рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Е.Баратынский | Ф.И.Тютчев | В.Брюсов | А.Майков |

Рифма к слову «рапами»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Федор Иванович Тютчев
«С какою негою, с какой тоской влюбленный...»

С какою негою, с какой тоской влюбленный
Твой взор, твой страстный взор изнемогал на нем!
Бессмысленно-нема... нема, как опаленный
Небесной молнии огнем,—

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,
Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась ниц...
Но скоро добрый сон, младенчески-беспечный,
Сходил на шелк твоих ресниц —

И на руки к нему глава твоя склонялась,
И, матери нежней, тебя лелеял он...
Стон замирал в устах... дыханье уравнялось —
И тих и сладок был твой сон.

А днесь... О, если бы тогда тебе приснилось,
Что будущность для нас обоих берегла...
Как уязвленная, ты б с воплем пробудилась —
Иль в сон иной бы перешла.


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк)
Размер: чётностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: влюбленный-нем-опаленный-огнем.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сердечной-ниц-беспечный.
Рифмовка: ABA

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: склонялась-он-уравнялось-сон.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: приснилось-берегла-пробудилась-перешла.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 110

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов




Разностопный размер

Разностопный размер - размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Четностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например, комбинации строк, написанных двухстопным и четырёхстопным ямбом, и т.п.).
Пример чётностопного дактиля:

Сад весь в цвету,  2
Вечер в огне,  2
Так освежительно-радостно мне!  4
                        (А.Фет)

Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем).
Пример нечётностопного ямба:

Летят, блестят мелькающие спицы,  5
Тоскую и дрожу,  3
А все вперед с летящей колесницы,  5
А все вперед гляжу.  3
                      (Иван Бунин)





Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Стихи Пушкина

Другие стихи Ф.И.Тютчева:
Ф.И.Тютчев «Славянам», Ф.И.Тютчев «Вот от моря и до моря...», Ф.И.Тютчев «Неман», Ф.И.Тютчев «Небо бледно-голубое...», Ф.И.Тютчев «Листья», Ф.И.Тютчев «В деревне», Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья...», Ф.И.Тютчев «Снежные горы», Ф.И.Тютчев «Есть и в моем страдальческом застое...», Ф.И.Тютчев «12-ое апреля 1865», Ф.И.Тютчев «Две силы есть - две роковые силы...», Ф.И.Тютчев «Encyclica», Ф.И.Тютчев «Веленью высшему покорны...», Ф.И.Тютчев «Ты долго ль будешь за туманом...», Ф.И.Тютчев «Из края в край, из града в град...», Ф.И.Тютчев «Лето 1854», Ф.И.Тютчев «Так, в жизни есть мгновения ...», Ф.И.Тютчев «Пожары», Ф.И.Тютчев «Безумие», Ф.И.Тютчев «Поэзия», Ф.И.Тютчев «О вещая душа моя...», Ф.И.Тютчев «Предопределение», Ф.И.Тютчев «Арфа скальда», Ф.И.Тютчев «Песок сыпучий по колени.....», Ф.И.Тютчев «Первый лист», Ф.И.Тютчев «Летний вечер», Ф.И.Тютчев «В толпе людей, в нескромном шуме дня...», Ф.И.Тютчев «Не говори! Меня он как и прежде любит...», Ф.И.Тютчев «Смотри, как на речном просторе...», Ф.И.Тютчев «Мотив Гейне», Ф.И.Тютчев «Не богу ты служил и не России...», Ф.И.Тютчев «Близнецы», Ф.И.Тютчев «11 мая 1869», Ф.И.Тютчев «А.Ф. Гильфердингу», Ф.И.Тютчев «Н.Ф. Щербине», Ф.И.Тютчев «Природа - сфинкс. И тем она верней...», Ф.И.Тютчев «В часы, когда бывает...», Ф.И.Тютчев «Итак, опять увиделся я с вами...», Ф.И.Тютчев «Играй, покуда над тобою...», Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид...», Ф.И.Тютчев «День вечереет, ночь близка...», Ф.И.Тютчев «При посылке нового завета», Ф.И.Тютчев «Одиночество», Ф.И.Тютчев «Вы зрите лист и цвет на древе...», Ф.И.Тютчев «Как верно здравый смысл народа...», Ф.И.Тютчев «Великий день Кирилловой кончины ...», Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», Ф.И.Тютчев «Из Гёте», Ф.И.Тютчев «Два единства», Ф.И.Тютчев «Славянам/2», Ф.И.Тютчев «Венеция», Ф.И.Тютчев «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...», Ф.И.Тютчев «Как он любил родные ели...», Ф.И.Тютчев «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», Ф.И.Тютчев «Гус на костре», Ф.И.Тютчев «Бессоница», Ф.И.Тютчев «Молчит сомнительно Восток...», Ф.И.Тютчев «Ночное небо так угрюмо...», Ф.И.Тютчев «Напрасный труд - нет, их не вразумишь ...», Ф.И.Тютчев «Святая ночь на небосклон взошла...», Ф.И.Тютчев «Я очи знал, - о, эти очи...», Ф.И.Тютчев «Когда в кругу убийственных забот...», Ф.И.Тютчев «Люблю глаза твои, мой друг...», Ф.И.Тютчев «Любезному папеньке!», Ф.И.Тютчев «Его светлости князю А.А. Суворову», Ф.И.Тютчев «[из Микеланджело]», Ф.И.Тютчев «Mala Aria», Ф.И.Тютчев «Свершается заслуженная кара...», Ф.И.Тютчев «Вечер», Ф.И.Тютчев «Утихла биза... Легче дышит...», Ф.И.Тютчев «Как ни бесилося злоречье...», Ф.И.Тютчев «Впросонках слышу я - и не могу...», Ф.И.Тютчев «Как ни дышит полдень знойный...», Ф.И.Тютчев «Рассвет», Ф.И.Тютчев «Утро в горах», Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное...», Ф.И.Тютчев «Пламя рдеет, пламя пышет...», Ф.И.Тютчев «Над этой темною толпой...», Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами...», Ф.И.Тютчев «14-ое декабря 1825», Ф.И.Тютчев «Mobile соmmе l'onde», Ф.И.Тютчев «Конь морской», Ф.И.Тютчев «Князю Горчакову», Ф.И.Тютчев «Увы, что нашего незнанья...», Ф.И.Тютчев «Осенней позднею порою...», Ф.И.Тютчев «Наполеон», Ф.И.Тютчев «Я знал ее еще тогда...», Ф.И.Тютчев «Последняя любовь», Ф.И.Тютчев «Нет, моего к тебе пристрастья...», Ф.И.Тютчев «Ответ на адрес», Ф.И.Тютчев «Цицерон», Ф.И.Тютчев «Душа хотела б быть звездой...», Ф.И.Тютчев «Прекрасный день его на Западе исчез...», Ф.И.Тютчев «Памяти В.А. Жуковского», Ф.И.Тютчев «Чему молилась ты с любовью...», Ф.И.Тютчев «Как нас ни угнетай разлука...», Ф.И.Тютчев «Слёзы», Ф.И.Тютчев «Опять стою я над Невой...», Ф.И.Тютчев «Двум друзьям», Ф.И.Тютчев «Не знаешь, что лестней для мудрости людской...»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.