рифма Сайт + хостинг от 25$

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | А.Ахматова | А.Майков | А.Сурков | М.Цветаева |

Рифма к слову «мудра»

Короткие ссылки





Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






 


Осип Мандельштам
«Нашедший подкову»

Глядим на лес и говорим:
- Вот лес корабельный, мачтовый,
Розовые сосны,
До самой верхушки свободные от мохнатой ноши,
Им бы поскрипывать в бурю,
Одинокими пиниями,
В разъяренном безлесном воздухе;
Под соленою пятою ветра устоит отвес,
пригнанный к пляшущей палубе,
И мореплаватель,
В необузданной жажде пространства,
Влача через влажные рытвины хрупкий
прибор геометра,
Сличит с притяженьем земного лона
Шероховатую поверхность морей.

А вдыхая запах
Смолистых слез, проступивших сквозь
обшивку корабля,
Любуясь на доски
Заклепанные, слаженные в переборки
Не вифлеемским мирным плотником,
а другим -
Отцом путешествий, другом морехода,-
Говорим:
- И они стояли на земле,
Неудобной, как хребет осла,
Забывая верхушками о корнях
На знаменитом горном кряже,
И шумели под пресным ливнем,
Безуспешно предлагая небу выменять
на щепотку соли
Свой благородный груз.

С чего начать?
Всё трещит и качается.
Воздух дрожит от сравнений.
Ни одно слово не лучше другого,
Земля гудит метафорой,
И легкие двуколки,
В броской упряжи густых от натуги птичьих
стай,
Разрываются на части,
Соперничая с храпящими любимцами
ристалищ.

Трижды блажен, кто введет в песнь имя;
Украшенная названьем песнь
Дольше живет среди других -
Она отмечена среди подруг повязкой на лбу,
Исцеляющий от беспамятства, слишком
сильного
одуряющего запаха -
Будь то близость мужчины,
Или запах шерсти сильного зверя,
Или просто дух чебра, растертого между
ладоней.

Воздух бывает темным, как вода, и всё живое
в нем плавает, как рыба,
Плавниками расталкивая сферу,
Плотную, упругую, чуть нагретую,-
Хрусталь, в котором движутся колеса
и шарахаются лошади,
Влажный чернозем Нееры, каждую ночь
распаханный заново
Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами.
Воздух замешен так же густо, как земля,-
Из него нельзя выйти, в него трудно войти.

Шорох пробегает по деревьям зеленой
лаптой:
Дети играют в бабки позвонками умерших
животных.
Хрупкое исчисление нашей эры подходит
к концу.
Спасибо за то, что было:
Я сам ошибся, я сбился, запутался в счете.
Эра звенела, как шар золотой,
Полая, литая, никем не поддерживаемая,
На всякое прикосновение отвечала
«да» и «нет».
Так ребенок отвечает:
«Я дам тебе яблоко» или «Я не дам тебе
яблока».
И лицо его точный слепок с голоса, который
произносит эти слова.

Звук еще звенит, хотя причина звука исчезла.
Конь лежит в пыли и храпит в мыле,
Но крутой поворот его шеи
Еще сохраняет воспоминание о беге
с разбросанными ногами,-
Когда их было не четыре,
А по числу камней дороги,
Обновляемых в четыре смены,
По числу отталкивании от земли пышущего
жаром иноходца.

Так
Нашедший подкову
Сдувает с нее пыль
И растирает ее шерстью, пока она
не заблестит,
Тогда
Он вешает ее на пороге,
Чтобы она отдохнула,
И больше уж ей не придется высекать
искры из кремня.
Человеческие губы, которым больше нечего
сказать,
Сохраняют форму последнего сказанного
слова,
И в руке остается ощущенье тяжести,
Хотя кувшин
наполовину расплескался,
пока его несли
домой.

То, что я сейчас говорю, говорю не я,
А вырыто из земли, подобно зернам
окаменелой пшеницы.
Одни
на монетах изображают льва,
Другие -
голову.
Разнообразные медные, золотые и бронзовые
лепешки
С одинаковой почестью лежат в земле;
Век, пробуя их перегрызть, оттиснул на них
свои зубы.
Время срезает меня, как монету,
И мне уж не хватает меня самого.


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 9-ти строф (всего 125 строк)
Размер: верлибр (размер отсутствует)
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 15 строк, многоостишие.
Рифмы: говорим-мачтовый-сосны-ноши
              бурю-пиниями-воздухе-отвес
              палубе-мореплаватель-пространства-хрупкий
              геометра-лона-морей.

Рифмовка: смешанная


2-я cтрофа - 17 строк, многоостишие.
Рифмы: запах-сквозь-корабля-доски
              переборки-плотником-другим-морехода
              Говорим-земле-осла-корнях
              кряже-ливнем-выменять-соли
              груз.

Рифмовка: смешанная


3-я cтрофа - 11 строк , многоостишие.
Рифмы: начать-качается-сравнений-другого
              метафорой-двуколки-птичьих-стай
              части-любимцами-ристалищ.

Рифмовка: ABCD CEFC GAB

4-я cтрофа - 11 строк , многоостишие.
Рифмы: имя-песнь-других-лбу
              слишком-сильного-запаха-мужчины
              зверя-между-ладоней.

Рифмовка: ABCD EFFG ABC

5-я cтрофа - 11 строк , многоостишие.
Рифмы: живое-рыба-сферу-нагретую
              колеса-лошади-ночь-заново
              плугами-земля-войти.

Рифмовка: ABCD EFGA BCF

6-я cтрофа - 17 строк, многоостишие.
Рифмы: зеленой-лаптой-умерших-животных
              подходит-концу-было-счете
              золотой-поддерживаемая-отвечала-нет
              отвечает-тебе-яблока-который
              слова.

Рифмовка: смешанная


7-я cтрофа - 10 строк, десятистишие.
Рифмы: исчезла-мыле-шеи-беге
              ногами-четыре-дороги-смены
              пышущего-иноходца.

Рифмовка: ABCD EFDG DA

8-я cтрофа - 19 строк, многоостишие.
Рифмы: Так-подкову-пыль-она
              заблестит-Тогда-пороге-отдохнула
              высекать-кремня-нечего-сказать
              сказанного-слова-тяжести-кувшин
              расплескался-несли-домой.

Рифмовка: смешанная


9-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: я-зернам-пшеницы-Одни
              льва-Другие-голову-бронзовые
              лепешки-земле-них-зубы
              монету-самого.

Рифмовка: ABCD EFEF GABC BABB
------------------------------------------------------------------------

Тип стихотворения: белые стихи


------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 529

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов




Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах



Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах



Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Другие стихи О.Мандельштама:
О.Мандельштам «Нашедший подкову», О.Мандельштам «Змей», О.Мандельштам «Зверинец», О.Мандельштам «Вечер нежный. Сумрак важный...», О.Мандельштам «Собачья склока», О.Мандельштам «Кассандре», О.Мандельштам «Если утро зимнее темно...», О.Мандельштам «Сусальным золотом горят...», О.Мандельштам «Еще не умер ты, еще ты не один...», О.Мандельштам «Ри», О.Мандельштам «Когда мозаик никнут травы...», О.Мандельштам «Где связанный и пригвожденный стон...», О.Мандельштам «Бесшумное веретено...», О.Мандельштам «Как по улицам Киева-Вия...», О.Мандельштам «Жизнь упала, как зарница...», О.Мандельштам «Это какая улица...», О.Мандельштам «Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи ...», О.Мандельштам «Актер и рабочий», О.Мандельштам «Звук осторожный и глухой...», О.Мандельштам «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный ...», О.Мандельштам «Пою, когда гортань сыра, душа - суха...», О.Мандельштам «С миром державным я был лишь ребячески связан...», О.Мандельштам «Умывался ночью на дворе,...», О.Мандельштам «Твое чудесное произношенье ...», О.Мандельштам «В морозном воздухе растаял легкий дым...», О.Мандельштам «Жил Александр Герцович...», О.Мандельштам «Вы, с квадратными окошками, невысокие дома...», О.Мандельштам «Куда как страшно нам с тобой...», О.Мандельштам «Не веря воскресенья чуду...», О.Мандельштам «Вооруженный зреньем узких ос...», О.Мандельштам «Декабрист», О.Мандельштам «Notre dame», О.Мандельштам «Что поют часы-кузнечик...», О.Мандельштам «Я ненавижу свет...», О.Мандельштам «В непринужденности творящего обмена...», О.Мандельштам «Я вижу каменное небо...», О.Мандельштам «На меня нацелилась груша да черемуха ...», О.Мандельштам «Образ твой, мучительный и зыбкий...», О.Мандельштам «Отравлен хлеб, и воздух выпит...», О.Мандельштам «Мастерица виноватых взоров...», О.Мандельштам ««Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит...», О.Мандельштам «[Обращено к О. Арбениной]», О.Мандельштам «Как светотени мученик Рембрандт...», О.Мандельштам «Мне Тифлис горбатый снится...», О.Мандельштам «В огромном омуте прозрачно и темно...», О.Мандельштам «С веселым ржанием пасутся табуны...», О.Мандельштам «Мадригал», О.Мандельштам «Сумерки свободы», О.Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков...», О.Мандельштам «Петербургские строфы», О.Мандельштам «Все чуждо нам в столице непотребной...», О.Мандельштам «За то, что я руки твои не сумел удержать...», О.Мандельштам «Карташеву», О.Мандельштам «Колют ресницы, в груди прикипела слеза...», О.Мандельштам «Как кони медленно ступают...», О.Мандельштам «Вот дароносица, как солнце золотое...», О.Мандельштам «Меганом», О.Мандельштам «Сегодня ночью, не солгу...», О.Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны...», О.Мандельштам «Раковина», О.Мандельштам «Темных уз земного заточенья...», О.Мандельштам «Только детские книги читать...», О.Мандельштам «Да, я лежу в земле, губами шевеля...», О.Мандельштам «Айя-София», О.Мандельштам «В Петрополе прозрачном мы умрем...», О.Мандельштам «Адмиралтейство», О.Мандельштам «Я к губам подношу эту зелень ...», О.Мандельштам «От вторника и до субботы...», О.Мандельштам «Когда на площадях и в тишине келейной...», О.Мандельштам «Люблю морозное дыханье...», О.Мандельштам «О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала...», О.Мандельштам «Эта ночь непоправима...», О.Мандельштам «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...», О.Мандельштам «Тянется лесом дороженька пыльная...», О.Мандельштам «Чарли Чаплин», О.Мандельштам «Я скажу это начерно, шопотом...», О.Мандельштам «На розвальнях, уложенных соломой...», О.Мандельштам «За Паганини длиннопалым...», О.Мандельштам «На страшной высоте блуждающий огонь...», О.Мандельштам «Как этих покрывал и этого убора...», О.Мандельштам «Я наравне с другими...», О.Мандельштам «Телефон», О.Мандельштам «Заблудился я в небе - что делать...», О.Мандельштам «Я около Кольцова...», О.Мандельштам «Обиженно уходят на холмы...», О.Мандельштам «Пусть имена цветущих городов...», О.Мандельштам «Я вздрагиваю от холода,...», О.Мандельштам «Я не увижу знаменитой «Федры»...», О.Мандельштам «Среди лесов, унылых и заброшенных...», О.Мандельштам «Дано мне тело - что мне делать с ним...», О.Мандельштам «Природа - тот же Рим и отразилась в нем...», О.Мандельштам «О свободе небывалой...», О.Мандельштам «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем...», О.Мандельштам «Из омута злого и вязкого...», О.Мандельштам «Я должен жить, хотя я дважды умер...», О.Мандельштам «С. Я. Каблукову», О.Мандельштам «Золотистого меда струя из бутылки текла...», О.Мандельштам «Silentium», О.Мандельштам «Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева...», О.Мандельштам «Я буду метаться по табору улицы темной...»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2020 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.