§ 11.
ОСОБЕННОСТИ КЛАУЗУЛЫ
Клаузула – точное повторение части слова от ударной гласной и до его
конца.
Клаузулой может быть не только окончание слова, но и всё слово
целиком, если оно начинается с ударной гласной: иней, утка, яд,
осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я,
исповедь, угол, остров..
В древнерусской поэзии преобладала т.н. грамматическая рифма;
рифмовались только слова одной части речи и наличие полного совпадения
послеударных слогов (клаузулы) было обязательным (бяше - знаше,
отбивает – отгоняет,
брег – снег… ).
Вплоть до 19 века клаузула была определяющим фактором в стихосложении,
которое допускало только точные рифмы. С середины 19 века в русском стихе всё больше встречается неточных рифм, а
с начала двадцатого века это уже привычное явление в поэзии.
С введением в практику приблизительных рифм клаузула как точное
повторение послеударных слогов перестала быть «единицей рифмы» и
отправной точкой в рифмообразовании.
Это подтверждает следующая таблица.
Рифмы |
Клаузула
есть |
Общей клаузулы нет |
Окончательные рифмы |
твоя – соловья |
борьба
– стопа, друзья - боа |
Мультирифмы |
малина – паутина |
снова – большого, боже
– кто же |
Обособленные рифмы |
иголка – двустволка |
разный - страстный |
Связующие рифмы |
шарик – комарик |
плавал – дьявол |
Сложные рифмы\псевдорифмы |
рыбища – глыбища
|
рыночный – призрачный |
Однако каково бы ни было развитие поэзии в
дальнейшем, совпадение клаузул всегда было, есть и
будет признаком безупречной и красивой рифмы.
§12.
ОСОБЕННОСТИ АКУСТИЧЕСКОЙ РИФМЫ.
ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ.
Рифма – абстрактное понятие, которое существует только благодаря
нашему слуховому восприятию и сознанию, дающему оценку услышанному.
Поэтому под явлением рифмы
всегда понимается именно акустическая рифма - хорошо созвучная на слух и
не обязательно совпадающая на письме. Неважно, что написано – важно, что
услышано. Люди всегда будут естественно воспринимать такие сочетания, как:
лён – сон, мир ‑ сыр, вот -
год, вкус- арбуз, нож – хорош…
Как известно, правила орфографии (правильное написание) не всегда
совпадают с
правилами орфоэпии (правильное литературное произношение). Также помимо
общепринятых норм языка (произношение и восприятие) существуют и
индивидуальные понятия
о звуковой гармонии.
По этим причинам все акустические рифмы условно можно разделить на
объективные и субъективные. К объективным относятся
исключительно точные рифмы, строго соответствующие установленным правилам
произношения. К субъективным относим всё,
что кажется созвучным, но не вписывается в какие-либо рамки законов. Такие
рифмы могут казаться созвучными для одних и могут резать слух другим.
Объективная же акустическая
рифма одинаково воспринимается всеми. Правила рифмы №1 и 3 гласят: любая
твёрдая гласная рифмуется с её мягкой парой и звонкая согласная в
контексте рифмы всегда рифмуется
с её глухой парой: мышь - рыж, слуг – стук,
вот – комод, поп - лоб, нас – раз…
- это
наиболее показательные и закреплённые правилами произношения примеры
акустической рифмы. Помимо таких созвучий, к объективным акустическим
рифмам относятся некоторые рифмы со следующими сочетаниями:
ПишетсяØпроизносится |
Примеры рифм |
ГО
Ø
ВО
|
Ничего – каково |
ЧН
Ø
ШН |
Конечно –
успешно |
ЗЖ
Ø
ЖЖ |
Брезжить –
нежить |
СЧ\ЗЧ\ЖЧ\СТЧ\ЗДЧ
Ø
Щ |
Бросче – роща |
ТЬСЯ\ТСЯ
ØЦА |
Нравиться –
красавица |
СТН\ЗДН
ØСН\ЗН |
Властно –
заразно |
Дополнительные примеры:
Итого – моего –
торжество … Яичница - книжница … Езжу – реже, позже –
вожжи - тоже…
Ящик – оснастчик - указчик… Слово - рокового - второго… Мощь – дождь (можно
произносить, как «дощ»)…
Громоздче – жёстче – тёща… Праздно – заразно –
громогласно…
Детский – немецкий…
Дурацкий – пиратский…колоться – колодца…
Лестница – кудесница…Солнце
– оконце… чувство – искусство…
Выселиться - виселица, лица
– твориться, катится – сумятица…
Все вышеуказанные дополнения учтены в словаре
и обозначены специальными ссылками.
Так, слово «бросче», конечно же, находится в рифменте (рифморяде)
«ОЩ»
(тёща, роща, тощи…) и т.д.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг прелестный…
(А.С. Пушкин)
А жизнь кипит. Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица,
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
(С. Есенин)
На перевернутый ящик
Села худая, как спица,
Дылда-девица,
Рядом - плечистый приказчик.
(Саша Чёрный)
Все объективные акустические рифмы,
невзирая на различие родов, являются родными и образуются посредством
ложных рифментов. Ложный рифмент указывает на род рифм к которому
слово не принадлежит. Примеры:
Твоего (род «ВО»), бандитский (род «ИЧ»,
рифмент «ИЦ»), конечно (род «ЕЖ»), стального
(род «ОВ»), вернуться (род «УЧ», рифмент «УЦ»), жёстче
(род «ОЧ», рифмент «ОЩ»)…
К субъективным акустическим рифмам относятся все двоюродные рифмы, рифмы
дальней степени родства и псевдорифмы:
Ступа – рупор, метр – оркестр, ваши – фальши, они – раним, сласти –
счастье, всё – колесо, выставка – выходка,
реактор – адаптер …
§ 13.
ОСОБЕННОСТИ РОДНЫХ,
ДВОЮРОДНЫХ И ПРИЁМНЫХ РИФМ.
Как
было изложено ранее, к родным рифмам относятся :
-
рифмы с полным совпадением клаузул: пасть - масть, сок – обмок, клей –
смелей…;
(исключение - графические рифмы)
- объективные акустические рифмы: готово - стального,
конечно - успешно…
- рифмы с адекватной гласицей: лето - карета, новый – подковой,
узел - контузил…
Любая рифма звучит хуже, если в паре
одинаковых рифментов:
- мягкая гласица
противостоит твёрдой;
- мягкая
послеударная согласная
противостоит твёрдой (исключение – шипящие звуки).
Сочетания слов с подобными компонентами относятся к двоюродным рифмам.
Так, «няня – сани», «сопрано – охрана» -
родные рифмы.
Но: «няня – сопрано» и «сани – охрана»
- двоюродные рифмы.
Cадовый
– новой
(родн.), садовой – вдовий (двоюр.),
Роли
– что ли
(родн.), роли –
соло (двоюр.)
Дар – бар (родн.), дар
– гарь (двоюр).
Дополнительные примеры двоюродных рифм:
бросить
- носят, слон – огонь, нить – магнит…
Все
вышеуказанные пары слов по характеру относятся к твёрдо-мягким рифмам.
Исключение составляют слова с шипящими:
Дичь
– клич, нож- рожь, лужа - хуже, мяч
– впрячь
(родные рифмы).
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
(М. Исаковский)
Диссонанс в рифме усиливается, если присутствуют оба противоречия:
Пропил
– тополь, падаль – гадил, кратер – матерь.
Ещё
больше может усугубить диссонанс добавление третьего противостояния
«звонкая - глухая».
В связующих рифмах это происходит чаще всего при рифмосочетании глаголов
неопределённой формы на «ть»
со словами на «д »: молод – неволить,
прадед – сватать…
Таких комбинаций в русском языке довольно мало. Все они относятся к
двоюродным рифмам,
но являются таковыми чисто условно. Согласно правилу рифмы №2, звонкая согласная в контексте рифмы
рифмуется с её глухой парой. Такие рифмы относятся к родным на первом
уровне и к двоюродным на последующих. Объяснение этому - правило
позиционного чередования звуков.
Примеры: сад – сват (родн.) , саду – свату (двоюр.),
садом – сватом (двоюр.)
Лук -
подруг
(родн.), лука – подруга (двоюр.)
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
(А. С. Пушкин) |
Всюду жизнь привольно и широко,
Точно Волга полная, течёт.
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(В. Лебедев-Кумач) |
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
(П.Д. Коган) |
Родные рифмы относятся к точным рифмам.
Несмотря на, порой, весьма тонкую грань, разделяющую родные и двоюродные
рифмы,
последние являются уже приблизительными рифмами, хотя и наиболее
оптимальными из них.
Т.о., для наилучший рифмы желательно подбирать адекватные
компоненты.
Категория «приёмные рифмы» даёт возможность
участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так,
слово «сельдь» не имеет родственных слов (кроме "кельт"). По этой причине оно
примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является
приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»:
Ведь - медь – медведь – впредь -
сельдь - кельт…
Бунт – грунт – корунд - фунт – пункт…
Библейский – европейский – лакейский –
кувейтский….
Буча - круча – куча – чукча…
Ещё пример. Слова «Арктика» и «Антарктика»
также не имеют родственников по клаузуле «арктика». Но они успешно
рифмуются со словами: практика, тактика, галактика,… где также
выступают в роли приёмных рифм.
К приёмным рифмам, как правило, относятся рифмы с вклинением/выпадением.
§ 14.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РИФМЫ.
"ВЕЧНЫЕ" И
УСТОЯВШИЕСЯ РИФМЫ.
Понятие функциональность рифмы включает в себя много
факторов. Это её образность, выразительность, её соответствие идейной фабуле
стиха, контексту, её свежесть и, в то же время, её узнаваемость и запоминаемость. Рифма
является центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк. Она
создаёт после себя паузу, которая даёт возможность осмыслить услышанное, и
поэтому от рифмы зависит восприятие всего стиха. Благодаря размеру,
ритму, и главным образом, рифме, стихи намного легче учить наизусть, чем
прозу. Рифма –
зацепка для памяти, создающая ощущение повторяемости. Да и к тому же
всегда легче запомнить, то, что было последним во временном отрезке. А уже
это последнее заставляет вспомнить всё предшествующее ему. Стихи, которые
трудно запомнить, никогда не имели успеха. Поэтому во все времена
поэты всегда старались подбирать рифмы ёмкие, красивые и узнаваемые. В
тоже время, они старались избегать банальных, слишком вычурных и набивших
оскомину сочетаний. Однако и это не всегда возможно. Так, ещё со времён
Пушкина, поэты и критики отмечали единообразие и скудость некоторых рифм,
незаменимых по своей выразительности и популярности. В прямом смысле
многие из таких рифм также практически незаменимы по причине узко
ограниченного рифмословарного запаса входящих в них слов.
"Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую:
пламень неминуемо тащит за собой камень, из-за
чувства выглядывает непременно искусство..." А.С. Пушкин. Вот
эти рифмы:
Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь –
прочь. Любя – тебя. Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы -
розы.
Борьба – судьба. Век – человек, Ночи – очи…
Все эти рифмы
являются функциональными и, несмотря на свою «заезженность» и кажущуюся
банальность, повсеместно
применяются и по сей день и, вероятно, будут применяться всегда.
Это -
"вечные" рифмы.
Не пой! Не пой
мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.
(С. Есенин) |
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
Hа вот, возьми ее скорей!)
(А.С.Пушкин) |
В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
(М.И. Цветаева)
|
Помимо
вышеописанных словосочетаний в русском стихосложении устоялись также
варианты нелогичных рифмосочетаний некоторых часто употребляемых слов.
Например:
жизнь
ØИЗ
(держись, вниз, ввысь…), грусть
Ø
УЗЬ (Русь, вернусь…),
любви
Ø
И (твои, свои, соловьи…), люблю
Ø
Ю
(пою, мою, твою…) и т. п.
Такие рифмы называются
«устоявшимися».
Они также весьма популярны как в поэзии, так и в песенном жанре.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
(К.
Симонов)
Т.
о. рифму, которая не режет слух и которая подчинена смыслу, а не
наоборот, можно смело назвать функциональной. Если исходить из
происхождения, то к функциональным рифмам относятся почти все
окончательные рифмы и мультирифмы. Исключения составляют редкие, малознакомые и специальные слова-термины,
типа: мегрел, cкрап, вальтрап, круглота,
шпунты, дезабилье…. Многие обособленные и связующие рифмы
также функциональны, хотя процент исключений у них намного больше. К
нефункциональным относятся сложные и псевдорифмы, двоякие, добавленные
рифмы.
В целом,
оценка рифмы и её функциональности невозможна вне контекста
стихотворения, без учёта его стиля и композиции. Так, точная и безупречная
рифма не всегда может быть функциональной, и наоборот, приблизительная
рифма, а порой, и весьма отдалённая, может быть именно на своём месте.
Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля;
Вдали, под тихой лавров сенью,
Я слышу пенье соловья.
(А. Пушкин)
|
Грудью вперёд бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой! Левой! Левой!
(В. Маяковский)
|