Вам, конечно, известно явление "рифмы".
Скажем, строчка окончилась словом "отца",
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца... (В.Маяковский)
Рифма (от греч. rhythmós -
стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами
и объединяет стихи в строфы. Словарь разновидностей рифмы Стихосложение (версификация) — способ организации
звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению
Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.
Установите наш информер и сделайте ваш сайт интересней! Код...
В.В. Онуфриев
«Рифма:
от простого к сложному»
РИФМА: ОТ ПРОСТОГО
К СЛОЖНОМУ
§ 16. РИФМОТИП СЛОВА.
СИСТЕМА ССЫЛОК. МУЛЬТИРЯДЫ.
Каждое слово
имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в
рифмословарной иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его
совместимость со словами других рифмотипов. Так, говоря о том, что
связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами, подразумевается
сходство их рифмотипов. Рифмотип – это обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова складывается из
символов «х»
(согласный звук) и «о»
(гласный звук). Рифмотип слова «сон» -
ох,
«рама» - охо,
«тонус» - охох,
«черёмуха» - охохо,
«визг» – охх,
«точный» – оххох,
«оборудование» - охохохохо
и т.д.
Рифмотипы называются по
именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют
роды, виды и пр. Чтобы выяснить к какому типу рифм по происхождению
принадлежит слово, достаточно выяснить его рифмотип.
В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова
располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных
звуков. Ниже дана таблица
основных рифмотипов слов. В скобках после названий указаны уровни,
в правом солбце - примеры.
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ РИФМОТИПОВ
К второстепенным
относятся рифмотипы многосложных слов. Их несколько десятков и они
не столь важны для понимания. Определение на
совместимость слов в рифме по их рифмотипу напоминает игру в крестики
–нолики.
Если символы по вертикали совпадают – рифме быть, и наоборот.
Примеры:
СИСТЕМА ССЫЛОК
Ссылки дают возможность словам не повторяться в их различных
грамматических формах. Исключение составляют только слова с подвижными
ударениями, основная же масса слов подаётся в словаре единожды. В
противном случае, словарь состоял бы из многих тысяч страниц.
Так, например, слово «баул» находиться в рифморяде «УЛ»,
который имеет ссылки на другие ряды, со словами которых могут рифмоваться
слова из «УЛ». К примеру, ссылка «
ð УЛА(ул) », даёт возможность рифмовать «баул» со словами на «УЛА»:
баул – акул, баул - скул… Так, подрифмент «ИДА» (бита, защита, обида…) имеет ссылку «
ð ИД (ида-иду-иды)».
Это означает, что рифму к словам на «ИДА» можно найти также
в основном рифменте «ИД» (кредит, вид, гид…), добавив к словам
твёрдые окончания «а, у, ы».
В итоге имеем рифмы:
Бита – кредита
- защиты – виды - обиду – гиду и т. д. Ссылки бывают трёх типов:
1.
ð
ссылка на точные рифмы 2. ≈
ссылка на приблизительные рифмы
3.
Ø ссылка на составные
рифмы
Практически каждый рифморяд
имеет ссылки, благодаря которым представляется возможность найти абсолютно все рифмы к тому или иному слову.
Все ссылки даются перед рифморядами мелким шрифтом. Вот как это выглядит на практике.
Допустим, необходимо найти рифмы к слову «воля». Мультирифмент «ОЛ»
указывает на то, что это слово содержит рифморяд «ОЛ», а
последняя мягкая гласная (воля) уточняет на подрифмент «ОЛЯ».
Подрифмент «ОЛЯ» имеет 7 ссылок.
Это означает, что к слову «воля» есть ещё масса рифм в других
рифморядах.
Смотрим поэтапно: 1.
ð ОЛ-ОЛА (оле). Слова в
рядах «ОЛ» и «ОЛА» трансформируем как указано в скобках. Атолл - атолле, футбол - футболе,
школа - школе,
виола - виоле….
В итоге имеем новые рифмы: воля
– атолле – футболе - школе - виоле… 2.
ð ОЛЬ
(оле -оли-олю-оля). Проделываем в уме аналогичные действия:
Алкоголь – алкоголю, боль - боли, аэрозоль – аэрозоля… Снова получаем
новые рифмы: воля – боли – алкоголю – аэрозоля… 3.
ð ОЛИТЬ(олю-оля*)
Холить – холю\холя, мозолить - мозолю\мозоля… Рифмуем:
воля – холю - мозоля… 4.
ð ОДЬ**(оли)
Колоть – кололи, молоть – мололи, пороть – пороли… Рифмуем:
воля – пололи – мололи – пороли… 5. ≈
ОЛЬЯ
Это ссылка уже на приблизительные рифмы. Смотрим и рифмуем: Воля – колья –
сокольи – соболье… 6.
≈
ОВЛЯ
Приблизительные рифмы с вклинением: воля – кровля – ловля –
готовлю…знакомлю… 7.Ø
«*о ли»
Ссылка предлагает самостоятельно составить составную рифму с частицей
«ли».
Варианты рифм по предложенной конструкции: Воля –
что ли – темно ли – оно ли – всё ли … Вдобавок ко всему, в конце подрифмента «ОЛЯ» даются т.н. "подсказки"
из фразеологических оборотов, устойчивых выражений и пр. &Сила воли, львиная доля, перекати-поле, ищи
ветра в поле, по божьей воле,
охота пуще неволи, узнать почём пуд соли… Т.о., находим все имеющиеся рифмы к нужному слову.
Благодаря ссылкам и специальным обозначениям словарь
задействует в рифмообразовании слова во всех их грамматических формах, а
также: -Ласкательные и грубые формы существительных; -Наречия, образованные от
прилагательных; -Краткие формы прилагательных; -Прилагательные сравнительной и
превосходной степени; -Причастия страдательного и
действительного залогов; -Возвратные и невозвратные формы
глаголов; -Причастия и деепричастия и т.д.
Понятие "МУЛЬТИРЯДЫ" (МР)
объединяет наиболее многочисленные по составу группы базовых рифм,
принадлежащих к отдельным частям речи: ряды существительных,
прилагательных, глаголов и ряд деепричастий. Все они принадлежат к
мультирифмам и включают в себя от нескольких сотен до нескольких
тысяч слов. Так, самый большой мультиряд глаголов на "ать"
насчитывает более 5000 слов. Мультиряды выполняют две важные функции: 1. Разгружают основной
словарь, отделяя огромные массивы однородных русских слов. В
противном случае, основной словарь был бы совершенно неудобочитаем
и огромные списки не позволяли бы видеть общую картину слов того
или иного рифмента; 2. Позволяют тысячам слов
не повторятся во многих грамматических формах, что даёт
возможность организовать все рифмы в одной книге. В противном
случае, такой словарь составил бы несколько массивных томов.
Примеры-выдержки из некоторых мультирядов и пояснения к ним
лишний раз подтверждают ту важную роль, которые они выполняют.
Мультрифмент «АЙ» (май, рай,
лай…) имеет ссылку
ð МР 01, указывающую на то,
что глаголы с этим рифментом находятся в отдельном списке
мультирядов: бросай, читай, играй…
Мультирифмент «АЯ» (стая, свая, вайя…второй уровень
«АЙ») снова ссылается
на этот список глаголов:
ðМР
01 (аю-ая). В скобках указана необходимая трансформация слов
для соответствия рифме «АЯ».
В итоге имеем рифмы из глаголов и деепричастий: играю/играя,
гадаю/гадая,
летаю\летая и т.д.
Связующий рифмент
«Аj●М»
c рифмами, типа: чаем,
караваем.. имеет ссылку ð МР 01 (аем). Получаем:
бросаем, мотаем, сияем, качаем…
Обособленный рифмент «АЙД» (байт, сайт..) ссылается:
ð МР 01 (айте).
В итоге имеем: бросайте, верстайте, гадайте, мечтайте….
Мультирифмент «ИД»
(гид, быт, визит…) имеет ссылку
ð МР 09,
благодаря чему, рифмуем: блестит, кричит, звучит…
Мультирифмент «ИЖ» (пыж, чиж, камыш…) ссылается:
ð
МР 09 (ишь).
Трансформируя в уме «ит» на «ишь», имеем: блестишь, летишь,
горишь…
Мультирифмент «ИМ» (дым, налим, Крым …) ссылается:
ð
МР 09(им).
Образуем рифмы: блестим, бурлим, кипим, грустим…
Это были рифменты вида «И(ы)». А теперь другой вид - «А(я)».
Мультирифмент «АД» (сад, яд, сват…) даёт ссылку:
ð
МР 09(ат).
И получаем тысячи рифм-глаголов: блестят, гремят, ворожат,
кричат…
и т.д.
Слова, изменяющиеся не по правилам, подаются в базовых рифментах
во всех их формах (бежитàИД,
бежимà ИМ,
бегутàУД
…. ).
Так как слова в мультирядах относятся к различным видам рифм,
то и расположены они в конце после всех базовых рифм. Поиск
рифм в словаре происходит по их рифментам. Список всех рифментов в алфавитном порядке даётся в конце словаря. Для
тех же, кто не желает обременять себя чтением
теоретической части, даётся универсальная схема быстрого
поиска рифм к любому слову.
§ 16.
СТАТИСТИКА. СХЕМА РУССКИХ РИФМ.
ПРИМЕРЫ РИФМ. СЛОВА-СИРОТЫ.
Как правило, самыми большими по объёму
являются мультирифмы.
Однако есть исключения. Так, рифмент «АЦИЯ» имеет в своём составе около
700 слов, это больше, чем в самом большом из мультирифментов.
Больше всех рифм имеет вид «А», меньше всех «У».
Самый большой род «ОН» (С учётом мультирядов - «АД»). Самый маленький род
«УВ».
Больше всего родных рифм у слов с рифментами:
АЛ ≈ 13000, АЙ ≈
8000, ИД ≈ 6000 (с учётом всех уровней и
ссылок).
Самый большой отдельно взятый рифморяд (он же мультиряд) МР 04 (глаголы на
"ать")
≈ 5500 слов.
Самый большой мультирифмент (без ссылок) «ИД» » 600 слов.
Самые большие связующие рифменты (без ссылок): «ОН●Й»
(«ОННЫЙ» ≈ 2100), «ЕН●Й»
(«ЕНИЕ» ≈ 1500 слов).
Самый большой ряд псевдорифм «О±НЫЙ»
≈ 2200 слов.
Самый маленький гласный рифмент «О», самый большой «Ю».
Самый маленький согласный рифмент «ЗО», самый большой «НА». СЛОВА-СИРОТЫ (арифматы)
- слова не имеющие ни точных, ни приблизительных рифм
(исключение составляют только редкие предударные и составные рифмы).
Примеры: жаворонок, туловище, живопись, проволока… Как правило, это слова с трёхсложными рифментами и более.
Хотя есть и двухсложные: мойва, отзвук и пр.
Т. о. наблюдаем явление, когда рифмент есть, а рифмы может и не быть.
Из всего словарного запаса русского языка (свыше
двух миллионов словоформ) не имеют
рифм всего несколько сотен слов. В словаре список слов-сирот даётся в
конце и в алфавитном порядке.
Примеры рифм
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЫ
ГЛАСНЫЕ РИФМЫ: семья - моя, боа – буржуа, колье –портье, ау – ПТУ, хламьё –ничьё, бои
– крои…