рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Гостевая книга
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | О.Мандельштам | М.Цветаева | М.Ю.Лермонтов | В.Брюсов |

Рифма к слову «краба»


На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...





Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






 

В.В. Онуфриев

«Рифма: от простого к сложному»

   РИФМА: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
 


§ 16. РИФМОТИП СЛОВА.
СИСТЕМА ССЫЛОК. МУЛЬТИРЯДЫ.

   Каждое слово имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его совместимость со словами других рифмотипов. Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами, подразумевается  сходство их рифмотипов.
Рифмотип – это обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова складывается из  символов «х»  (согласный звук) и  «о» (гласный звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо,  «тонус» - охох, «черёмуха» - охохо, «визг» – охх,  «точный» – оххох, «оборудование» - охохохохо и т.д.

Рифмотипы называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют роды, виды и пр. Чтобы выяснить к какому типу рифм по происхождению принадлежит слово, достаточно выяснить его рифмотип.
    В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных звуков. Ниже дана таблица основных рифмотипов слов. В скобках после названий указаны уровни, в правом солбце - примеры.
 

 ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ РИФМОТИПОВ
 Рифмотип

К второстепенным  относятся рифмотипы многосложных слов. Их несколько десятков и они не столь важны для понимания.
Определение на совместимость слов в рифме по их рифмотипу напоминает игру в крестики –нолики. Если символы по вертикали совпадают – рифме быть, и наоборот. Примеры:
                      


СИСТЕМА ССЫЛОК

   Ссылки дают возможность словам не повторяться в их различных грамматических формах. Исключение составляют только слова с подвижными ударениями,  основная же масса слов подаётся в словаре единожды. В противном случае, словарь состоял бы из многих тысяч страниц. Так, например, слово «баул»  находиться в рифморяде «УЛ», который имеет ссылки на другие ряды, со словами которых могут рифмоваться слова из «УЛ». К примеру, ссылка « ð УЛА(ул) », даёт возможность рифмовать «баул» со словами на «УЛА»: баул – акул, баул - скул…  Так, подрифмент «ИДА» (бита, защита, обида…) имеет ссылку « ð ИД (ида-иду-иды)».  Это означает,  что  рифму к словам на «ИДА» можно найти также в основном рифменте «ИД» (кредит, вид, гид…), добавив к словам  твёрдые окончания «а, у, ы». В итоге имеем рифмы: Бита – кредита - защиты – виды - обиду – гиду  и т. д.
            
Ссылки бывают трёх типов:
     1.  ð  ссылка на точные рифмы
   
  2.  ≈   ссылка  на приблизительные рифмы
     3. 
Ø   ссылка на составные рифмы
  
  
Практически каждый рифморяд  имеет ссылки, благодаря которым  представляется возможность найти абсолютно все рифмы к тому или иному слову. Все ссылки даются перед рифморядами мелким шрифтом. Вот как это выглядит на практике.
Допустим, необходимо найти рифмы к слову «воля». Мультирифмент «ОЛ» указывает на то, что это слово  содержит рифморяд «ОЛ», а  последняя мягкая гласная (воля) уточняет на подрифмент «ОЛЯ».


ОЛЯ  ðОЛ-ОЛА(оле)  ðОЛЬ(оли-олю-оля)  ðОЛИТЬ(олю-оля*) ðОДЬ**(оли)  ≈ ОЛЬЯ  ≈ ОВЛЯ   Ø«*о ли»
Воля, гастроли, доля, неволя, поле, колли, поневоле…

Подрифмент «ОЛЯ»  имеет 7 ссылок. Это означает, что к слову «воля» есть ещё масса рифм в других рифморядах. Смотрим поэтапно:
1
. ð ОЛ-ОЛА (оле). Слова в рядах «ОЛ» и «ОЛА» трансформируем как указано в скобках.
Атолл - атолле, футбол - футболе, школа - школе, виола - виоле….
В итоге имеем новые рифмы: воля – атолле – футболе - школе - виоле…
2.
ð ОЛЬ (оле -оли-олю-оля). Проделываем в уме аналогичные действия:
Алкоголь – алкоголю, боль - боли, аэрозоль – аэрозоля…
Снова получаем  новые рифмы: воля – боли – алкоголю – аэрозоля…
3.
ð ОЛИТЬ(олю-оля*)
Холить – холю\холя, мозолить - мозолю\мозоля…
Рифмуем: воля – холю - мозоля…
4
. ð ОДЬ**(оли)
Колоть – кололи, молоть – мололи, пороть – пороли…
Рифмуем: воля – пололи – мололи – пороли…
5. ≈ ОЛЬЯ
Это ссылка уже на приблизительные рифмы. Смотрим и рифмуем:
Воля – колья – сокольи – соболье…
6
. ≈ ОВЛЯ
Приблизительные рифмы с вклинением: воля – кровля – ловля – готовлю…знакомлю…
7
. Ø «*о ли»
Ссылка предлагает самостоятельно составить составную рифму с частицей «ли». Варианты рифм по предложенной конструкции:
Воля – что литемно лионо ли  – всё ли
Вдобавок ко всему, в конце подрифмента «ОЛЯ»  даются т.н. "подсказки"  из фразеологических оборотов, устойчивых выражений и пр.
&
Сила воли, львиная доля, перекати-поле, ищи ветра в поле, по божьей воле, охота пуще неволи, узнать почём пуд соли…
Т.о., находим все имеющиеся рифмы к нужному слову.

Благодаря ссылкам и специальным обозначениям словарь задействует в рифмообразовании слова во всех их грамматических формах, а также:
     -         Ласкательные и грубые формы существительных;
     -         Наречия, образованные от прилагательных;
     -         Краткие формы прилагательных;
     -         Прилагательные сравнительной и превосходной степени;
     -         Причастия страдательного и действительного залогов;
     -         Возвратные и невозвратные формы глаголов;
     -         Причастия и деепричастия  и т.д.

 

 Понятие "МУЛЬТИРЯДЫ" (МР) объединяет наиболее многочисленные по составу группы базовых рифм, принадлежащих к отдельным частям речи: ряды существительных, прилагательных, глаголов и ряд деепричастий. Все они принадлежат к мультирифмам и включают в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч слов. Так, самый большой мультиряд глаголов на "ать" насчитывает более 5000 слов.
         Мультиряды выполняют две важные функции:
   1. Разгружают основной словарь, отделяя огромные массивы однородных русских слов. В противном случае, основной словарь был бы совершенно неудобочитаем и огромные списки не позволяли бы видеть общую картину слов того или иного рифмента;
   2. Позволяют тысячам слов не повторятся во многих грамматических формах, что даёт возможность организовать все рифмы в одной книге. В противном случае, такой словарь составил бы несколько массивных томов.
 Примеры-выдержки из некоторых мультирядов и пояснения к ним лишний раз подтверждают ту важную роль, которые они выполняют.

 

МР 01
бросай
верстай
гадай
рыдай
летай
катай
качай
кидай
желай
мечтай
сияй...

Мультрифмент «АЙ» (май, рай, лай…) имеет ссылку  ð МР 01, указывающую на то, что глаголы с этим рифментом находятся в отдельном списке мультирядов: бросай, читай, играй…
Мультирифмент «АЯ» (стая, свая, вайя…второй уровень «АЙ») снова ссылается
на этот список глаголов:
 ðМР 01 (аю-ая). В скобках указана необходимая трансформация слов для соответствия рифме «АЯ».
В итоге имеем рифмы из глаголов и деепричастий: играю/играя, гадаю/гадая,
летаю\летая и т.д.

Связующий рифмент «Аj
М» c рифмами, типа: чаем, караваем.. имеет ссылку
 ð МР 01 (аем). Получаем: бросаем, мотаем, сияем, качаем…
Обособленный рифмент «АЙД» (байт, сайт..) ссылается:
 ð МР 01 (айте).
В итоге имеем: бросайте, верстайте, гадайте, мечтайте….

МР 09
блестит
бурлит
гремит
летит
ворожит
кипит
горит
грустит
звучит
кричит

Мультирифмент «ИД» (гид, быт, визит…) имеет ссылку  ð МР 09,
благодаря чему, рифмуем: блестит, кричит, звучит…
Мультирифмент «ИЖ» (пыж, чиж, камыш…) ссылается:
 ð МР 09 (ишь).
Трансформируя в уме «ит» на «ишь», имеем: блестишь, летишь, горишь…
Мультирифмент «ИМ» (дым, налим, Крым …) ссылается:
 ð МР 09(им).
Образуем рифмы: блестим, бурлим, кипим, грустим…
Это были рифменты вида «И(ы)». А теперь другой вид - «А(я)».
Мультирифмент «АД» (сад, яд, сват…) даёт ссылку:
 ð МР 09(ат).
И получаем тысячи рифм-глаголов: блестят, гремят, ворожат, кричат…
    и т.д.


Слова, изменяющиеся не по правилам, подаются в базовых рифментах во всех  их формах (бежит
àИД,  бежим à ИМ, бегут àУД …. ).
Так как слова в мультирядах относятся к различным видам рифм, то и расположены они в конце после всех  базовых рифм. Поиск рифм в словаре происходит  по их  рифментам. Список всех рифментов в алфавитном порядке даётся  в конце словаря. Для тех же, кто не желает  обременять себя чтением  теоретической части, даётся  универсальная схема быстрого поиска рифм к любому слову.


§ 16.
СТАТИСТИКА. СХЕМА РУССКИХ РИФМ.
ПРИМЕРЫ  РИФМ. СЛОВА-СИРОТЫ.
 

   Как правило, самыми большими по объёму являются  мультирифмы.
Однако есть исключения. Так, рифмент «АЦИЯ» имеет в своём составе около 700 слов, это больше, чем в самом большом  из мультирифментов.
Больше всех рифм имеет вид «А», меньше всех «У».
Самый большой род «ОН» (С учётом мультирядов - «АД»). Самый маленький род «УВ».
Больше всего родных рифм у слов с рифментами:
АЛ  ≈ 13000, АЙ ≈ 8000, ИД ≈ 6000  (с учётом всех уровней и ссылок).
Самый большой отдельно взятый рифморяд (он же мультиряд) МР 04 (глаголы на "ать")  ≈ 5500 слов.
Самый большой мультирифмент (без ссылок) «ИД» » 600 слов.
Самые большие связующие рифменты (без ссылок):

«ОН
Й» («ОННЫЙ» ≈ 2100), «ЕНЙ» («ЕНИЕ»  ≈ 1500 слов).
Самый большой ряд псевдорифм «О
±НЫЙ» ≈ 2200 слов.
Самый маленький гласный рифмент «О», самый большой «Ю».
Самый маленький согласный рифмент «ЗО», самый большой «НА».
  
СЛОВА-СИРОТЫ (арифматы) - слова  не имеющие ни точных, ни приблизительных рифм (исключение составляют только редкие предударные и составные рифмы).
Примеры: жаворонок, туловище, живопись, проволока…
Как правило, это слова с трёхсложными рифментами и более.
Хотя есть и двухсложные:  мойва, отзвук и пр.
Т. о. наблюдаем явление, когда рифмент есть, а рифмы может и не быть.
Из всего словарного запаса русского языка (свыше двух миллионов словоформ) не имеют рифм всего несколько сотен слов. В словаре список слов-сирот даётся в конце и в алфавитном порядке.

Примеры рифм

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ

ГЛАСНЫЕ РИФМЫ:

семья - моя, боа – буржуа, колье –портье, ау – ПТУ, хламьё –ничьё, бои – крои…

СОГЛАСНЫЕ РИФМЫ:

любя – тебя, стена – весна, дрова – жива, руке – налегке, ханжу – пишу, плащи - ищи…

БАЗОВЫЕ  РИФМЫ

МУЛЬТИРИФМЫ:
град – магнат, сом - вдвоём,  лес – влез, ночь – прочь, сыт – горит, стоя – алоэ, хлеб – Web…  мать – летать, поле – колли, рок – намок,  дядя – глядя, нов –покров, грамм – там…

ПЕРЕХОДНЫЕ  РИФМЫ:
Стулья - ульи, явленье – тенью, прутья – распутье, верховье – вновь я,  усилье – крокодильи…

СВЯЗУЮЩИЕ РИФМЫ:

Кузов – блюзов, тополь – пропил, хозяин – отчаян, низом – лысым, парус – зарясь, омуте – знакомите, летом – где там, выкай – великий, запоем – построим, видишь – идиш, эроса - ксероксу…

ОБОСОБЛЕННЫЕ РИФМЫ:

Ветка  -  метко, арка – марка, долька – сколько, песня – интересно, самбо – нам бы, стружка-мушка, бёдра – осмотру, шифр – цифр, швабра – фабрить, точка – дочка, урна – недурно…

СЛОЖНЫЕ РИФМЫ:
Кнопочка – коробочка, студенчество - младенчество, маленький – валенки, лужица – недужиться, императорский – новаторский, гибельный – прибыльный, всклочивать – рассрочивать, тётенька – смородинка, режущий – убежище…

ПСЕВДОРИФМЫ:

Сбытчики - щипчики, травчатый – лапчатый, дедушка - денежки, бюргерша – умерший, высохнуть – выпрыгнуть, оптовый – шёлковый, обдумывание – оборудование…

Русские рифмы  
Список используемой литературы                                                                              © Владимир Онуфриев 1998-2004

Словарь разновидностей рифмы

 

     Рифмовник.ру     Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»     Стихи.ру     Ты-поэт.ру