§ 2.
ПОНЯТИЯ «РИФМЕНТ» И «РИФМОРЯД».
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ.
Основой и фундаментом любой
рифмы является рифмент.
РИФМЕНТ
– рифмообразующая часть слова,
центр которой – ударная гласная. Подобно морфеме, являющейся
единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы.
Мир -
пир, дума - шума, ночь
- дочь, игра - пора, мой
– спой, сила – вилы, моя
– семья …
Отсюда имеем ещё одно,
техническое определение самой рифмы:
РИФМА
– это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом.
Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом, как
у исходного.
В дальнейшем рассмотрение обоих понятий будет происходить
параллельно, поскольку любой
рифмент образует одноимённую рифму.
РИФМОРЯД
– список рифм,
образованных от одного рифмента. В контексте словаря рифмент
имеет второе значение, как имя рифморяда. Так, рифмент (как рифморяд
в словаре) «МЫ» включает в себя слова с рифментом «МЫ» (как частью
слова): умы, холмы, взаймы, мы…
Рифмент в словаре может состоять из нескольких «подрифментов».
Подрифменты объединяют в
себе относительно большие группы слов с общими признаками внутри
одного рифмента в словаре.
По типу все рифменты и рифмы делятся на
БАЗОВЫЕ и ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ.
К БАЗОВЫМ относятся более 99
% всех рифм (отсюда и название). ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ, несмотря на их
ничтожно малое количество (менее1%), практически все без
исключения являются функциональными (см. функциональность рифм
§ 14) и наиболее употребляемыми в поэтической практике
(что называется «у всех на слуху»), чего нельзя сказать и о половине
всех базовых рифм. Все базовые рифмы имеют послеударные звуки или
слоги. В окончательных рифмах ударный звук является последним.
К
ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ рифмам относятся слова с ударением на
последнем звуке :
Страна - смешна, дары - пары, уйду
- какаду, змея - твоя, крои - бои…
По этой причине, а также по той, что все окончательные рифмы
имеют законченный вид и допускают только один единственно
правильный вариант рифмосочетания, этот тип и называется
ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ.
Все окончательные рифмы являются односложными и делятся на гласные и
согласные.
ГЛАСНЫЕ РИФМЫ
Гласные рифмы – вид
окончательных рифм. Гласный рифмент имеет место в том случае, если
ударная гласная является последней в слове и перед ней тоже
стоит гласная (боа, НИИ), либо мягкий знак (портье, ружьё, налью).
К этой группе слов также относятся слова: фойе и
райя.
Эх ты, горе горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!
(А. Блок)
Из всех видов русских рифм, этот
- единственный, в котором рифмент слов состоит всего из одной
буквы (не путать со звуком, в т.ч.
«j») - ударной гласной. Это и определило
название всему виду. Слов (во всех их грамматических формах) с
гласными рифментами в русском языке немногим более 1000. В
связи с тем, что организующей единицей любого словаря является
именно буква, а не звук, здесь и в дальнейшем упоминание о звуке
"йот" может опускаться.
СОГЛАСНЫЕ РИФМЫ
Слова с ударением на последнем звуке, которому также предшествует
согласный, рифмуются при помощи согласных рифментов:
уха - чепуха, игру - гуру, всегда
– да, неси – мерси, бубня - меня,
чело - весло…
Нелогично было бы искать рифму, например, к слову «окно» по
одной ударной гласной «о». Тогда бы мы имели: окно – село -
горячо… Однако это не совсем рифмы, так как в таких
случаях одной ударной гласной недостаточно для полноценного
рифмованного
созвучия. Такие сочетания слов сродни ассонансам и называются
недостаточными рифмами. В подобных словах образование рифмы
происходит за счёт опорных согласных, предшествующих и дающих
некоторый толчок последующим ударным гласным. Согласный рифмент «НО»
даёт возможность найти совершенно точные и корректные рифмы к слову
«окно», а именно: давно, смешно, вино,
дано
и т.д.
По причине того, что рифмы
на согласные рифменты (как и на гласные) строятся на последнем
ударном слоге, они имеют законченный вид и не бывают
примерными. Все они, согласно классификации по родственным
отношениям, - родные (тебе
– судьбе, иди – найди, темны – страны,
мою – спою,…) или двоюродные (вези
– спроси, моя – амплуа, пиши – ножи,
тайгу – строку, хочу - ищу …).
Несмотря на возможность чередования в словах
звонких и глухих опорных звуков, сами слова в рамках рифмы не
могут менять свою грамматическую форму (пиши
≠
ножу, тайгу ≠ строке, спою ≠
моё…). Этим свойством
точности такие рифмы в корне отличаются от базовых рифм, в которых
допускается приблизительность за счёт послеударных слогов. Это
хорошо иллюстрирует следующий пример, где используются оба типа рифм
- базовая рифма (понятно - вероятный)
и окончательная-согласная рифма (руке-языке).
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
- Вот стихи, а всё понятно,
Всё на русском языке…
(А.Т. Твардовский)
Здесь базовая рифма «понятно
– вероятный» может иметь альтернативы, как:
понятно – вероятно, понятно – вероятны,
понятно – вероятна, понятно – вероятным
и т.д.
Окончательная же рифма «руке-языке»
вариантов не имеет.
Т.о., из всех
существующих видов рифм только рассматриваемый строится на рифментах,
которые начинаются с согласной буквы (отсюда и название всего вида).
!!! В
русском языке есть согласный звук «j»
(йот), который на письме обозначается буквой «Й». Ударные
гласные в словах колье - лье, житьё
- её, стою - мою, друзья – я и
т. п. фактически являются комбинациями «j»
и гласных звуков: «j+э», «j+о»,
«j+у», «j+а». В
связи с этим, все слова на ударные «е, ё, ю, я, (и)» следовало бы
отнести к СОГЛАСНОМУ виду рифм, однако это вносило бы
некоторую путаницу и поэтому, оперируя буквами, а не звуками, такие
слова отнесены к ГЛАСНЫМ рифмам.
СТРУКТУРА ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ РИФМ
Как уже было сказано, все
окончательные рифмы делятся на гласные и согласные.
ГЛАСНЫЕ РИФМЫ
делятся на 8 родов, которые фактически являются и конечными
семьями рифм. Вот они:
А, Е, Ё, И,
О, У, Ю, Я.
СОГЛАСНЫЕ РИФМЫ
делятся на 14 родов:
Б(П), В(Ф), Г(К), Д(Т), Ж(Ш), З(С), Л, М,
Н, Р, Х, Ц, Ч, Щ.
Каждый род, в свою очередь, делится на отдельные семейства (кол-во
различно). Вот пример семейств рода «Б» (остальные
подразделяются практически аналогично): БА, БЕ, БИ, БО, БУ,
БЫ, БЯ.
Полная организационная схема русских рифм приводится в §16.
§
3.БАЗОВЫЕ РИФМЫ
ВИД И РОД РИФМ.
Базовые рифмы составляют подавляющее
большинство рифм в русском языке. Они делятся на 5 видов, каждый из
которых делится на 12 родов. Роды делятся на семейства, семейства на
отдельные семьи. Наиболее важными являются вид и род, понятие
которых было бы невозможно без разбора фонетического состава
русского языка
В русском языке – 33 буквы (10 гласных, 21
согласная, твёрдый и мягкий знаки).
Десять гласных букв (не путать со звуками) образуют пять
видовых пар. В каждой паре – по одной твёрдой и по одной мягкой
гласной (здесь и далее под мягкими и твёрдыми гласными следует
понимать мягкость и твёрдость предшествующих им согласных звуков).
1.
А-Я
2.
О-Ё 3.
У-Ю
4.
Э-Е
5.
Ы-И
Правило
рифмы №1:
Любая твёрдая
ударная гласная
рифмуется с её мягкой парой и наоборот.
|
А-Я.
ад-яд. О-Ё. ров-рёв.
У-Ю. лук-люк. Э-Е. сэр – сер.
Ы-И. быт-бит.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев)
Правило рифмы
№2:
Ударная гласная
одной видовой пары не может рифмоваться с гласной другой
пары.
|
Это очевидно: рак
≠ рок, год
≠ гид, платы
≠ плиты, стол
≠ стул, ехать
≠ ухать…
Такие рифмы относятся к
консонансам и фактически рифмами не являются.
Так как рифма это, в первую очередь,
совпадение ударных гласных, а любая из ударных гласных представляет
только одну из пяти видовых пар, все базовые рифмы
соответственно делятся на 5 видов. Ударная гласная всегда
указывает на принадлежность слова к одному из них.
1. Вид «А» - ряд, лапа,
мяч, рады, мятный, вянуть, ласточка…
2. Вид «Е» - лето,
мэрия, езжу, ГЭС, безветренный, рэп,
чек…
3. Вид «И» - кит,
сытый, видимость, мыкаться, личико, рыба…
4. Вид «О» - лось,
мёд, доктор, паёк, готовить, потрёпанный
5. Вид «У» - клуб,
юркий, пусть, думай, дюжий, мудрость…
В рифморядах, как и во
всех вышеуказанных примерах, слова каждой пары объединены. Например,
слова рак и моряк находятся в «АК»,
слова вор и каскадёр в «ОР» и т.д.
Если вид базовых рифм
определяется по ударной гласной, то род - по следующей за ней
согласной. Перед разбором родов рифм необходимо рассмотреть
состав согласных букв русского языка. Среди них также есть
взаимозаменяемые звуки, объединённые в пары по принципу «звонкая -
глухая»: Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С; и тройки: Г-К-Х, Ц-Ч-Щ.
(Г-К-Х глухие, Ц-Ч-Щ шипящие. О принципах формирования троек
см. далее).
Правило
рифмы
№3:
Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с
её глухой парой и наоборот. |
Кот - код, паж - наш, шкив - миф,
поп - боб, вуз -
ус, холод - молот…
По улицам слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что слоны в диковинку у нас…
(И. А. Крылов)
В рифморядах слова
каждой пары (тройки) объединены в единое целое. Например, слова рис
и бриз находятся в «ИЗ», потоп
и микроб в «ОБ». Группы слов со звонкими и
глухими согласными даются поочерёдно. Названия
рифморядов, включающих подобные слова, определяются по звонкой
согласной. Так, рифморядов «АС», «ОТ», «УФ» … не
существует - слова с такими рифментами находятся, соответственно,
в «АЗ», «ОД», «УВ» и т.д. Рифморяд объединяет в себя
слова с общим рифментом. Рифмент отождествляет собой (и в этом
его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:
Рифменты
Клаузулы и примеры
|
1) «ОР»
ОР (бор, гор), ЁР (тапёр,
спёр).
2) «АД»
АД (лад), ЯД (ряд), АТ
(солдат), ЯТ (стоят).
3) «АЖ»
АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ
(блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
АШ (наш), ЯШ
(гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь). |
|
Данная таблица
демонстрирует ещё одно характерную особенность организации рифм:
они расположены строго по определённым правилам и часто не по
алфавиту. В противном случае, родственные слова
находились бы в различных частях словаря и были бы разделены
рядами «посторонних» рифм. Например: «нож» - «рожь»,
«кода» - «роды», «стричь» - «хрыч»,
«поле» - «воля»…
Из всего вышеизложенного очевидно, что клаузулы, в отличие от
рифментов, не могут выполнять организующие функции в словарях рифм.
В тройках:
«К» рифмуется с «Г» и наоборот (мак-маг).
«Г» может быть созвучно с «Х» и наоборот
(пух-друг).
«Ч» может быть созвучно с «Щ» и наоборот (мяч -
хрящ).
!!! Вид
«К-Г-Х» организован несколько иначе, чем двойки по принципу «глухая-звонкая».
В нём списки мультирифм (см. § 4) на «к, г, х» не объединены в
один, а следуют по очереди друг за другом. Списки же остальных рифм
объединены, например: танк и акваланг
находятся в «АНК» и т.п.
Особенности произношения звука «г». Современные нормы литературного
русского языка предписывают ей звучать кратко и отрывисто, что
сближает этот звук с близким по звучанию «к». Однако в прошлые века
русские поэты, как и народ, произносили «г» плавно и тягуче,
что давало возможным рифмовать его с очень созвучным глухим звуком «х».
Это объясняется влиянием церковно-славянского языка, который
был широко распространён сначала среди духовенства южных областей
Руси, а потом и среди всего великорусского населения.
Кто ты - недруг или друг?
Чуть затихнет ветерок
Преклони ко мне свой слух,
Чтоб хоть ты подслушать мог...
(Я. Полонский)
О,
сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт,
сын ошибок трудных,
И гений,
парадоксов друг…
(А. С. Пушкин) |
Не
слышны в саду даже шорохи.
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные
вечера!
(М. Матусовский) |
В настоящее время «г» произносится
как «к», однако есть масса примеров, когда эти правила не
соблюдаются, особенно на Украине. В русской поэзии достаточно также
примеров рифмосочетания
"к-х", однако и
это скорее исключение, чем правило.
Тройка «Ц-Ч-Щ» объединена в род «Ч»
(по причине того, что группа слов на «ч» наиболее многочисленна из
всех трёх). В этой тройке, безусловно, созвучны только Ч
и Щ. Группа слов на «ц» крайне мала, чтобы быть
самостоятельным родом и поэтому входят в данный союз. Все компоненты
объединены в рифморяд последовательно, и тройка «Ц-Ч-Щ», как и
«К-Г-Х» выступает как единое целое под одним родом. Так, например,
слова мох, слог, упрёк
относятся к роду «OК», слова абзац, плач, плащ
относятся к роду «АЧ», но не смешиваясь, подаются по очереди
(слова на "ац", слова на "ач",слова на "ащ").
Т.о., пользователь словаря сам для себя решает, что и с чем
ему рифмовать в подобных тройках.
Как уже
было сказано, на вид рифм указывает ударная гласная в
слове, а на род - последующая согласная. При названии
рода он называется уже с видом. Род «АБ», род «УМ», род «УЖ» и
т.д. Пример: дом
- род «ОМ», и это означает, что все рифмы к слову проживают по
адресу «ОМ». Т.о., имеем 5 видов базовых рифм с 12 родами в
каждом (всего 60 родов). 60 родов рифм являются фундаментом всей
структурной организации базовых рифм.
Таблица родов базовых рифм дана в § 4. Полная организационная схема
рифм русского языка приводится в конце
материала.
Как
исключение, к подобного рода мультирифмам относятся около двух
десятков слов, заканчивающихся на две гласные подряд (причём
последняя – твёрдая) и с ударением на предпоследнюю: шоу,
родео, какао, трио… Все они отдельным
блоком расположены в базовых рифментах по соседству со
словами, имеющими мягкие последние гласные. Так, например:
шоу
à
ОЙ (ною, помои..), родеоàЕЙ
(смею, аллея…), триоàИЙ
(стихия, чаевые…) и т. д. Это разновидность
твёрдо-мягких рифм.
Таким образом
мультирифменты могут быть как у односложных, так и у
двухсложных слов.
Основной признак мультирифментарности слова (присутствие
мультирифмента) – наличие в рифменте только одной согласной (или
звука «j»). Сюда же относятся слова с удвоенной согласной (киловатт, тонна,
ралли …).
Примеры мультирифментарных слов:
Поле, шина,
слог, рою, тучи, день, колли,
стихия, большой, второе…
Примеры
немультирифментарных слов:
Капай, добрый,
нашем, варенье (н и
j),
одинаковый, игры, любишь, солнце,
мойка, лапоть…
Как видно из примера, все рифменты данных слов содержат
более одной согласной.
ТАБЛИЦА РОДОВ РИФМ
(мультирифментов) |
|
виды
>> |
А-Я |
Е-Э |
И-Ы |
О-Ё |
У-Ю |
|
1 |
Б (П) |
АБ |
ЕБ |
ИБ |
ОБ |
УБ |
|
2 |
В (Ф) |
АВ |
ЕВ |
ИВ |
ОВ |
УВ |
3 |
Д (Т) |
АД |
ЕД |
ИД |
ОД |
УД |
4 |
Ж (Ш) |
АЖ |
ЕЖ |
ИЖ |
ОЖ |
УЖ |
5 |
З (С) |
АЗ |
ЕЗ |
ИЗ |
ОЗ |
УЗ |
6 |
Й |
АЙ |
ЕЙ |
ИЙ |
ОЙ |
УЙ |
7 |
К (Г,Х) |
АК |
ЕК |
ИК |
ОК |
УК |
8 |
Л |
АЛ |
ЕЛ |
ИЛ |
ОЛ |
УЛ |
9 |
М |
АМ |
ЕМ |
ИМ |
ОМ |
УМ |
10 |
Н |
АН |
ЕН |
ИН |
ОН |
УН |
11 |
Р |
АР |
ЕР |
ИР |
ОР |
УР |
12 |
Ч (Ц,Щ) |
АЧ |
ЕЧ |
ИЧ |
ОЧ |
УЧ |
|
Все рифмы,
образованные посредством мультирифмента, относятся к
МУЛЬТИРИФМАМ.
Мультрифмы являются центральными рифмами каждого рода и
объединяют в себе наиболее распространённые и популярные в
русском языке слова с наименьшим количеством слогов (1 и 2).
Универсальность мультирифм состоит также в том, что в их образовании
принимают участие различные части речи.
Шило
(сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.)
= вполсилы (нареч.)
≈
мыля (дееприч.)
≈
или (союз).