рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Б.Пастернак | А.Фет | В.Ходасевич | А.Фет |

Рифма к слову «лбу»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Маргарита Иосифовна Алигер
«Тревога»

Я замечаю, как мчится время.
Маленький парень в лошадки играет,
потом надевает шинель, и на шлеме
красная звездочка вырастает.
Мать удивится: «Какой ты высокий!»
Мы до вокзала его провожаем.
Он погибает на Дальнем Востоке.
Мы его именем клуб называем.

Я замечаю, как движется время.
Выйдем на улицу. Небо синее...

Воспламеняя горючую темень,
падают бомбы на Абиссинию.
Только смятение.Только шарит
негнущийся ветер прожекторов...

Маленький житель земного шара,
я пробегаю мимо домов.
Деревья стоят, как озябшие птицы,
мокрые перья на землю роняя.
Небо! Я знаю твои границы.
Их самолеты мои охраняют.

Рядом со мною идущие люди,
может, мы слишком уж сентиментальны?

Все мы боимся, что сняться забудем
на фотографии моментальной,
что не останутся наши лица,
запечатлеется группа иная...

Дерево сада - осенняя птица -
мокрые перья на землю роняет.

Я замечаю, как время проходит.

Я еще столько недоглядела.
В мире, на белом свете, в природе
столько волнений и столько дела.

Нам не удастся прожить на свете
маленькой и неприметной судьбою.
Нам выходить в перекрестный ветер
грузных орудий дальнего боя.

Я ничего еще не успела.
Мне еще многое сделать надо.
Только успеть бы! Яблоком спелым
осень нависла над каждым садом.

Ночь высекает и сушит слезы.
Низко пригнулось тревожное небо.
Дальние вспышки... Близкие грозы...
Земля моя, правда моя, потребуй!


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 12-х строф (всего 44 строки)
Размер: акцентный стих
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: время-играет-шлеме-вырастает
              высокий-провожаем-Востоке-называем.

Рифмовка: ABAB CDCD

2-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: время-синее.
Рифмовка: AB

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: темень-Абиссинию-шарит-прожекторов.
Рифмовка: отсутствует - белые стихи

4-я cтрофа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: шара-домов-птицы-роняя-границы-охраняют.
Рифмовка: ABCDCE

5-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: люди-сентиментальны.
Рифмовка: AB

6-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: забудем-моментальной-лица-иная.
Рифмовка: отсутствует - белые стихи

7-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: птица-роняет.
Рифмовка: AB

8-я cтрофа - 1 строка, одностишие.
Рифмы: нет.


9-я cтрофа - 3 строки, трёхстишие.
Рифмы: недоглядела-природе-дела.
Рифмовка: ABA

10-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: свете-судьбою-ветер-боя.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

11-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: успела-надо-спелым-садом.
Рифмовка: отсутствует - белые стихи

12-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: слезы-небо-грозы-потребуй.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 204

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов







Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Дольник, тактовик, акцентный стих

Дольник - размер тонического стихосложения, в котором совпадают только ударные слоги, а количество безударных слогов между ними может колебаться от одного до трёх, либо безударные слоги могут периодически даже отсутствовать. Иллюзия ритма у дольников создаётся только за счёт ударных слогов.
Тактовик - то же, что и дольник, только кол-во безударных слогов между ударными может достигать 4-х слогов.
Акцентный стих - то же, что и дольник/тактовик, только количество безударных слогов между ударными может превышать 4 слога. Акцентный стих часто образуется благодаря использованию длинных и сверхдлинных слов, что не совсем свойственно для поэзии. Кол-во ударений в строках акцентного стиха, как правило, совпадает. Рифма - обязательный элемент в акцентном стихе, без неё акцентный стих превращается в верлибр (свободный стих). Типичный пример современных акцентных стихов - рэп. Больше о дольниках и тактовиках


Стихи Пушкина

Другие стихи Маргариты Алигер:
М.И.Алигер «Владивосток», М.И.Алигер «Ночлег», М.И.Алигер «Прошу тебя, хоть снись почаще мне...», М.И.Алигер «Когда гуляют молния и гром...», М.И.Алигер «Слезу из глаз, как искру из кремня...», М.И.Алигер «Ночной разговор», М.И.Алигер «Три звезды», М.И.Алигер «Самое главное», М.И.Алигер «Подживает рана ножевая...», М.И.Алигер «Мне жалко радостей ребячьих...», М.И.Алигер «Источник света», М.И.Алигер «Моя Москва», М.И.Алигер «Ирпень», М.И.Алигер «Деревня кукой», М.И.Алигер «На ближних подступах», М.И.Алигер «Друг», М.И.Алигер «Наша слава», М.И.Алигер «Летний день заметно убывает...», М.И.Алигер «Перед отъездом», М.И.Алигер «На восходе солнца», М.И.Алигер «Да и нет», М.И.Алигер «Стихи должны поэту сниться», М.И.Алигер «Железная дорога», М.И.Алигер «Двое», М.И.Алигер «Я вижу в окно человека...», М.И.Алигер «Тревога», М.И.Алигер «22 сентября», М.И.Алигер «Минское шоссе», М.И.Алигер «Первое стихотворение», М.И.Алигер «На Байкале», М.И.Алигер «Осень только взялась за работу...», М.И.Алигер «А наши судьбы, помыслы и слава...», М.И.Алигер «Мне предначертано в веках...», М.И.Алигер «Какая осень...», М.И.Алигер «Яблоки», М.И.Алигер «Поезда Окружной дороги...», М.И.Алигер «Братские могилы», М.И.Алигер «Воспоминание», М.И.Алигер «С пулей в сердце я живу на свете...», М.И.Алигер «...И впервые мы проснулись рядом...», М.И.Алигер «Большие ожидания», М.И.Алигер «О красоте», М.И.Алигер «Опять хожу по улицам и слышу...», М.И.Алигер «К портрету Лермонтова», М.И.Алигер «Утро мира», М.И.Алигер «Человеку в пути», М.И.Алигер «Музыка», М.И.Алигер «Березовая роща», М.И.Алигер «Ромео и Джульетта», М.И.Алигер «Песок», М.И.Алигер «И все-таки настаиваю я...», М.И.Алигер «За кулисами», М.И.Алигер «Грибы», М.И.Алигер «Колокола», М.И.Алигер «Счастье», М.И.Алигер «Последняя песня», М.И.Алигер «Уже сентябрь за окном...», М.И.Алигер «Люди мне ошибок не прощают...», М.И.Алигер «Над полем медленно и сонно...», М.И.Алигер «Август», М.И.Алигер «Разговор в дороге», М.И.Алигер «Светлые, прозрачные глаза...», М.И.Алигер «За какие такие грехи...», М.И.Алигер «Город», М.И.Алигер «Что за ночь на свете, что за ночь...», М.И.Алигер «Несчетный счет минувших дней...», М.И.Алигер «Милые трагедии Шекспира...», М.И.Алигер «Ленинград. весна. 1946», М.И.Алигер «Я все плачу — я все плачу ...», М.И.Алигер «По ком звонит колокол»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.