рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | Л.А.Мей | М.Цветаева | С.Михалков | Ф.Сологуб |

Рифма к слову «сизаре»

Короткие ссылки

На сайте  Рифмовед.ру чаще всего ищут следующие термины:
рифма, стихосложение, строфа, русский стих, ямб, визуальная поэзия, сонет, палиндром, стих, пентон, хорей, акростих, буриме, рифмовка, лимерик, стихоанализ, стихи Пушкина, тексты песен, припев, силлабо-тоническое стихосложение, монорим, пеон, стилистические фигуры, каламбур, фигурные стихи, подбор рифм, словарь рифм, стихи, клаузула, рифмы онлайн, Омар Хайам, гласные рифмы, русский стих, римфа, панторифма, одностишие, рубаи, тавтограмма, хайку, центон, русские рифмы, поэт-песенник, античный стих, анализ стихотворного текста, литературный юмор, учебник стихосложения, генератор рифм, рифма к слову, поэзия...




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...






В.В. Онуфриев

«Рифма: от простого к сложному»

   РИФМА: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
 

§ 11.
ОСОБЕННОСТИ  КЛАУЗУЛЫ
 

   Клаузула –  точное повторение части слова от ударной гласной и до его конца. Клаузулой может быть не только окончание слова, но и  всё слово целиком,  если оно начинается с ударной гласной: иней, утка, яд, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать,  Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров..
   В древнерусской поэзии преобладала т.н. грамматическая рифма; рифмовались только слова одной части речи и наличие полного совпадения послеударных слогов (клаузулы) было обязательным (бяше - знаше, отбивает – отгоняет, брег – снег). Вплоть до 19 века клаузула была определяющим фактором в стихосложении, которое допускало только точные рифмы. С середины 19 века в русском стихе всё больше встречается неточных рифм, а с начала двадцатого века это уже привычное явление в  поэзии.
С введением в практику приблизительных рифм клаузула как точное повторение послеударных слогов перестала быть «единицей рифмы» и отправной точкой в рифмообразовании. Это подтверждает следующая таблица.

             Рифмы

    Клаузула есть

      Общей  клаузулы нет

Окончательные рифмы  

   твоя – соловья

       борьба – стопа,  друзья - боа

Мультирифмы

 малина – паутина

      снова – большого, боже – кто же

Обособленные рифмы

       иголка – двустволка

     разный - страстный

Связующие рифмы 

  шарик – комарик

           плавал – дьявол

Сложные рифмы\псевдорифмы

рыбища – глыбища

     рыночный – призрачный

Однако каково бы ни было развитие поэзии в дальнейшем,  совпадение клаузул всегда было, есть и будет признаком безупречной и красивой рифмы.

§12.
ОСОБЕННОСТИ АКУСТИЧЕСКОЙ  РИФМЫ.
ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ.

   Рифма – абстрактное понятие, которое существует только благодаря  нашему слуховому восприятию и сознанию, дающему оценку услышанному. Поэтому под явлением рифмы всегда понимается именно акустическая рифма - хорошо созвучная на слух и не обязательно совпадающая на письме. Неважно, что написано – важно, что услышано. Люди всегда будут естественно воспринимать такие сочетания, как: лён – сонмир ‑ сыр, вот - год, вкус- арбуз,  нож – хорош
   Как известно, правила орфографии (правильное написание) не всегда совпадают с правилами орфоэпии (правильное литературное произношение). Также помимо общепринятых  норм языка (произношение и восприятие) существуют  и индивидуальные понятия  о звуковой гармонии. По этим причинам все акустические рифмы условно можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся  исключительно точные рифмы, строго соответствующие установленным правилам произношения.  К субъективным относим всё, что кажется созвучным, но не вписывается в какие-либо рамки законов. Такие рифмы  могут казаться созвучными для одних и могут резать слух другим. Объективная же акустическая рифма одинаково воспринимается всеми. Правила рифмы №1 и 3 гласят: любая  твёрдая гласная рифмуется с её мягкой парой и звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой: мышь - рыж, слуг  – стук, вот –  комод, поп - лоб, нас – раз… -  это наиболее показательные и закреплённые правилами произношения примеры акустической рифмы. Помимо таких созвучий, к объективным акустическим рифмам относятся некоторые рифмы со следующими сочетаниями:
 

                          ПишетсяØпроизносится

       Примеры рифм

                                 ГО  Ø ВО         

      Ничего – каково

                                 ЧН  Ø ШН

    Конечно – успешно

                                 ЗЖ  Ø ЖЖ

   Брезжить – нежить

        СЧ\ЗЧ\ЖЧ\СТЧ\ЗДЧ  Ø Щ

       Бросче – роща

                        ТЬСЯ\ТСЯ ØЦА

   Нравиться – красавица

                         СТН\ЗДН  ØСН\ЗН

     Властно – заразно

    
       Дополнительные примеры:
       Итого – моего – торжество …   Яичница - книжница … Езжу – реже, позже – вожжи - тоже…
       Ящик – оснастчик - указчик…   Слово - рокового  - второго…   Мощь – дождь
(можно произносить, как «дощ»)…
       Громоздче – жёстче – тёща…    Праздно – заразно – громогласно…   
       Детский – немецкий… Дурацкий – пиратский…колоться – колодца…
       Лестница – кудесница…Солнце – оконце… чувство – искусство…
       Выселиться - виселица,  лица – твориться, катится – сумятица…

 Все вышеуказанные дополнения учтены в словаре и обозначены специальными ссылками. Так, слово «бросче», конечно же, находится в рифменте (рифморяде) «ОЩ» (тёща, роща, тощи…) и т.д.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь друг прелестный…
                                          (А.С. Пушкин)
 

А жизнь кипит. Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица,

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.
                                         (С. Есенин)

На перевернутый ящик
Села худая, как спица,
Дылда-девица,
Рядом - плечистый приказчик.
                       (Саша Чёрный)

  Все объективные акустические рифмы,  невзирая на различие родов,  являются  родными и образуются посредством ложных рифментов. Ложный рифмент  указывает  на род рифм  к  которому слово не принадлежит.  Примеры:
Твоего (род «ВО»),  бандитский (род «ИЧ», рифмент «ИЦ»),  конечно (род «ЕЖ»), стального (род «ОВ»), вернуться (род «УЧ», рифмент «УЦ»),  жёстче (род «ОЧ»,  рифмент «ОЩ»)…
К субъективным акустическим рифмам относятся все двоюродные рифмы, рифмы дальней степени родства и псевдорифмы:
Ступа – рупор,  метр – оркестр, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, всё – колесо, выставка – выходка, реактор – адаптер …

§ 13.
ОСОБЕННОСТИ  РОДНЫХ,  ДВОЮРОДНЫХ  И  ПРИЁМНЫХ  РИФМ.
 

     Как было изложено ранее, к родным рифмам относятся :
-  рифмы с полным совпадением клаузул: пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…;
   (исключение - графические рифмы)
-
  объективные акустические рифмы: готово - стального, конечно - успешно
-  рифмы с адекватной гласицей:  лето - карета, новый – подковой, узел - контузил…

Любая рифма звучит хуже, если в паре одинаковых рифментов:
        - мягкая гласица противостоит твёрдой;
        - мягкая послеударная согласная противостоит твёрдой (исключение – шипящие звуки). 
Сочетания слов с подобными компонентами относятся к двоюродным рифмам.
Так, «няня – сани», «сопрано – охрана» - родные рифмы. Но: «няня – сопрано» и «сани – охрана» - двоюродные рифмы.
Cадовый – новой (родн.), садовой – вдовий (двоюр.), Роли – что ли (родн.), роли – соло (двоюр.)
Дар – бар (родн.), дар – гарь (двоюр).
Дополнительные примеры двоюродных рифм:
бросить - носят, слон – огонь,  нить – магнит
Все вышеуказанные пары слов по характеру относятся к твёрдо-мягким рифмам.
Исключение составляют слова с шипящими:
Дичь – клич, нож- рожь, лужа - хуже, мяч – впрячь (родные рифмы).

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
                  (М. Исаковский)

  Диссонанс в рифме усиливается, если присутствуют оба противоречия:
Пропил – тополь, падаль – гадил,  кратер – матерь.
Ещё больше может усугубить диссонанс добавление третьего противостояния «звонкая - глухая».
В связующих рифмах это происходит чаще всего при рифмосочетании глаголов неопределённой формы на «ть» со словами на «д »:  молод – неволить,  прадед – сватать…
Таких комбинаций в русском языке довольно мало. Все они относятся к двоюродным рифмам, но являются таковыми чисто условно. Согласно правилу рифмы №2, звонкая согласная в контексте рифмы рифмуется с её глухой парой. Такие рифмы относятся к родным на первом уровне и к двоюродным на последующих. Объяснение этому - правило  позиционного чередования звуков.
Примеры: сад – сват (родн.) , саду – свату (двоюр.), садом – сватом (двоюр.)
Лук - подруг (родн.),  лука – подруга (двоюр.)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
                                  (А. С. Пушкин)
Всюду жизнь привольно и широко,
Точно Волга полная, течёт.
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
                        (В. Лебедев-Кумач)
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
                                   (П.Д. Коган)


Родные рифмы относятся  к точным рифмам. Несмотря на, порой, весьма тонкую грань, разделяющую родные и двоюродные рифмы, последние являются уже приблизительными рифмами, хотя  и наиболее оптимальными из них. Т.о., для наилучший рифмы желательно подбирать  адекватные компоненты.      

   Категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (кроме "кельт"). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм  на «ЕДЬ»:
                    Ведь - медь – медведь – впредь - сельдь - кельт
                    Бунт – грунт – корунд - фунт – пункт
                    Библейский – европейский – лакейский – кувейтский….
                    Буча - круча – куча – чукча
Ещё пример. Слова «Арктика»  и «Антарктика»  также не имеют родственников по клаузуле «арктика». Но они успешно рифмуются со словами: практика, тактика, галактика,… где также  выступают в роли приёмных рифм.
К приёмным рифмам, как правило, относятся рифмы с вклинением/выпадением.

§ 14.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РИФМЫ.
"ВЕЧНЫЕ" И УСТОЯВШИЕСЯ РИФМЫ.
 

   Понятие функциональность рифмы включает в себя  много факторов. Это её образность,  выразительность, её соответствие идейной фабуле стиха, контексту, её свежесть и, в то же время, её узнаваемость и запоминаемость. Рифма является центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк. Она создаёт после себя паузу, которая даёт возможность осмыслить услышанное, и поэтому от рифмы  зависит восприятие всего стиха. Благодаря размеру, ритму, и главным образом, рифме, стихи намного легче учить наизусть, чем прозу. Рифма – зацепка для памяти, создающая ощущение повторяемости. Да и к тому же всегда легче запомнить, то, что было последним во временном отрезке. А уже это последнее заставляет вспомнить всё предшествующее ему. Стихи, которые трудно запомнить, никогда не имели успеха. Поэтому во все времена поэты всегда старались подбирать рифмы ёмкие, красивые и узнаваемые. В тоже время, они старались избегать банальных, слишком вычурных и набивших оскомину сочетаний. Однако и это не всегда возможно. Так, ещё со времён Пушкина, поэты и критики отмечали единообразие и скудость некоторых рифм, незаменимых по своей выразительности и популярности. В прямом смысле многие из таких рифм также практически незаменимы по причине узко ограниченного рифмословарного запаса входящих в них слов. "Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую: пламень неминуемо тащит за собой камень, из-за чувства выглядывает непременно искусство..." А.С. Пушкин. Вот эти рифмы:
         
Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь – прочь. Любя – тебя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю.
          Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек, Ночи – очи…
Все эти рифмы являются функциональными и, несмотря на свою «заезженность» и кажущуюся банальность, повсеместно применяются и по сей день и, вероятно, будут применяться всегда. Это - "вечные" рифмы.

       Не пой! Не пой мне! Пощади.
       И так огонь горит в груди.
       Она пришла как к рифме «вновь»
       Неразлучимая  любовь.
                                      (С. Есенин)
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
Hа вот, возьми ее скорей!)
                              (А.С.Пушкин)

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь

И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
                          (М.И. Цветаева)


Помимо вышеописанных словосочетаний в русском стихосложении устоялись также варианты  нелогичных рифмосочетаний некоторых часто употребляемых слов. Например:
жизнь
ØИЗ (держись, вниз, ввысь…),  грусть Ø УЗЬ (Русь, вернусь…),
любви
Ø И (твои, свои, соловьи…),  люблю Ø Ю (поюмою, твою…)  и т. п.
Такие рифмы называются
«устоявшимися». Они также весьма популярны как в поэзии, так и в песенном жанре.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
                     
   
(К. Симонов)

     Т. о.  рифму, которая не режет слух и которая подчинена смыслу, а не наоборот, можно  смело назвать функциональной. Если исходить из происхождения, то к функциональным рифмам относятся почти все окончательные рифмы и мультирифмы. Исключения составляют редкие, малознакомые и специальные слова-термины, типа:  мегрел, cкрап, вальтрап, круглота, шпунты, дезабилье…. Многие обособленные и связующие  рифмы также функциональны, хотя процент исключений у них намного больше. К нефункциональным относятся  сложные и псевдорифмы, двоякие, добавленные рифмы.

    В целом, оценка рифмы и её функциональности невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его стиля и композиции. Так, точная и безупречная рифма не всегда может быть функциональной, и наоборот, приблизительная рифма, а порой, и весьма отдалённая, может быть именно на своём месте.

Настала ночь; покрылись тенью

Тавриды сладостной поля;

Вдали, под тихой лавров сенью,

Я слышу пенье соловья.
                                (А. Пушкин)

Грудью вперёд бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой! Левой! Левой!
                             (В. Маяковский)

 

<<< Назад    Дальше  >>>

    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.