§ 9.
СЛОЖНЫЕ РИФМЫ.
ПСЕВДОРИФМЫ
.
К сложным
рифмам относятся рифмы, минимальный (первый) уровень которых имеет не
менее 3 слогов.
Разведывать, труженик, бабочка, мизерный, покатом, сказывать,
оборудование…
Исключением из
данного правила являются трёхсложные прилагательные. Несмотря на то, что
у них могут быть краткие формы, они классифицируются по своей основной
грамматической форме и, следовательно, относятся к сложным рифмам.
Ветреный, прославленный, загубленный…
Дополнительный
пример: маленький и черёмух|а. Слово «черёмуха»
так же, как и «маленький», имеет 3 заударных слога, однако может быть и
двухсложным – «черёмух», поэтому и относится к связующими рифмам
(ОМ●Х),
а «маленький» - к сложным рифмам.
Но: новые – готовые, водами – сводами, парите - жарите… - связующие
рифмы, так как имеют меньший уровень: новый – готовый, воды - своды,
парить – жарить…
Клаузулы сложных рифм, как правило, совпадают:
Мелочный
– отделочный, важничать - бродяжничать, вдовушка
– коровушка…
Край ты
мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь. |
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом. |
(С. Есенин)
(С. Есенин) |
В
первом четверостишье «заброшенный – некошеный» - сложная
рифма первого уровня, во втором «промаха - черёмуха» -
связующая рифма второго уровня.
Многосложные слова (мин. 3 слога) могут иметь в своём составе т.н.
двойные связующие рифменты, например:
Впадина,
краденный.
Впадин – краден. Первый связующий рифмент «АД●Н».
Впадиной
– краденный.
Второй связующий рифмент «●Н●Й»,
где «●»
- гласица.
Двойные связующие рифменты есть также у связующих рифм 2 и 3 уровней.
(Город: городом
ð
«ОР●Д»
и городом à
«●Д●М»).
Примеры рифм с двойным связующим рифментом:
Билетиком
– этаким,
обмишуленном – нагулянным…
А вот пример тройного связующего рифмента:
Оборудование
(«УД●В»,
«●В●Н»,
«●Н●j»).
Такие рифмы крайне редко применяются на практике.
Списки сложных рифм даются в конце каждого вида рифм. Это связано с тем,
что сложные рифмы, принадлежащие к различным родам, образуют т.н.
псевдорифмы.
ПСЕВДОРИФМА
– созвучие слов, принадлежащих к разным группам, но сходных по своему
строению и имеющих общие характерные концовки (общность последних звуков, как минимум,
двух). В основном, псевдорифмы образуются словами со сложными разнородными
(относящимися к разным родам в пределах одного вида) рифментами. Наиболее
многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество
– творчество, нравственность – обязанность,
лыжница - завистница, дикторский – идольский, веерный
– северный, бабушка – ладушки…
Так как
такие созвучия состоят из длинных слов, то эффект рифмы можно проследить
поэтапно:
- сначала внимание акцентируется на ударной гласной, вносящей ассонанс;
- последующий слог вносит дисгармонию;
- и, наконец, заключительный слог восстанавливает временно утраченное
ощущение звукового родства.
Чем больше временной отрезок между пассивным и активным словом, тем
меньше ощущаются различия в их окончаниях на слух. Подробней об этом в §10.
Графически
пвсевдорифмы обозначаются так:
А±НОСТЬ,
О±ВЫЙ,
У±ЦА,
И±ВАТЬ,
Е±±НЫЙ,
и т.п.
Где: первая гласная – ударная (вид), значок "±"
- любой слог (±±
-два слога, ±±±
- три слога), последние буквы – общие концовки слов.
Каждый вид рифм (А(я), Е(э), И(ы), О(ё), У(ю)) имеет свой набор
ПСЕВДОРИФМ, которые объединяют слова всех 12 родов рифм каждого вида.
На практике это выглядит так:
Выборка сложных рифм\псевдорифм «О±СКИЙ»
ОБ
чернобыльский
эзоповский
ОВ
ганноверский
мефистофельский
ОД
отческий
коневодческий
ОЖ
божеский
вельможеский |
ОЗ
бостонский
апостольский
ОЙ
клоунский
воинский
ОК
докторский
оксфордский
ОЛ
добровольческий
народовольческий |
ОМ
детдомовский
обкомовский
ОН
драконовский
наполеоновский
ОР
творческий
богоборческий
ОЧ
сочинский
пророческий |
Внутри каждого рода рифмы являются сложными и родными (при схожести
клаузул).
К псевдорифмам
относятся только межродовые рифмы, а также рифмы одного рода, но с
различной клаузулой. Примеры:
Клоунский – драконовский – докторский – лоцманский
- отческий - творческий и т.д.
Т. о. псевдорифмы, фактически, не являются самостоятельной разновидностью рифм.
Теоретически, псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм,
например: Нравами - авралами (связующие
псевдорифмы), арка – лавка
(обособленная псевдорифма). Такие рифмы если и употребляются, то редко. Наиболее же часто в роли псевдорифм выступают сложные рифмы,
имеющие в своём составе большое кол-во слогов.
Благодаря псевдорифмам в
стихосложении могут участвовать слова, которые, в силу сложившихся
обстоятельств, вообще не имеют родственных рифм. Так, «девочка»
абсолютно
не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов
других родов,
с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка
– белочка – времечко…
Дружественные рифмы дают возможность рифмоваться также редким
словам с уникальными конструкциями. Например, слово «дилетантство»
(5 согласных подряд!) хорошо находит общий язык со словами:
пьянство,
братство, государство, яство…
Т.о. ряды
псевдорифм объединяют близкие по звучанию, но различные по происхождению
слова. В противном случае, они (слова) находились бы порознь в различных
разделах словаря, что исключало бы возможность видеть реальную и полную
картину всех возможных рифм.
Ещё одним типом
псевдорифм является, т.н. «ВЫКАЮЩАЯ РИФМА».
Рифмы этого типа принадлежат исключительно к виду рифм «И» и состоят
из слов, начинающихся на «вы»: выемка – выдумка
– выбелка – выставка – вывозка…(рифмент
ВЫ±КА). Созвучность подобным
словам особенно придаёт общая ударная приставка «вы».
Если существительные и прилагательные на «вы» включены в ряды псевдорифм
на «И», то глаголы представляют собой отдельную и уникальную группу рифм,
с трудом поддающуюся систематизации. Примеры глагольных «выкающих»
рифментов:
ВЫ±РЮ, ВЫ±НЮ, ВЫ±ЛЮ, ВЫ±ЧУ,
ВЫ±ОТЬ, ВЫ±СТИ,
В±±ИТЬ, ВЫ±±УТЬ,
ВЫ±±Ю, ВЫ±±±АТЬ…
(где ±
- слог)
ВЫ±ТЬ |
ВЫ±НЮ |
выбыть
вывить
вырыть
вылить
выжить |
выпить
выплыть
вышить
вымыть
выгнить |
выгоню
вызвоню
выманю
выроню
вытесню |
вычерню
вычиню
вычленю
выполню
выясню |
Такие рифмы находятся по концовкам и количеству слогов (±)
в проводнике рифментов.
Как уже было сказано, родство рассматриваемым словам обеспечивает
созвучность первых
и последних слогов при различном составе внутренних согласных
или внутренних слогов. Кроме «выкающих рифм» такими признаками обладают
и некоторые другие небольшие по составу группы слов:
Обыск – отпрыск – отпуск – отблеск
- оттиск … и т.п.
Несмотря на созвучность подобных
рифм, в стихосложении они большая редкость.
Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
(Д.С. Самойлов)
Разновидностью псевдорифм есть
также двухсложные рифмы, имеющие в своём составе обособленные или
связующие рифменты и общие концовки слов.
К двухсложным псевдорифмам принадлежат по 10 рифментов от каждого вида:
1. Х*ОСТЬ 2. Х*СКИЙ 3.Х*СТВО 4. Х*НЫЙ 5. Х*НУТЬ
6. Х*НИК 7.Х*ЧИК 8.Х*ЩИК 9. Х*ШИЙ 10. Х*ЕЦ.
(Х – вид; * - согласный звук или сочетание согласных)
Примеры:
А*СТВО : рабство – братство - лукавство
– хамство
- бахвальство…
И*СКИЙ : близкий – буддистский - грузинский
- командирский …
Псевдорифма является таковой только
тогда, когда:
- рифменты слов принадлежат к различным родам в пределах своего
вида:
мальчик
– диванчик
(псевдорифма), но: мальчик
– пальчик
(обособленная рифма).
- имеют различные клаузулы в пределах одного рода:
Близкий
– буддистский
(псевдорифма), но: близкий
– низкий
(обособленная рифма).
К чёрту я
снимаю свой костюм английский.
Что же дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
(С. Есенин)
Двухсложные псевдорифмы оформлены в общие ряды в виду их схожести
между собой.
Возчик - мойщик, исчезнуть - отвергнуть, полный
– любовный, престижный – капризный… Звуковое
сходство ещё
больше увеличивается на втором и третьем уровне, и это объясняется большим
количеством совпадающих звуков (полными – любовными, возчиками –
мойщиками, престижному - капризному…).
По причине громоздкости и неточности, псевдорифмы, всё же, мало применяются
на практике, хотя некоторые из них весьма популярны, особенно в песенном
творчестве.
Девушкам из высшего общества
Трудно избежать одиночества.
(К. Меладзе)
§10.
ПОЛИРИФМИЯ. ДВОЯКИЕ РИФМЫ.
.
ПОЛИРИФМИЯ
– способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с
количеством рифм).
Свойством полирифмии обладают слова со связующими рифментами.
Так, разновидностью связующих рифментов есть т.н.
двоякие рифменты,
характерной особенностью которых является две фиксирующие согласные вместо
одной в конце слова:
Полость, ксерокс,
грубость, натиск.
По этой причине слова с
такими рифментами могут рифмоваться двумя способами (помимо основного, где клаузулы полностью совпадают: полость –
волость. )
1. Полость – колос. Здесь, в слове
полость звук «т» приглушается и делается акцент на звуке «с». Наиболее созвучна
эта рифма будет в последовательности наоборот: колос - полость.
На других уровнях рифма пропадает:
полости
≠
колоса.
2. Полость – жёлудь.
Здесь созвучие минимально, но, опять же, в последовательности наоборот оно
усиливается:
Жёлудь – полость. Акцент в слове
полость точно ставится на «ть».
Здесь, наоборот, рифма усиливается при её увеличении на один и, тем более,
на два уровня
Жёлуди - полости,
жёлудями – полостями.
Примеры двояких рифм:
Эрос
– серость, верите - серости.
Табор-рапорт, запад
- рапорт.
Жмурясь – хмурость, жмурите – хмурости.
Градус – радость, тратите – радости.
Опус
– допуск, робок – допуск, побоку - допуску…
На
примере стихов Сергея Есенина можно проследить как рифмуются слова с
двояким рифментом свежесть
и жалость:
Хорошо под
осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха.
|
Мне
грустно на тебя смотреть Какая боль, какая жалость! Знать, только ивовая медь Нам в сентябре с тобой осталась. |
(С. Есенин) (С. Есенин) |
Т.о. слова с двоякими рифментами:
-
имеют две фиксирующие согласные.
-
имеют два варианта
рифмосочетания.
-
относятся к двум разновидностям
рифмы.
Обособленные рифмы
первого уровня могут выступать в роли двояких рифм, если сочетаются с
мультирифмами.
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна Д
’Арк
К осаждённому Орлеану.
(М. Светлов)
В приведенном примере:
удар - Д’
Арк
(«к» приглушается). Если заменить, к примеру,
слово «удар» на «кулак», рифма остаётся:
кулак
- Д’
Арк
(«р» выпадает).
Большинство двояких рифм,
всё же, образуется словами со связующими рифментами.
По характеру родственных отношений такие
рифмы относятся к приёмным (См.§1) рифмам, образованным посредством
вклинения (выпадения). Основная масса слов с двоякими рифментами - с
концовкой «СТЬ»: малость, горесть, юность, прелесть, близость…
На первом уровне такие слова чаще всего рифмуются по первому
согласному звуку «с»
(звук «т» приглушается). Такие слова также относятся к
псевдорифмам (См.§ 7)
Старость
– парус, милость – пригодилось, новость - готовясь
…
Надежда – мой компас земной,
А удача – награда за смелость
А песни… Довольно одной –
Чтоб только о доме в ней пелось.
( Н. Добронравов)
Правило
рифмы №4:
Чем больше временной отрезок и звуковой поток между пассивным и
активным
словом в рифме, тем меньше ощутимо различие в их клаузулах на слух.
|
В момент непосредственного восприятия пассивного слова
память сохраняет звуковой
образ его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова,
если его окончание совпадает с тем образом, который хранится в
памяти – возникает рифма, как ощущение звукового единства и гармонии
слов. В зависимости от местоположения рифм, память
самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках
стиха) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление
его с активным словом в определённых местах стиха. Чем
больше промежуток времени между рифмующимися словами и
количество слов между ними, тем размытей становится образ. Это
свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих
иллюзию родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере
относится к песенному жанру, где слова организованы
мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в
стихах.
Обособленные рифменты также могут быть
связующими. Однако по причине своей малочисленности они не организованы в
отдельные группы.
Примеры: вобла (обособл.) – облик (обособл.связующ.).
Некто – вектор, домна – вспомнить…
Обособленные связующие
рифменты также рифмуются несколькими способами.
Так, слово «зяблик» имеет обособленный рифмент «АБЛ» и
рифмуется
в своём ряду: зяблик – кораблик.
Две согласные «бл» дают слову «зяблик» возможность рифмоваться
со сходными по строению словами, но включающих в себя только одну из этих
двух согласных: зяблик – набок (б-б), зяблик
– валик (л-л). Это псевдорифмы.
Еще пример (надстроечная рифма): сабля – зяблик.
Если попробовать срифмовать слова, сочетавшиеся с «зяблик»,
рифмы не будет.
сабля ≠ набок, сабля ≠ валик
Слова, рифмующиеся с основным словом и не
рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии
(не путать с
псевдорифмами).
1. Встреча – вечер. Вечер – ветер.
Но: Встреча ≠ ветер.
Ты был
испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй,
И вот сегодня снова жаркий вечер,
-
Как низко солнце стало над горой… |
И снова
чёрный масленичный вечер.
Зловещий парк. Неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня. |
(А. Ахматова) (А. Ахматова) |
2.Табор – рапорт. Запад – рапорт. Но:
табор ≠ запад
3 Колос – полость. Жёлудь – полость.
Но: колос ≠ жёлудь.
Т.о., слова со связующими рифментами могут рифмоваться:
- Со словами из своего рода и
семейства (основной способ)
- С мультирифмами (надстроечная
рифма)
- С инородными словами, сходными по
строению.
Третий способ воплощён в псевдорифмах. Однако не во всех, а только в словах с наиболее
распространёнными конструкциями.
Так, слово «равенство» имеет концовку «ство»,
которую имеют в своём составе целые группы слов различных родов рифм: гангстерство,
пасторство, княжество, авторство….
Но вот как быть, например, со словом «облако»?
С основным типом рифмосочетания всё просто (рифмент «ОБЛ»: облако -
облика…).
Второй же способ (для «гурманов») можно определить самостоятельно и искать
рифмы
в рифментах «ОБ●К»
или «ОЛ●К»
(по одной из согласных Б или Л).
В итоге имеем новые рифмы:
облако – лобика –
побоку - тропики… (ОБ●К)
облако – кролика –
столика – ролики…(ОЛ●К)
Более
отдалённые рифмы можно также отыскать в рифментах других родов «ОВ●К»,
«ОД●К»,
«ОЖ●К»,
«ОЗ●К»
и т.д. В результате чего, можно получить новые псевдорифмы,
нигде
вместе
не собранные:
облако – довеку,
облако – годика, облако - ёжика…
Помимо указанных
вариантов, рифму к слову «облако» можно подобрать, заменив только
одну из букв
в конструкции или сразу две : облако – ослика – оклика
- лобзика; облако – оптика – дождика - коврика…
Все однотипные связующие рифмы в пределах одного вида по
отношению друг к другу являются псевдорифмами:
АБ●К
- АВ●К -
АД●К -
АЖ●К -
АЗ●К -
Аj●К -
АЛ●К….
УБ●Р
- УВ●Р
- УД●Р
- УЖ●Р
-УЗ●Р -
Уj●Р
- УК●Р….
и т.д.
Теоретически это - рифмы, но на практике применяются
мало.
Наибольшую сложность представляют
обособленные связующие двоякие
рифмы.
Как пример, слово «область». Здесь, пара согласных «бл»
даёт возможность слову рифмоваться
как обособленная связующая рифма, а «ст»
- рифмоваться как двоякая рифма.
В итоге имеем, как минимум, шесть вариантов рифмосочетаний к слову «область»:
- «ОБОСТЬ» робость -
область
- «ОЛОСТЬ»
волость - область
- ОБ●С глобус –
область
- ОЛ●С волос – область
- ОБ●Т гробить –
область
- ОЛ●Т жёлудь –
область
Более сложный пример.
Обособленный рифмент с тремя согласными подряд, да ещё и двоякий:
Бескорыстность
– близость
Бескорыстность -
знаменитость
Бескорыстность - невинность
Бескорыстность -
сытность
Бескорыстность – капризность И т.п.
Как уже
говорилось
ранее, любой мультирифмент (имеется в виду слово) может рифмоваться со всеми родственными
связующими рифментами (§ 5), образуя при этом надстроечные рифмы.
Это - один из простых примеров полирифмии, когда одно слово может иметь до
12 вариантов рифмосочетания.
Таким образом, полирифмия как явление
происходит, как правило, с участием слов со связующими рифментами в виде
надстроечных рифм, псевдорифм, двояких рифм, а также их комбинаций.
Понятие полирифмии важно для понимания природы рифм и имеет большое
значение в практической работе над стихами.