А. Блок) |
Инородные
рифмы и диссонансы широкого распространения в русском
стихосложении не получили.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ОЩУЩЕНИЮ
По ощущению рифмы
делятся на графические (рифмы для глаз), акустические (рифмы для
ушей) и графически-акустические (для глаз и для ушей).
ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА совпадает по
написанию, но не совпадает по звучанию. Так как рифма - это, прежде
всего, слуховая гармония, то графическая
рифма является таковой чисто условно и не применяется на
практике.
Большого – немного (ово-ого), срочно
– нарочно (очно-ошно), вечно – конечно
(ечно-ешно)….
АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА различается по
написанию, но совпадает по звучанию:
Грешно – конечно, красавица
– кудрявиться, тоще – бросче,
рыться – злится, существо
– ничего…
Простим угрюмство – разве
это
Сокрытый двигатель его?
Он
весь – дитя добра и света,
Он весь –
свободы торжество!
(А. Блок)
|
Не спится,
няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».-
«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»…
(А. Пушкин) |
К акустической рифме
относится большинство рифм в русском языке от наиболее точных до
приблизительных. Подробнее об акустических рифмах см. §12 .
ГРАФИЧЕСКИ -АКУСТИЧЕСКАЯ
РИФМА совпадает и по написанию и по звучанию:
О, говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
(Аполлон Григорьев)
Основным свойством
графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение
клаузул. К этому типу относятся только родные (точные) рифмы. Вплоть
до 18 века русская поэзия строилась исключительно на таких рифмах.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПОЛОЖЕНИЮ В СТИХЕ.
Начальные, внутренние и конечные рифмы Так, начальная рифма –
первые слова в строках. Наиболее распространённой является конечная
рифма, состоящая из последних слов в строках. Внутренние
рифмы, соответственно, образуются словами внутри стиха.
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
(А. Ахматова)
В данном примере
«был-говорил» внутренняя рифма, «успешно - утешный»
и
«сюда - навсегда» - конечная.
По взаимному расположению рифмующихся строк рифмы также бывают:
смежные, перекрёстные, опоясывающие,
холостые, смешанные, монорифмы, эхо-рифмы...
(Cм. "Справочник по стихосложению",
способы рифмовки).
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ
Открытая рифма – рифма, заканчивающаяся на гласную
(сено-смена).
Закрытая рифма – рифма,
заканчивающаяся на согласную (пух–слух).
Омонимическая рифма - рифма из
омонимов.
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы
вздумали напасть.
(Я. Козловский)
Здесь различный смысл
одинаковых по написанию слов делает их полноценной рифмой. В отличие
от них, тавтологические рифмы
(слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмами
можно назвать с большой натяжкой, и фактически они являются
обычным звуковым повтором - эпифорой.
Вот на берег вышли гости
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А.С. Пушкин)
Разноударные рифмы – рифмы, образуемые словами с ударениями
на различных слогах от конца. Применяются в фольклоре и песенном
жанре, где слова организованы мелодически.
Не-бе – себе, но–чи
– молчи, сидит – хо-дит,
трава – сно-ва, про-сил
– бросил, я – красива-я…
"Молодость моя - Белоруссия..."
Параллельные рифмы – рифмы с
использованием слов одинаковой части речи в одинаковой
грамматической форме.
Играем - страдаем, поэту - свету, птичьем – девичьем.
Пример глагольной рифмы (оба слова - глаголы):
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)
Каламбурные рифмы
(с использованием игры слов).
Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается
(Эмиль Кроткий)
По своей форме каламбурные рифмы
являются составными.
Составные рифмы
– рифмы, образуемые с помощью союзов, частиц , местоимений и
служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их
и т. п.
Небо – мне бы, боже – кто же, неволишь – одно
лишь, все мы - темы, счёты - кто ты…
Составные рифмы всегда были популярны у поэтов благодаря своей
неординарности, свежести и универсальности.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
( М. Лермонтов)
Душно! Без
счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна.
(Н. Некрасов)
Редкой разновидностью составных рифм
являются авторские (оригинальные)
рифмы, составленные не из ограниченного выбора союзов, местоимений и
т.д., а из различных слов и (или) их частей. Авторская рифма даёт
возможность находит рифму к словам, не имеющим её изначально, а
также находить новые и неординарные рифмы. Больший мастером таких
рифм был В. В. Маяковский:
Юноше, обдумывающему житьё,
Решающему – сделать бы жизнь с кого,
Скажу, не задумываясь: «Делай её
С товарища Дзержинского».
( В. В. Маяковский)
|