рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Гостевая книга
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | В.Брюсов | Г.Державин | И.Бунин | Е.Баратынский |

Рифма к слову «ограбишь»


На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






 

В.В. Онуфриев

Словарь поэтических терминов в примерах

Э-Ю-Я
 

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный», и т.п.).

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла. Традиционные иносказательные приёмы: аллегория, ирония, аллюзия, перифраз.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СТИХ (экзотический стих) – оригинальный стих, построенный на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф и т.п. К таким стихам относятся панторифмы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи и пр. Подробнее...

ЭКЛОГА
(греч. ekloge - отбор) - разновидность идиллии; стихотворение на тему из пастушеской жизни, написанное в форме разговора.

ЭКСПОЗИЦИЯ
( лат. expositio - выставление напоказ, изложение) вступительная часть в произведении с изображением персонажей и обстоятельств.

 

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus - готовый) – небольшое стихотворение, созданное без подготовки; импровизация.

ЭЛЕГИЯ (греч. elegos– жалобная песня) - лирическое стихотворение грустного содержания. Основные черты: интимность, сентиментальность; мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия.

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ - специфическая метрическая форма древнегреческой элегии - изначально скорбной песни, оплакивания усопших под аккомпанемент флейты. Элегический дистих состоял из двух стихов: гекзаметра и пентаметра.
Элегическим стихом также писались эпиграммы и некоторые виды эпоса.


ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!
         
       (Г. Гейне)

ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).

ЭНКЛИТИКА (греч. enklitikos - наклоняющийся назад) - безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному («куда же вы?»,
«я ли»…).
Противопоставляется проклитике.


ЭПИГОНСТВО (греч. epigonoi – родившиеся после) – механическое, лишённое творчества подражание чему-то; традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля; желание угодить существующим вкусам или моде любой ценой.

 

ЭПИГРАММА (греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение,  «высмеивающее»  кого-то.

 

Полу-милорд, полу-купец,
           
      

Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
               (А.С. Пушкин)   

Пия душистый сок цветочка,
Пчела даёт нам сок взамен;
Хотя твой лоб -пустая бочка,
Но всё же ты не Диоген.
                                   (Козьма Прутков)

Довольно из твоих мы грома слышим уст;
Шумишь, как барабан, но также ты и пуст.
                                                   (В.И. Майков)

ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe - надпись) - цитата, изречение,     пословица, помещаемые автором перед текстом всего произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения. («Мне отмщение, и Аз воздам» - из Библии, эпиграф к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»).

 

ЭПИЗОД (греч. epeisodion - вставка) – часть художественного произведения, относительно самостоятельная единица его действия.

ЭПИЛОГ
заключительная часть произведения.


ЭПИСТОЛА (послание) – литературное произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Устаревший жанр.

 

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
                    
(А.С. Пушкин)

ЭПИТАФИЯ (греч. epitaphios - надгробный)  -  надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром  панегирического (эпоха классицизма) или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.

                   Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
                   С любовью, леностью провёл весёлый век,
                   Не делал доброго, однако ж был душою,
                                Ей-богу, добрый человек.
                                                              (А.С. Пушкин)

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...
 
                       (А. С. Пушкин)

ЭПОПЕЯ (греч. epos – слово и poieo - творю) -  крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Эпопеи Гомера. Л. Толстой «Война и мир».


ЭПОС
(греч. epos - слово, повествование) - произведения народного творчества, повествующие о прошлых событиях: героические сказания, народные предания, былины, песни.

 

ЭССЕ (франц. essai - опыт, набросок) - прозаическое сочинение небольшого объёма с непринуждённым изложением на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Основатель жанра -  Мишель Монтень.

ЯМБ
- двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Схема «- ».

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
                 (А.С. Пушкин)

Происхождение ямбов
Слово "ямб" (от греч. iambos) произошло от имени мифической Ямбы - дочери бога лесов и рощ Пана и нимфы Эхо. Ямба была служанкой у элевсинского царя Келея м его царицы Метаниры. Как гласит гомеровский гимн, Ямба непристойными шутками рассмешила Деметру - богиню плодородия и земледелия, скорбящую по своей дочери Персефоне, похищенной Аидом - владыкой подземного мира. Из имени Ямбы греками был выведен стихотворный размер - ямб, который первоначально применялся для стихотворных шуток и насмешек. Само слово "ямб" тогда ассоциировалось с несерьёзным и шуточными стихами. Ямбический стих состоял у греков из ямбических диподий (два ямба вместе), которые образовывали собой т.н. "ямбический триметр" (в современном понимании - шестистопный ямб). Ямбическая поэзия была слабо развита в античной Греции. Её основоположником считается Архилох - автор первого древнегреческого лирического произведения (а соответственно, и всей греческой литературы), написанного 6 апреля 648 года до н.э. по случаю затмения солнца. Архилоха часто сравнивали с Гомером, а его ямбы были у всех на устах. Пример архилоховских ямбов:

                   Сердце, сердце!
                   Грозным строем
                   встали беды пред тобой:
                   Ободрись и встреть их грудью,
                   и ударим на врагов!
                   Пусть везде кругом засады, -
                   твёрдо стой, не трепещи.
                   Победишь - своей победы
                   напоказ не выставляй;
                   Победят - не огорчайся,
                   запершись в дому, не плачь!
                   В меру радуйся удаче,
                   в меру в бедствиях горюй;
                   Познавай тот ритм, что в жизни
                   человеческой сокрыт.
                                        (перевод Вересаева)

     Рифмовник.ру     Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»     Стихи.ру     Ты-поэт.ру