рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужно ли поэтам изучать своё ремесло?

Да, профессиональный поэт должен основательно разбираться в стихосложении.

Нет, поэзия - свободный полёт мысли, и учиться этому нет необходимости.

Нужно знать основы для общего развития.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | М.Цветаева | А.Блок | Ф.И.Тютчев | А.Фет |

Рифма к слову «звезда»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

«Рифма: от простого к сложному»

      РИФМА: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
 

§ 9.
СЛОЖНЫЕ РИФМЫ. 
ПСЕВДОРИФМЫ
.

    К сложным рифмам относятся  рифмы, минимальный (первый) уровень которых  имеет не менее 3 слогов.
Разведывать, труженик, бабочка,  мизерный, покатом, сказывать, оборудование…
Исключением из данного правила являются  трёхсложные прилагательные. Несмотря на то, что у них могут быть  краткие формы, они классифицируются по своей основной грамматической форме и, следовательно, относятся к сложным рифмам.
Ветреный, прославленный, загубленный…
Дополнительный пример:  маленький и  черёмух|а. Слово «черёмуха» так же, как и «маленький», имеет 3 заударных слога, однако может быть и двухсложным – «черёмух», поэтому и относится к связующими рифмам (ОМХ), а «маленький»  - к сложным рифмам.  Но: новые – готовые, водами – сводами, парите - жарите… - связующие рифмы, так как имеют  меньший уровень: новый – готовый, воды - своды, парить – жарить…
Клаузулы сложных рифм, как правило, совпадают:
Мелочный – отделочный, важничать - бродяжничать, вдовушка – коровушка

Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом.

                                (С. Есенин)                                      (С. Есенин)

В первом четверостишье «заброшенный – некошеный» -  сложная рифма первого уровня,   во втором «промаха - черёмуха» -  связующая рифма второго уровня.
   Многосложные слова (мин. 3 слога)  могут иметь в своём составе т.н. двойные связующие рифменты, например:
Впадина, краденный
. Впадин – краден. Первый связующий рифмент «АДН».
Впадиной – краденный. Второй связующий рифмент  «НЙ», где «» - гласица.
Двойные связующие рифменты есть также у связующих рифм 2  и 3 уровней.
(Город: городом
ð «ОРД» и городом à «ДМ»).
Примеры рифм с двойным связующим рифментом:
Билетикомэтаким, обмишуленном – нагулянным
А вот пример тройного связующего рифмента:
Оборудование
(«УДВ», «●ВН», «Н
j»).
Такие рифмы крайне редко применяются на практике.
Списки сложных рифм даются в конце каждого вида рифм. Это связано с тем, что сложные  рифмы,  принадлежащие к различным родам, образуют т.н. псевдорифмы.

     ПСЕВДОРИФМА – созвучие слов, принадлежащих к разным  группам, но сходных по своему строению и имеющих общие характерные концовки (общность последних звуков, как минимум, двух). В основном, псевдорифмы образуются словами со сложными разнородными  (относящимися к разным родам в пределах одного вида)  рифментами. Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество, нравственность – обязанность, лыжница - завистница,  дикторский  – идольский, веерный – северный, бабушка –  ладушки
   Так как такие созвучия состоят  из длинных слов, то эффект  рифмы можно проследить поэтапно:
-  сначала внимание акцентируется на ударной гласной, вносящей ассонанс;
-  последующий слог вносит дисгармонию;
-  и, наконец, заключительный слог восстанавливает временно утраченное ощущение звукового родства.
Чем больше временной отрезок между пассивным  и активным словом,  тем  меньше ощущаются различия в их окончаниях на слух. Подробней об этом в
§10.
Графически пвсевдорифмы обозначаются так:
А
±НОСТЬ, О±ВЫЙ,  У±ЦА, И±ВАТЬ, Е±±НЫЙ, и т.п.
Где: первая гласная – ударная (вид), значок "
±" - любой слог (±± -два слога, ±±± - три слога), последние буквы – общие концовки слов.
Каждый вид  рифм (А(я), Е(э), И(ы), О(ё), У(ю)) имеет свой набор ПСЕВДОРИФМ, которые объединяют слова всех  12 родов рифм каждого вида.
На практике это выглядит так:
            Выборка  сложных рифм\псевдорифм
«О
±СКИЙ»

ОБ
чернобыльский
эзоповский
ОВ
ганноверский
мефистофельский
ОД
отческий
коневодческий
ОЖ
божеский
вельможеский

ОЗ
бостонский
апостольский
ОЙ
клоунский
воинский
ОК
докторский
оксфордский
ОЛ
добровольческий
народовольческий

ОМ
детдомовский
обкомовский
ОН
драконовский
наполеоновский
ОР
творческий
богоборческий
ОЧ
сочинский
пророческий

Внутри каждого рода  рифмы являются сложными и родными (при схожести клаузул).
К псевдорифмам относятся только межродовые рифмы, а также рифмы одного рода, но с различной клаузулой. Примеры:
Клоунский – драконовский – докторский – лоцманский - отческий - творческий и т.д.
    Т. о. псевдорифмы, фактически, не являются самостоятельной разновидностью рифм.
Теоретически, псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм, например: Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма). Такие рифмы если и употребляются, то редко. Наиболее же часто в роли псевдорифм выступают сложные рифмы, имеющие в своём составе большое кол-во слогов.

   Благодаря псевдорифмам в стихосложении могут участвовать слова, которые, в силу сложившихся обстоятельств, вообще не имеют родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко…   Дружественные рифмы  дают возможность рифмоваться также редким словам с уникальными конструкциями. Например, слово «дилетантство» (5 согласных подряд!) хорошо находит общий язык со словами: пьянство, братство, государство, яство…
   Т.о. ряды  псевдорифм  объединяют близкие по звучанию, но различные по происхождению слова. В противном случае, они (слова) находились бы порознь в различных  разделах словаря, что исключало бы возможность видеть реальную и  полную картину всех возможных рифм.

    Ещё одним типом псевдорифм является, т.н. «ВЫКАЮЩАЯ РИФМА».
Рифмы этого типа принадлежат исключительно к виду  рифм «И» и состоят из слов, начинающихся на «вы»: выемкавыдумкавыбелкавыставкавывозка(рифмент ВЫ
±КА). Созвучность подобным словам особенно придаёт общая ударная приставка «вы».
Если существительные и прилагательные на «вы» включены в ряды псевдорифм на «И», то глаголы представляют собой отдельную и уникальную группу рифм, с трудом поддающуюся  систематизации. Примеры глагольных «выкающих» рифментов:
ВЫ
±РЮ, ВЫ±НЮ, ВЫ±ЛЮ, ВЫ±ЧУ, ВЫ±ОТЬ, ВЫ±СТИ, В±±ИТЬ, ВЫ±±УТЬ, ВЫ±±Ю, ВЫ±±±АТЬ… (где ± - слог)

                      ВЫ±ТЬ

                    ВЫ±НЮ

выбыть
вывить
вырыть
вылить
выжить

выпить
выплыть
вышить
вымыть
выгнить

выгоню
вызвоню
выманю
выроню
вытесню

вычерню
вычиню
вычленю
выполню
выясню

Такие рифмы находятся по концовкам и количеству слогов (±) в проводнике рифментов. Как уже было сказано,  родство рассматриваемым словам обеспечивает созвучность первых и последних слогов при  различном составе  внутренних согласных или внутренних слогов. Кроме «выкающих рифм» такими признаками обладают  и некоторые другие небольшие по составу  группы слов:
            Обыск – отпрыск – отпуск – отблеск - оттиск … и т.п.
Несмотря на созвучность подобных рифм, в стихосложении они большая редкость.

Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
                (Д.С. Самойлов)

     Разновидностью псевдорифм  есть также двухсложные рифмы, имеющие в своём составе обособленные или связующие рифменты  и  общие концовки слов.
К двухсложным псевдорифмам принадлежат по 10  рифментов от  каждого вида:
       1. Х*ОСТЬ  2. Х*СКИЙ 3.Х*СТВО  4. Х*НЫЙ    5. Х*НУТЬ
       6. Х*НИК    7.Х*ЧИК     8.Х*ЩИК    9. Х*ШИЙ  10. Х*ЕЦ.

(Х – вид; * - согласный звук или сочетание согласных)
Примеры:
   А*СТВО :  рабство – братство - лукавство – хамство - бахвальство
  
И*СКИЙ : близкий – буддистский - грузинский - командирский

   Псевдорифма является таковой только тогда, когда:
рифменты слов принадлежат к различным родам в пределах своего вида:
                             мальчик – диванчик (псевдорифма), но:   мальчик – пальчик (обособленная рифма).
 - имеют различные клаузулы в пределах одного рода:
                            Близкий – буддистский (псевдорифма), но:    близкий – низкий (обособленная рифма).

                   К чёрту я снимаю свой костюм английский.
                   Что же дайте косу, я вам покажу -
                   Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
                   Памятью деревни я ль не дорожу?
                                                                    (С. Есенин)

   Двухсложные псевдорифмы оформлены в общие ряды в виду их схожести  между собой.
Возчик - мойщик, исчезнуть - отвергнуть, полный – любовный, престижный – капризный… Звуковое сходство ещё больше увеличивается на втором и третьем уровне, и это объясняется большим количеством совпадающих звуков (полными – любовными, возчиками – мойщиками, престижному - капризному…).
По причине громоздкости и неточности, псевдорифмы, всё же,  мало применяются на практике, хотя некоторые из них весьма популярны, особенно в песенном творчестве.

Девушкам из высшего общества

Трудно избежать одиночества.
                         (К. Меладзе)

 

§10.
ПОЛИРИФМИЯ. ДВОЯКИЕ РИФМЫ.
.

       ПОЛИРИФМИЯ – способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с количеством рифм).
Свойством полирифмии обладают слова со связующими рифментами.
Так, разновидностью связующих рифментов есть т.н.  двоякие рифменты, характерной особенностью которых является две фиксирующие согласные вместо одной в конце слова:
Полость, ксерокс, грубость, натиск.
  
По этой причине  слова с такими рифментами  могут рифмоваться двумя способами (помимо основного, где  клаузулы полностью совпадают: полость – волость. )
1. Полость – колос. Здесь, в слове  полость звук «т» приглушается и  делается акцент на звуке «с». Наиболее созвучна эта рифма будет в последовательности наоборот: колос - полость.
На других уровнях рифма пропадает:
полости ≠  колоса.
2. Полость – жёлудь. Здесь созвучие минимально, но, опять же, в последовательности наоборот оно усиливается:
 Жёлудьполость. Акцент в слове полость точно ставится на «ть».
Здесь, наоборот, рифма усиливается при её увеличении на один и, тем более, на два уровня
   Жёлуди - полости, жёлудями – полостями.
       Примеры двояких рифм:
                  
Эрос – серость, верите - серости.
                   Таборапорт, запад - рапорт.
                   Жмурясь – хмурость, жмурите – хмурости.
                   Градус – радость, тратите – радости.

                   Опус – допуск, робок – допуск, побоку - допуску…

На примере стихов Сергея Есенина можно проследить как рифмуются слова с двояким рифментом свежесть и жалость:

Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.

Мне грустно на тебя смотреть
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

                                                 (С. Есенин)                                             (С. Есенин)


Т.о. слова с двоякими  рифментами:
   -         имеют две фиксирующие согласные.
   -         имеют два варианта рифмосочетания.
   -         относятся к двум разновидностям рифмы.

Обособленные рифмы первого уровня могут выступать в роли двояких рифм, если сочетаются с мультирифмами.

Барабана тугой удар

Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна Д
Арк
К осаждённому Орлеану.
                        
(М. Светлов)

В приведенном примере: удар - Д Арк («к» приглушается). Если заменить, к примеру, слово «удар» на «кулак», рифма остаётся: кулак - Д Арк р» выпадает).

Большинство двояких рифм, всё же, образуется словами со связующими рифментами. По характеру родственных отношений такие рифмы относятся к приёмным (См.§1) рифмам, образованным посредством вклинения (выпадения). Основная масса слов с двоякими рифментами  - с концовкой «СТЬ»: малость, горесть, юность, прелесть, близость…  
На первом уровне  такие слова  чаще всего рифмуются  по первому  согласному звуку «с»  (звук «т» приглушается). Такие слова  также относятся к  псевдорифмам (См.§ 7)
Старость – парус,  милость – пригодилось, новость - готовясь …

Надежда – мой компас земной,
А удача – награда за смелость
А песни… Довольно одной –
Чтоб только о доме в ней пелось.
                                
( Н.  Добронравов)

Правило рифмы4: Чем больше  временной отрезок и звуковой поток  между  пассивным  и активным  словом  в рифме, тем  меньше ощутимо  различие  в их  клаузулах  на слух.

    В момент непосредственного восприятия  пассивного слова  память сохраняет звуковой образ его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом,  который хранится в памяти – возникает рифма, как ощущение звукового единства и  гармонии слов. В зависимости от  местоположения рифм,  память самостоятельно настраивается  (это происходит уже в первых строках стиха)  на сохранение образа  пассивного слова и сопоставление его с активным словом  в определённых  местах стиха.  Чем больше промежуток времени между рифмующимися словами  и  количество слов между ними,  тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм,  создающих  иллюзию родства слов. Вышеизложенное  правило ещё в большей мере относится к  песенному жанру,  где слова организованы мелодически  и  растянуты во времени  намного больше, чем в стихах.

Обособленные рифменты также могут быть связующими. Однако по причине своей малочисленности они не организованы в отдельные группы.
Примеры: вобла (обособл.) – облик (обособл.связующ.). Некто – вектор, домна – вспомнить
Обособленные связующие рифменты также рифмуются несколькими способами. Так, слово «зяблик» имеет обособленный рифмент «АБЛ» и рифмуется в своём ряду: зяблик – кораблик. Две согласные «бл» дают слову «зяблик» возможность рифмоваться со сходными по строению словами, но включающих в себя только одну из этих двух согласных: зяблик – набок (б-б), зяблик – валик (л-л). Это псевдорифмы.
Еще пример (надстроечная рифма): саблязяблик.
Если попробовать срифмовать слова, сочетавшиеся с «зяблик», рифмы не будет.
      сабля ≠ набок, сабля ≠ валик
Слова, рифмующиеся с основным словом  и не рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии (не путать с псевдорифмами).
1. Встреча – вечер. Вечер – ветер. Но: Встреча  ≠ ветер.

Ты был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй,
И вот сегодня снова жаркий вечер, -
Как низко солнце стало над горой…

И снова чёрный масленичный вечер.
Зловещий парк. Неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня.

                                         (А. Ахматова)                                            (А. Ахматова)

2.Табор – рапорт. Запад – рапорт. Но: табор ≠ запад
3 Колос – полость. Жёлудь – полость. Но: колос ≠ жёлудь.
Т.о., слова со связующими рифментами могут рифмоваться:
     -     Со словами из своего рода и семейства (основной способ)
     -     С  мультирифмами (надстроечная рифма)
     -     С  инородными словами, сходными по строению.

  Третий способ воплощён в псевдорифмах. Однако не во всех,  а только в словах с наиболее распространёнными конструкциями.
Так, слово «равенство»  имеет концовку «ство», которую имеют в своём составе целые группы слов различных родов рифм: гангстерство, пасторство, княжество, авторство….
Но вот  как быть, например, со словом «облако»?
С основным типом рифмосочетания всё просто (рифмент «ОБЛ»: облако - облика…).
Второй же способ (для «гурманов») можно определить самостоятельно и искать рифмы в рифментах «ОБ
К» или  «ОЛК» (по одной из согласных Б или Л). В итоге имеем новые рифмы:
                                                  облако – лобика – побоку - тропики…  (ОБ
К)
                                                  облако – кролика – столика – ролики…(ОЛ
К)

Более отдалённые рифмы можно также отыскать в рифментах других родов «ОВК», «ОДК», «ОЖК», «ОЗК»
и т.д. В результате чего, можно получить новые псевдорифмы,
нигде вместе не собранные:
         облако – довеку, облако – годика, облако - ёжика

Помимо указанных вариантов, рифму к слову «облако» можно подобрать, заменив только одну из букв
в конструкции  или сразу две : облако – ослика – оклика - лобзика; облако – оптика – дождика - коврика…
Все однотипные связующие рифмы в пределах одного вида  по отношению друг к другу являются  псевдорифмами:

АБК - АВК - АДК - АЖК - АЗК - АjК - АЛК….
УБ
Р - УВР - УДР - УЖР -УЗР - УjР - УКР…. и т.д.
Теоретически это - рифмы,  но на практике применяются  мало.

   Наибольшую сложность представляют обособленные связующие двоякие рифмы.
Как пример,  слово «область». Здесь, пара согласных «бл» даёт возможность слову рифмоваться 
как обособленная связующая рифма, а «ст» - рифмоваться как двоякая рифма.
В итоге имеем, как минимум,  шесть вариантов рифмосочетаний к слову «область»:
      
- «ОБОСТЬ»  робость  - область
       - «
ОЛОСТЬ» волость - область
      
- ОБ
С  глобус область
      
- ОЛ
С волособласть
      
- ОБ
Т гробить область
      
- ОЛ
Т жёлудь – область
Более сложный пример.
Обособленный рифмент с тремя согласными подряд, да ещё и двоякий:  
       Бескорыстность – близость
       Бескорыстность - знаменитость
      
Бескорыстность - невинность
       Бескорыстность - сытность
       Бескорыстность – капризность   
И т.п.

   Как уже говорилось ранее, любой  мультирифмент (имеется в виду слово)  может рифмоваться со всеми родственными связующими рифментами (§ 5), образуя при этом надстроечные рифмы.
Это - один из простых примеров полирифмии, когда одно слово может иметь до 12 вариантов рифмосочетания. 
  Таким образом,  полирифмия как явление происходит, как правило, с участием  слов со связующими рифментами в виде надстроечных рифм, псевдорифм, двояких рифм, а также их комбинаций. Понятие полирифмии важно для понимания природы рифм и имеет большое значение в практической работе над стихами.
 

<<< Назад    Дальше  >>>

    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.