рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | В.А.Жуковский | Н.А.Некрасов | А.С.Пушкин | А.Сурков |

Рифма к слову «полупальто»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Евгений Баратынский
«Запустение»

Я посетил тебя, пленительная сень,
Не в дни веселые живительного мая,
Когда, зелеными ветвями помавая,
Манишь ты путника в свою густую тень,
Когда ты веешь ароматом
Тобою бережно взлелеянных цветов,-
Под очарованный твой кров
Замедлил я моим возвратом.
В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели;
Хрустела под ногой замерзлая трава,
И листья мертвые, волнуяся, шумели;
С прохладой резкою дышал
В лицо мне запах увяданья;
Но не весеннего убранства я искал,
А прошлых лет воспоминанья.
Душой задумчивый, медлительно я шел
С годов младенческих знакомыми тропами;
Художник опытный их некогда провел.
Увы, рука его изглажена годами!
Стези заглохшие, мечтаешь, пешеход
Случайно протоптал. Сошел я в дол заветный,
Дол, первых дум моих лелеятель приветный!
Пруда знакомого искал красивых вод,
Искал прыгучих вод мне памятной каскады;
Там, думал я, к душе моей
Толпою полетят виденья прежних дней...
Вотще! лишенные хранительной преграды,
Далече воды утекли,
Их ложе поросло травою,
Приют хозяйственный в нем улья обрели,
И легкая тропа исчезла предо мною.
Ни в чем знакомого мой взор не обретал!
Но вот по-прежнему, лесистым косогором,
Дорожка смелая ведет меня... обвал
Вдруг поглотил ее... Я стал
И глубь нежданную измерил грустным взором,
С недоумением искал другой тропы.
Иду я: где беседка тлеет
И в прахе перед ней лежат ее столпы,
Где остов мостика дряхлеет.
И ты, величественный грот,
Тяжело-каменный, постигнут разрушеньем
И угрожаешь уж паденьем,
Бывало, в летний зной прохлады полный свод!
Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей.
Тот не был мыслию, тот не был сердцем хладен,
Кто, безыменной неги жаден,
Их своенравный бег тропам сим указал,
Кто, преклоняя слух к таинственному шуму
Сих кленов, сих дубов, в душе своей питал
Ему сочувственную думу.
Давно кругом меня о нем умолкнул слух,
Прияла прах его далекая могила,
Мне память образа его не сохранила,
Но здесь еще живет его доступный дух;
Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне;
Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды;
Он убедительно пророчит мне страну,
Где я наследую несрочную весну,
Где разрушения следов я не примечу,
Где в сладостной тени невянущих дубров,
У нескудеющих ручьев,
Я тень, священную мне, встречу.


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 69 строк (многостишие)
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: чётностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
Рифмы: сень-мая-помавая-тень
              ароматом-цветов-кров-возвратом
              дерева-чернели-трава-шумели
              дышал-увяданья-искал-воспоминанья
              шел-тропами-провел-годами
              пешеход-заветный-приветный-вод
              каскады-моей-дней-преграды
              утекли-травою-обрели-мною
              обретал-косогором-обвал-стал
              взором-тропы-тлеет-столпы
              дряхлеет-грот-разрушеньем-паденьем
              свод-летучим-Элизей-могучим
              моей-хладен-жаден-указал
              шуму-питал-думу-слух
              могила-сохранила-дух-природы
              вполне-мне-воды-страну
              весну-примечу-дубров-ручьев
              встречу.

Рифмовка: смешанная


------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 386

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов




Разностопный размер

Разностопный размер - размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Четностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например, комбинации строк, написанных двухстопным и четырёхстопным ямбом, и т.п.).
Пример чётностопного дактиля:

Сад весь в цвету,  2
Вечер в огне,  2
Так освежительно-радостно мне!  4
                        (А.Фет)

Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем).
Пример нечётностопного ямба:

Летят, блестят мелькающие спицы,  5
Тоскую и дрожу,  3
А все вперед с летящей колесницы,  5
А все вперед гляжу.  3
                      (Иван Бунин)





Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Стихи Пушкина

Другие стихи Евгения Баратынского:
Е.Баратынский «Алкивиад», Е.Баратынский «Живи смелей, товарищ мой...», Е.Баратынский «Болящий дух врачует песнопенье...», Е.Баратынский «Чувствительны мне дружеские пени...», Е.Баратынский «Пироскаф», Е.Баратынский «Любовь и дружба», Е.Баратынский «Есть милая страна, есть угол на земле...», Е.Баратынский «Мой дар убог, и голос мой не громок...», Е.Баратынский «Прощание», Е.Баратынский «Люблю деревню я и лето...», Е.Баратынский «Были бури, непогоды...», Е.Баратынский «Благословен святое возвестивший...», Е.Баратынский «Как ревностно ты сам себя дурачишь...», Е.Баратынский «Череп», Е.Баратынский «Как много ты в немного дней...», Е.Баратынский «Размолвка», Е.Баратынский «Эпиграмма/3», Е.Баратынский «В альбом», Е.Баратынский «Смерть», Е.Баратынский «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова...», Е.Баратынский «Подражание Лафару», Е.Баратынский «Дельвигу», Е.Баратынский «Когда твой голос, о поэт...», Е.Баратынский «Рифма», Е.Баратынский «Дельвигу», Е.Баратынский «Увы! Творец не первых сил...», Е.Баратынский «К Амуру», Е.Баратынский «Где сладкий шепот...», Е.Баратынский «Бывало, отрок, звонким кликом...», Е.Баратынский «На что вы, дни! Юдольный мир явленья...», Е.Баратынский «Взгляните: свежестью младой...», Е.Баратынский «Скульптор», Е.Баратынский «Эпиграмма», Е.Баратынский «Старательно мы наблюдаем свет...», Е.Баратынский «К жестокой», Е.Баратынский «Что за звуки? Мимоходом...», Е.Баратынский «Эпиграмма/4», Е.Баратынский «Предрассудок! он обломок...», Е.Баратынский «Еще, как патриарх, не древен я; моей...», Е.Баратынский «Недоносок», Е.Баратынский «Дорога жизни», Е.Баратынский «Молитва», Е.Баратынский «Спасибо злобе хлопотливой...», Е.Баратынский «К чему невольнику мечтания свободы...», Е.Баратынский «Тебе на память в книге сей...», Е.Баратынский «К[рыло]ву», Е.Баратынский «Муза», Е.Баратынский «Не подражай: своеобразен гений...», Е.Баратынский «Не славь, обманутый Орфей...», Е.Баратынский «Тебя ль изобразить и ты ль изобразима...», Е.Баратынский «Твой детский вызов мне приятен...», Е.Баратынский «На посев леса», Е.Баратынский «Очарованье красоты...», Е.Баратынский «В глуши лесов счастлив один...», Е.Баратынский «К Алине», Е.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», Е.Баратынский «Финским красавицам», Е.Баратынский «Завыла буря; хлябь морская...», Е.Баратынский «Лагерь», Е.Баратынский «Мудрецу», Е.Баратынский «Приметы», Е.Баратынский «Две доли», Е.Баратынский «К[нягине] 3.А. Волконской», Е.Баратынский «При посылке «бала» с. Э[нгельгардт]», Е.Баратынский «Когда неопытен я был...», Е.Баратынский «Эпиграмма/2», Е.Баратынский «Есть грот: наяда там в полдневные часы...», Е.Баратынский «Запустение», Е.Баратынский «Когда исчезнет омраченье...», Е.Баратынский «Хотя ты малый молодой...», Е.Баратынский «Новинское», Е.Баратынский «Коттерие», Е.Баратынский «Д. Давыдову», Е.Баратынский «К Креницыну», Е.Баратынский «Осень», Е.Баратынский «Небо Италии, небо Торквата...», Е.Баратынский «Ты ропщешь, важный журналист...», Е.Баратынский «Поцелуй», Е.Баратынский «Люблю я вас, богини пенья...», Е.Баратынский «Истина», Е.Баратынский «Разлука», Е.Баратынский «Г[неди]чу», Е.Баратынский «К. А. Тимашевой (вам всё дано...)», Е.Баратынский «Мне с упоением заметным...», Е.Баратынский «Слыхал я, добрые друзья...», Е.Баратынский «Ахилл», Е.Баратынский «Надпись», Е.Баратынский «Бал», Е.Баратынский «Невесте», Е.Баратынский «Своенравное прозванье...», Е.Баратынский «Последний поэт», Е.Баратынский «Родина», Е.Баратынский «Стансы», Е.Баратынский «Последняя смерть», Е.Баратынский «Чудный град порой сольется...», Е.Баратынский «Пиры», Е.Баратынский «Любовь», Е.Баратынский «Идиллик новый на искус...», Е.Баратынский «Признание», Е.Баратынский «Случай»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.