рифма Стихи Пушкина

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | А.Белый | А.Фет | Я.Полонский | А.Блок |

Рифма к слову «убавиться»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Иосиф Бродский
«1972 год»

Птица уже не влетает в форточку.
Девица, как зверь, защищает кофточку.
Поскользнувшись о вишневую косточку,
я не падаю: сила трения
возрастает с паденьем скорости.
Сердце скачет, как белка, в хворосте
ребер. И горло поет о возрасте.
Это — уже старение.

Старение! Здравствуй, мое старение!
Крови медленное струение.
Некогда стройное ног строение
мучает зрение. Я заранее
область своих ощущений пятую,
обувь скидая, спасаю ватою.
Всякий, кто мимо идет с лопатою,
ныне объект внимания.

Правильно! Тело в страстях раскаялось.
Зря оно пело, рыдало, скалилось.
В полости рта не уступит кариес
Греции Древней, по меньшей мере.
Смрадно дыша и треща суставами,
пачкаю зеркало. Речь о саване
еще не идет. Но уже те самые,
кто тебя вынесет, входят в двери.

Здравствуй, младое и незнакомое
племя! Жужжащее, как насекомое,
время нашло наконец искомое
лакомство в твердом моем затылке.
В мыслях разброд и разгром на темени.
Точно царица — Ивана в тереме,
чую дыхание смертной темени
фибрами всеми и жмусь к подстилке.

Боязно! То-то и есть, что боязно.
Даже когда все колеса поезда
прокатятся с грохотом ниже пояса,
не замирает полет фантазии.
Точно рассеянный взор отличника,
не отличая очки от лифчика,
боль близорука, и смерть расплывчата,
как очертанья Азии.

Все, что я мог потерять, утрачено
начисто. Но и достиг я начерно
все, чего было достичь назначено.
Даже кукушки в ночи звучание
трогает мало — пусть жизнь оболгана
или оправдана им надолго, но
старение есть отрастанье органа
слуха, рассчитанного на молчание.

Старение! В теле все больше смертного.
То есть ненужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света. И черный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.

Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это — влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей — основа статики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!

Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не свое. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству впору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес?!

Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
За каковое раченье-жречество
(сказано ж доктору: сам пусть лечится)
чаши лишившись в пиру Отечества,
нынче стою в незнакомой местности.

Ветрено. Сыро, темно. И ветрено.
Полночь швыряет листву и ветви на
кровлю. Можно сказать уверенно:
здесь и скончаю я дни, теряя
волосы, зубы, глаголы, суффиксы,
черпая кепкой, что шлемом суздальским,
из океана волну, чтоб сузился,
хрупая рыбу, пускай сырая.

Старение! Возраст успеха. Знания
правды. Изнанки ее. Изгнания.
Боли. Ни против нее, ни за нее
я ничего не имею. Коли ж
переборщит — возоплю: нелепица
сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
это не разум, а кровь всего лишь.

Данная песня — не вопль отчаянья.
Это — следствие одичания.
Это — точней — первый крик молчания,
царствие чье представляю суммою
звуков, исторгнутых прежде мокрою,
затвердевающей ныне в мертвую
как бы натуру, гортанью твердою.
Это и к лучшему. Так я думаю.

Вот оно — то, о чем я глаголаю:
о превращении тела в голую
вещь! Ни горе не гляжу, ни долу я,
но в пустоту — чем ее ни высветли.
Это и к лучшему. Чувство ужаса
вещи не свойственно. Так что лужица
подле вещи не обнаружится,
даже если вещица при смерти.

Точно Тезей из пещеры Миноса,
выйдя на воздух и шкуру вынеся,
не горизонт вижу я — знак минуса
к прожитой жизни. Острей, чем меч его,
лезвие это, и им отрезана
лучшая часть. Так вино от трезвого
прочь убирают и соль — от пресного.
Хочется плакать. Но плакать нечего.

Бей в барабан о своем доверии
к ножницам, в коих судьба материи
скрыта. Только размер потери и
делает смертного равным Богу.
(Это суждение стоит галочки
даже в виду обнаженной парочки.)
Бей в барабан, пока держишь палочки,
с тенью своей маршируя в ногу!


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 16-ти строф (всего 128 строк)
Размер: разноударный дольник
Стопа: разносложная с ударением на разных слогах
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: форточку-кофточку-косточку-трения
              скорости-хворосте-возрасте-старение.

Рифмовка: AAAB CCCB

2-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: старение-струение-строение-заранее
              пятую-ватою-лопатою-внимания.

Рифмовка: AAAB CDDA

3-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: раскаялось-скалилось-кариес-мере
              суставами-саване-самые-двери.

Рифмовка: AABC DEFC

4-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: незнакомое-насекомое-искомое-затылке
              темени-тереме-темени-подстилке.

Рифмовка: AAAB CDCB

5-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: боязно-поезда-пояса-фантазии
              отличника-лифчика-расплывчата-Азии.

Рифмовка: ABCD EEBD

6-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: утрачено-начерно-назначено-звучание
              оболгана-но-органа-молчание.

Рифмовка: AAAB AAAB

7-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: смертного-медного-местного-полдень
              впадины-украдены-перекладины-Господень.

Рифмовка: AAAB CCCB

8-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: трусости-трудности-трупности-воли
              статики-садике-касатики-поле.

Рифмовка: AAAB CCCD

9-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: похожею-прихожую-кожею-зарилась
              опорою-я-полую-занавес.

Рифмовка: ABAC DEBF

10-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: братие-я-радио-словесности
              жречество-лечится-Отечества-местности.

Рифмовка: ABAC DEDC

11-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: ветрено-на-уверенно-теряя
              суффиксы-суздальским-сузился-сырая.

Рифмовка: AAAB CDEB

12-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: Знания-Изгнания-нее-Коли_ж
              нелепица-терпится-теплится-лишь.

Рифмовка: AABC DDDE

13-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: отчаянья-одичания-молчания-суммою
              мокрою-мертвую-твердою-думаю.

Рифмовка: ABBC CDCE

14-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: глаголаю-голую-я-высветли
              ужаса-лужица-обнаружится-смерти.

Рифмовка: ABCD EFFG

15-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: Миноса-вынеся-минуса-его
              отрезана-трезвого-пресного-нечего.

Рифмовка: ABAC DEEE

16-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: доверии-материи-и-Богу
              галочки-парочки-палочки-ногу.

Рифмовка: AABC DDDC

------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 676

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов







Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Стихи Пушкина

Другие стихи Иосифа Бродского:
И.Бродский «Сретенье», И.Бродский «Шесть лет спустя», И.Бродский «Песня пустой веранды», И.Бродский «Postscriptum», И.Бродский «В альбом Натальи Скавронской», И.Бродский «Бабочка», И.Бродский «Письма римскому другу», И.Бродский «Одиссей телемаку», И.Бродский «Неоконченный отрывок», И.Бродский «Заморозки на почве и облысенье леса...», И.Бродский «1 сентября 1939 года», И.Бродский «Дебют», И.Бродский «Осенний вечер в скромном городке...», И.Бродский «Коньяк в графине - цвета янтаря...», И.Бродский «Миновала зима. Весна...», И.Бродский «Шум ливня воскрешает по углам...», И.Бродский «Стихи в апреле», И.Бродский «Песня», И.Бродский «Я не то что схожу с ума, но устал за лето...», И.Бродский «Прачечный мост», И.Бродский «Я начинаю год, и рвет огонь», И.Бродский «Отрывок», И.Бродский «Это было плаванье сквозь туман...», И.Бродский «Открытка с тостом», И.Бродский «Чаепитие», И.Бродский «Тебе, когда мой голос отзвучит...», И.Бродский «Строфы», И.Бродский «Весы качнулись. молвить не греша,», И.Бродский «О дороге на Скирос», И.Бродский «Конец прекрасной эпохи», И.Бродский «Я памятник воздвиг себе иной...», И.Бродский «Л.В. Лифшицу», И.Бродский «Неоконченный отрывок», И.Бродский «Фонтан», И.Бродский «Роттердамский дневник», И.Бродский «Предпоследний этаж...», И.Бродский «Отрывок», И.Бродский «Е.К.», И.Бродский «Торс», И.Бродский «Сознанье, как шестой урок,», И.Бродский «Морские маневры», И.Бродский «1972 год», И.Бродский «На прения с самим...», И.Бродский «С видом на море», И.Бродский «Пилигримы», И.Бродский «Элегия», И.Бродский «Сын! Если я не мертв, то потому...», И.Бродский «В озерном краю», И.Бродский «Натюрморт», И.Бродский «Сумев отгородиться от людей...», И.Бродский «Остановка в пустыне», И.Бродский «Прощайте, мадемуазель Вероника», И.Бродский «С красавицей налаживая связь...», И.Бродский «М. Б.», И.Бродский «Anno domini», И.Бродский «Песня невинности, она же - опыта», И.Бродский «Похороны Бобо», И.Бродский «Осень в Норенской», И.Бродский «Рождественский романс», И.Бродский «Любовь», И.Бродский «Стихи на бутылке, подаренной Андрею Сергееву», И.Бродский «Элегия на смерть Ц. В.», И.Бродский «Неоконченный отрывок», И.Бродский «Ни страны, ни погоста...», И.Бродский «Дидона и Эней», И.Бродский «Волосы за висок...», И.Бродский «К стихам», И.Бродский «Открытка из города К.», И.Бродский «Освоение космоса», И.Бродский «E.R.», И.Бродский «Время года - зима. на границах спокойствие. сны», И.Бродский «Однажды во дворе на Моховой», И.Бродский «Ну, как тебе в грузинских палестинах?», И.Бродский «Сначала в бездну свалился стул...», И.Бродский «Просыпаюсь по телефону, бреюсь,», И.Бродский «Похож на голос головной убор.», И.Бродский «Вполголоса - конечно, не во весь ...», И.Бродский «Элегия», И.Бродский «Зимним вечером в Ялте», И.Бродский «Почти элегия», И.Бродский «Одному тирану», И.Бродский «Я пробудился весь в поту:», И.Бродский «Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром», И.Бродский «Набросок», И.Бродский «Подсвечник», И.Бродский «Речь о пролитом молоке», И.Бродский «Неоконченный отрывок», И.Бродский «Уточнение», И.Бродский «Сумерки. Снег. Тишина. Весьма...», И.Бродский «Отказом от скорбного перечня - жест...», И.Бродский «Октябрьская песня», И.Бродский «24 декабря 1971 года»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.